на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Мотивация учения младших школьников

было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными,

неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение

жизни, особенно у человека.

Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и

влечений, в эти же годы (начало XX в) возникли еще два новых направления,

стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также

открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория

мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция

мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории,

объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей

этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К.

Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение

в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее

варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же

виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом

и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в

области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.

Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и

расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но

также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А.

Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции

движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на

современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта,

и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс,

имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов

восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной

рефлекторной дуги.

Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего

столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических

потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних

иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее

современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто

физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических

потребностей.

Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные

к6нцепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких

концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней

были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких,

как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.

В отечественной психологии после революции 1917 г. также

предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но

долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями

неоправданной традиции психологические исследования были в основном

ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти

годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня

завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию

деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н.

Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как

и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в

практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить, те

составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы,

функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например,

соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно

складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих

деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой

деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения

изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.

В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной

сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою

очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение

происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как

может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее

иерархизированность, каким образом возникают, и исчезают отдельные виды

деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой

картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым

происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им

новых потребностей, мотивов и целей.

Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и

до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по

меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с

тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если

их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые

феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих

в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий

с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них

содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации

человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за

несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования,

терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации

человека.

1.2. Мотив и мотивация

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны:

побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и

направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается

от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и

состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление,

способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в

основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или

побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия,

включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях,

стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые

заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью

в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые

используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных

моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия

мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин

«мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком

смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда

входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и

многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и

поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его

возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и

прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие

события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность

отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных

процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность;

эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не

описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?»,

«зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и

описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о

мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и

внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и Конечного

пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а

во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом

случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях,

интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся

ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от

человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями.

Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях

как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек

характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию

и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек

в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию

может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально

развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой

ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами

зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не

как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат

непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает

рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного

воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно

влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое

поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного

выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и

устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение

определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту

поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри

побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно

определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество

диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие

потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в

определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и

развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у

человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что

требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа,

зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места,

занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше

всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в

определенных биохимических и физических условиях существования. Больше

всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических

органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные

(последние представляют собой специфические потребности, связанные с

общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди

отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и

особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих

потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.

Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь

идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е.

совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью

которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие —

цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.