учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?
Так выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить
кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет
внеучебной программы. Это продиктовано прежде всего потребностью в более
сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в
самосовершенствовании своей личности в целом.
Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить
мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя
очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за
счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих
волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки,
юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.
Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется
направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом
случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания,
а следовательно и личности учителя, общению с ним.
Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-
интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего
ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем
внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой
деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как
заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать
помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-
познавательную деятельность.
Помимо предложенной методики учитель может использовать по своему
усмотрению и другие методики определения мотивации учения.
1 Изучение мотивации учения у отстающих школьников.
Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас
сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам
также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) также
снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда
действенных знаний, готовых к их применению на новом материале.
Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к
учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных
длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на
этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие
оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной
деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной
работы.
У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от
активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться,
чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые
варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без
понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.
Возрастные особенности мотивации учения школьников.
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере
отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых
знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту
поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых,
учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование
мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу
каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы
основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в
учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте
развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы
(интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в
учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);
мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к
дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от
общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более
глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы
представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.
Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших
школьников, но пока в самом общем представлении.
Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от
учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации
учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения
самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения
цели со своими возможностями.
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением
учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида
действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и
затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и
сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных
способов решения.
В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности,
ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста
наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны
самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности
нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных
видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели,
закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с
приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.
В старшем школьном возникает потребность и возможность
совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении
к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль
приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в
форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной
работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной
деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем
нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие
познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям
затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.
Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими
целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания
выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится
исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает
умение оценить реалистичность своих целей.
Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно
переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к
учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному
осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения
способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в
коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения
сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого
вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем
школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной
самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное
изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у
учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора
и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем
поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех
сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний
и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных
действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной
работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие
мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
4. актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок,
которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.
5. создание условий для появления новых мотивационных установок (новых
мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости,
осознанности, действенности и др.)
6. коррекция дефектных мотивационных установок
7. изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих
возможностей, так и к перспективе их развития.
Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями,
эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из
блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов,
стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.
Какие же задания и упражнения может применять учитель для
целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?
Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, т.е. к
обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со
взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.
Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание
школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо
укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на
закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному
объяснению своих успехов и неудач.
Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует
упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание
неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи,
но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении
данной задачи.
Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня
притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для
мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в
отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию,
если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям,
которые прилагает ученик при выполнении задания.
Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации
является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других
учеников, а с его прежними результатами.
Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность,
настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует
задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий.
Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует
упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе
решения.
Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на
постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их
выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться
школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны
с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.
1 Формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли они должны иметь
психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками
целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до
осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных
этапах урока.
1. Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель
может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать
мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей
темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не
Страницы: 1, 2, 3
|