на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Математика и физика в средней школе

уравнением для мгновенной скорости

[pic]

и уравнением для координаты

[pic],

где х0 – координата начальной точки, V0x и ax – проекции векторов [pic]

на ось Х, которая параллельна траектории движения.

Для решения многих задач достаточно знать только численное значение

мгновенной скорости, определяемое из соответствующего уравнения в скалярной

форме. Для этого нужно уравнения мгновенной скорости записать для её

проекции на ось х, т.е.

[pic].

Таким образом, основная задача механики решается с помощью двух

независимых уравнений:

[pic]

[pic].

Если начало координат совпадает с начальной точкой движения уравнения

упрощаются и принимают вид:

[pic]

[pic].

Кроме уравнения координаты вводится также формула для вычисления пути

(путь – скалярная величина, равная длине траектории):

[pic].

Четкое представление о величинах, входящих в уравнения мгновенной

скорости и координаты, и об их изменениях с течением времени складывается у

учащихся при вычерчивании графиков.

На рисунке 2.4 показано изменения проекций векторов [pic], а также

координаты х тела, брошенного вертикально вверх.

Рис 2.4 и 2.5

На рисунке 2.5 изображены графики изменения ускорения и скорости тела

по модулю, а также график его пути [7].

Уравнения динамики первоначально также даются в векторной форме. И

естественно возникает необходимость перехода к записи их в скалярной форме.

Второй закон Ньютона учащиеся выражают следующим образом [14]: [pic],

где [pic] - равнодействующая всех сил, приложенных к телу. В некоторых

учебных пособиях это же уравнение записывается так:

[pic].

Для перехода к скалярной форме записи можно рекомендовать следующий

прем. Допустим, что к телу приложены две силы [pic] и [pic]. Тогда телу

сообщается ускорение [pic], направленное в сторону равнодействующей

(рис.2.6):

Рис 2.6.

Если спроецировать вектора [pic] и [pic] на произвольную ось х, то,

учитывая пропорциональность отрезков, отсеченных на сторонах угла

параллельными прямыми, можно записать:

[pic].

Откуда [pic], где [pic]- проекция равнодействующей на ось х.

Из рисунка 2.6 также видно, что проекция равнодействующей равно сумме

проекций приложенных сил, то есть

[pic],

следовательно, [pic].

Последнее уравнение выражает очень важное следствие: сумма проекций

сил, приложенных к телу, по любой оси равна произведению массы тела на

проекцию ускорения по этой же оси.

В практике средней школы встречаются физические задачи, которые

сводятся к нахождению решений системы уравнений, из которых одни есть

уравнения динамики, а другие – кинематики. Если в задаче рассматривается

равноускоренное движение, то её решение не зависит от того, проекции или

модули векторов входят в уравнения кинематики. Если же в задаче

рассматривается равнозамедленное движение, то необходимо предварительно

выразить все уравнения системы через однородные величины, то есть через

модули соответствующих векторов. В этом случае формула скорости [pic] имеет

вид [pic], формула пути [pic] будет, а формула [pic] выразится так [pic].

Несоблюдение этого правила часто приводит к ошибочным решениям.

Рассмотрим это на примере следующей задачи (задача №4 из упр. 17 учебника

для 9 класса):

«Конькобежец, масса которого равна 50 кг, после разгона скользит по

льду, пройдя до остановки 40 м. Сила трения постоянна и равна 10 Н. Сколько

времени продолжается торможение?»

рис 2.7

Выполнив чертеж, обращаем внимание учащихся на то, что к конькобежцу

приложены три силы: сила тяжести [pic], сила реакции [pic] (направленная

нормально поверхности движения конькобежца) и сила сопротивления [pic].

Рассмотрим проекции этих сил на вертикальную ось y и запишем

соответствующее уравнение динамики:

[pic], так как [pic]

поскольку [pic], то [pic].

Между тем для проекций на ось х уравнение динамики имеет вид:

[pic]

откуда (поскольку [pic] и [pic]) получим:

[pic], или [pic] (где [pic] и [pic] - модули векторов [pic] и [pic]).

Искомую величину - время – можно определить из уравнений кинематики:

[pic]

Если теперь выразить проекции векторов через их модули, то получим:

[pic]

Откуда находим, что [pic], или [pic]. Поскольку [pic], то [pic].

Обычно учащиеся поступают по другому: они записывают уравнения согласно

учебнику так:

[pic]

Откуда получают [pic] или [pic]. Если заранее не сделать разъяснений,

то ученики считают, что величины, входящие в формулы, - модули

соответствующих векторов и тогда знак минус вызывает у них недоумение. Если

же произвести дальнейшее преобразования и подставить в последнюю формулу

[pic], то получиться [pic].

Этот результат вызывает у школьников ещё большее неумение, так как им

не ясно, как избавиться от знака минус.

В данной задаче легко найти выход из затруднительного положения. Однако

в более сложных задачах можно не заметить этого и получить неправильный

ответ.

Поэтому имеет смысл на первом этапе решения по динамике рассматривать

только случаи равноускоренного движения тел, а затем, после приобретения

учащимися прочных знаний навыков, осторожно перейти к анализу и решению

задач на равнозамедленное движение.

Глава 3. развитие понятия функции в школьном курсе физике.

§3.1. Функция как важнейшее звено межпредметных связей.

