на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Мотивация

учитель учесть полученные результаты в процессе обучения?

Так выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить

кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет

внеучебной программы. Это продиктовано прежде всего потребностью в более

сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в

самосовершенствовании своей личности в целом.

Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить

мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя

очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за

счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих

волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки,

юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами.

Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется

направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом

случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания,

а следовательно и личности учителя, общению с ним.

Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-

интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего

ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем

внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой

деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как

заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать

помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-

познавательную деятельность.

Помимо предложенной методики учитель может использовать по своему

усмотрению и другие методики определения мотивации учения.

1 Изучение мотивации учения у отстающих школьников.

Знания отстающих школьников характеризуются следующим образом: запас

сведений и общий кругозор ограничены; запас знаний по основным предметам

также не велик; уровни усвоения знаний (понимание, применение) также

снижены. Все это означает отсутствие у этих школьников минимального фонда

действенных знаний, готовых к их применению на новом материале.

Мотивация учения, целеполагания в учении, эмоциональное отношение к

учителю у отстающих детей также имеют ряд особенностей, вызванных

длительными неуспехами в работе. Эти дети отвлекаются на уроке, особенно на

этапах, требующих усилий и сосредоточения, порой слабо реагируют на плохие

оценки. У детей нет готовности к напряженной интеллектуальной

деятельности; наблюдаются все формы уклонения от активной мыслительной

работы.

У отстающих детей складывается иной тип отношения к учению (уход от

активной работы, боязнь трудностей, преобладает не стремление учиться,

чтобы узнать новое, а отрицательные эмоции и мотивация избежания) и особые

варианты учебной работы - выполнение отдельных стереотипных действий без

понимания учебной задачи и должного уровня самоконтроля и самооценки.

Возрастные особенности мотивации учения школьников.

Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере

отсутствуют еще мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых

знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту

поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых,

учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование

мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу

каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы

основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в

учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте

развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы

(интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в

учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний);

мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к

дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от

общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более

глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы

представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя.

Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших

школьников, но пока в самом общем представлении.

Младший школьник учится понимать и принимать цели, исходящие от

учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации

учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения

самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения

цели со своими возможностями.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением

учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида

действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и

затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и

сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных

способов решения.

В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности,

ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста

наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива. Подростку доступны

самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности

нескольких целей, причем не только в учебной работе, но во внеклассных

видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели,

закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с

приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения.

В старшем школьном возникает потребность и возможность

совершенствования своей учебной деятельности, что проявляется в стремлении

к самообразованию, выходу за пределы школьной программы. Особую роль

приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в

форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной

работы и на этой основе – приемов самообразования. Умение ставить в учебной

деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем

нестереотипичные способы их решения. В старшем школьном возрасте широкие

познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям

затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук.

Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими

целями, жизненными перспективами выбора профессии. Развитие целеполагания

выражается в том, что старшеклассник при постановки системы целей учится

исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает

умение оценить реалистичность своих целей.

Формирование мотивации учения школьников.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно

переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к

учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному

осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения

способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в

коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения

сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого

вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем

школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной

самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное

изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у

учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуация спора

и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение учителем

поощрения и порицания. Особое значение здесь приобретает укрепление всех

сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний

и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных

действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной

работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие

мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

4. актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок,

которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

5. создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости,

осознанности, действенности и др.)

6. коррекция дефектных мотивационных установок

7. изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих

возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями,

эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из

блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов,

стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Какие же задания и упражнения может применять учитель для

целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

Можно начать с укрепления чувства "открытости" к воздействиям, т.е. к

обучаемости. Могут использоваться упражнения на сотрудничество со

взрослыми. Сначала на материале задачи, на поиск новых подходов к задаче.

Следующая группам упражнений - это упражнения на целеполагание

школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо

укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на

закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному

объяснению своих успехов и неудач.

Становлению адекватной самооценки и уровня притязаний способствует

упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание

неудачи и самоанализ не только ее внешних причин в виде трудности задачи,

но и внутренних причин - своих способностей в целом и усилий при решении

данной задачи.

Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня

притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для

мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в

отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию,

если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям,

которые прилагает ученик при выполнении задания.

Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации

является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других

учеников, а с его прежними результатами.

Следующая группа заданий на устойчивость целей, на их действенность,

настойчивость и упорство в их реализации. Так удержания цели способствует

задание на возобновление учебной деятельности после помех и препятствий.

Укреплению настойчивости школьника при достижении цели способствует

упражнения на решение сверх трудных задач без обратной связи в ходе

решения.

Активность и гибкость целеполагания стимулируют упражнения на

постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их

выполнение. Чтобы упражнения на мотивы и цели могли использоваться

школьниками в реальных условиях жизни, желательно, чтобы они были связанны

с учебным материалом или с ситуациями жизни коллектива.

1 Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Какую бы деятельность ученики ни осуществляли они должны иметь

психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками

целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до

осуществления действий самоконтроля и самооценки.

Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных

этапах урока.

1. Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель

может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать

мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей

темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.