В общей системе теоретических знаний учащихся по физике и математике в

средней школе большое место занимает понятие «функция». Оно имеет

познавательное и мировоззренческое значение и играет важную роль в

реализации межпредметных связей [13].

Функция является одним из основных понятий математики, выражающих

зависимость одних переменных величин от других. Как и остальные понятия

математики, оно сложилось не сразу, а прошло долгий путь развития, опираясь

в начале на представление о переменной величине, а затем на понятия теории

множеств.

Трактовка функции как зависимости одних переменных величин от других

вводится следующим образом. Если величины x и y связаны так, что каждому

значению х соответствует определенное значение y, то y называют функцией

аргумента х.

Соотношение между x и y записывают так: [pic]. Если связь между х и y

такова, что одному и тому же значению х соответствует несколько значений y,

то у называют многозначной функцией аргумента х.

Иными словами, это можно сформулировать следующим образом [11], чтобы

задать функцию [pic], следует указать: 1) множество значений Х, которое

может принимать х (область задания функции); 2) множество значений Y,

которое может принимать у (область значения функции); 3) правило, по

которому значения х из Х соотносятся со значениями у из Y. В физике чаще

всего правило отнесения значениям х соответствующих им значений у задается

формулой, устанавливающей, какие вычислительные операции надо произвести

над х, чтобы получить у.

Функция [pic] иногда задается своим графиком, те есть множеством точек

х, у – плоскости, у которой х принадлежит области задания функции, а [pic].

Развитие математики в XIX-XX вв. привело к необходимости дальнейшего

обобщения понятия функции. Оно заключалось, с одной стороны, в перенесении

этого понятия с переменных действительных чисел на переменные объекты любой

природы, с другой стороны, в определении понятия «функция» без упоминания о

её аналитическом изображении. Такое определение функции стало возможным

благодаря развитию теории множеств.

Понятие «множество» можно представить себе [10] как совокупность

некоторых объектов, объединенных между собой по какому-либо признаку.

Важным вопросом, возникшим в применении к множествам, был вопрос об их

количественном сравнении между собой. Возможность сравнительной оценки

множеств опирается на понятие взаимно однозначного соответствия между двумя

множествами [11]. Если каждому элементу множества Х поставлен в

соответствие в силу какого-либо правила или закона некоторый определенный

элемент множества Y и при этом каждый элемент множества Y оказывается

поставленным в соответствие одному и только одному элементу множества Х, то

говорят, что между множествами Х и Y установлено взаимно однозначное

соответствие.

Общее определение однозначной функции можно сформулировать следующим

образом: пусть А и В – два множества, составленные из элементов любой

природы, и М – множество упорядоченных пар[pic], такое, что каждый элемент

х, принадлежащий А [pic], входит в одну и только одну пару из М; тогда М

задает на А функцию [pic] [11]. Множество А называют областью определения

функции [pic], а множество В – областью значения этой функции.

Понятие функции играет в физике исключительно важную роль. По существу

любой физический закон лишь тогда считается четко сформулирован, когда ему

придана математическая форма, точнее – если он записан в виде некоторой

функциональной зависимости между физическими величинами.

Важно учитывать и другой факт. Не всякая формула, связывающая

физические величины, выражает причинно-следственную зависимость между ними.

В ряде случаев аналитическая запись отражает лишь определенное соответствие

между физическими величинами. Примерами могут служить формулы для расчета

плотности твердых тел ([pic]), удельной теплоты плавления ([pic]). На

основании, например, первой формулы можно, казалось бы, сказать, что [pic]

при [pic], но такое (математически правильное) высказывание неверно с

физической точки зрения.

Функциональное соответствие, связывающее давление Р и объем V

идеального газа при постоянной температуре (закон Бойля - Мариотта),

записывается так: [pic].

При изотермическом процессе причиной изменения давления идеального газа

служит изменение его объема, и наоборот. Причинно-следственную связь между

физическими величинами для этих и аналогичных случаев назовем взаимной.

§3.2. Формирование физико-математических понятий: производная,

первообразная и интеграл в школе.

Как могут быть реализованы межпредметные связи физики и математики при

формировании таких понятий, как функция, величина, производная,

первообразная и интеграл. Причины, побудившие обратится к этому вопросу

следующие. Во-первых, позднее изучение в курсе математики названных понятий

затрудняет преподавание, например, механики в курсе физики. Во-вторых,

изучению всего курса физики препятствует недостаточное использование

математического аппарата, которое происходит либо из-за позднего его

формирования у учащихся, либо из-за отсутствия согласованности действий

преподавателей физики и математики в использовании общих физико-

математических понятий.

Выход из создавшейся ситуации состоит в совместном формировании у

учащихся понятий математического анализа в курсе физики и математики.

Именно при параллельном изучении основ механики и основ математического

анализа открываются наибольшие возможности для формирования как физических

понятий – мгновенная скорость, мгновенная ускорение, перемещение, работа и

т. д., так и математических – производная, первообразная и интеграл.

Согласно такой методике реализация межпредметных связей предпочтение

следует отдать скорей наглядности физики, чем строгости математических

доказательств. Поэтому на уроках математики, например, производную сумму

вводить при помощи закона сложения скоростей; при выводе формулы

производной функции, основанном на использовании на индукции,

математические выкладки подтверждаются примерами из физики. Рассмотрение

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.