было, за исключением того, что инстинкты являются врожденными,
неизменяемыми, а потребности могут приобретаться и меняться в течение
жизни, особенно у человека.
Кроме теорий биологических потребностей человека, инстинктов и
влечений, в эти же годы (начало XX в) возникли еще два новых направления,
стимулированные не только эволюционным учением Ч. Дарвина, но также
открытиями И. П. Павлова. Это поведенческая (бихевиористская) теория
мотивации и теория высшей нервной деятельности. Поведенческая концепция
мотивации развивалась как логическое продолжение идей Д. Уотсона в теории,
объясняющей поведение. Кроме Д. Уотсона и Э. Толмена, среди представителей
этого направления, получивших наибольшую известность, можно назвать К.
Халла и Б. Скиннера. Все они пытались детерминистически объяснить поведение
в рамках исходной стимульнореактивной схемы. В более современном ее
варианте (а эта теория продолжает разрабатываться до сих пор почти в том же
виде, в каком она была предложена еще в начале и середине века Э. Толменом
и К. Халлом) рассматриваемая концепция включает новейшие достижения в
области физиологии организма, кибернетики и психологии поведения.
Исследования, начатые И. П. Павловым, были продолжены, углублены и
расширены не только его непосредственными учениками и последователями, но
также другими физиологами и психологами. Среди них можно назвать Н. А.
Бернштейна, автора оригинальной теории психофизиологической регуляции
движений, П. К. Анохина, предложившего модель функциональной системы, на
современном уровне описывающую и объясняющую динамику поведенческого акта,
и Е. И. Соколова, который открыл и исследовал ориентировочный рефлекс,
имеющий большое значение для понимания психофизиологических механизмов
восприятия, внимания и мотивации, предложил модель концептуальной
рефлекторной дуги.
Наконец, последней из теорий, уже существовавших в начале нашего
столетия и продолжающих разрабатываться сейчас, стала теория органических
потребностей животных. Она развивалась под сильным влиянием прежних
иррационалистических традиций в понимании поведения животного. Ее
современные представители видят свою задачу в том, чтобы чисто
физиологически объяснить механизмы работы и функционирования биологических
потребностей.
Начиная с 30-х годов XX в. появляются и выделяются специальные
к6нцепции мотивации, относимые только к человеку. Одной из первых таких
концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней
были опубликованы работы представителей гуманистической психологии, таких,
как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.
В отечественной психологии после революции 1917 г. также
предпринимались попытки ставить и решать проблемы мотивации человека. Но
долгие годы, вплоть до середины 60-х годов, по сложившейся десятилетиями
неоправданной традиции психологические исследования были в основном
ориентированы на изучение познавательных процессов. Из созданных за эти
годы, более или менее продуманных и доведенных до определенного уровня
завершенных концепций мотивации можно, пожалуй, назвать только теорию
деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданную А. Н.
Леонтьевым и продолженную в работах его учеников и исследователей.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как
и другие его психологические особенности, имеет, свои источники в
практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить, те
составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы,
функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например,
соответствуют потребности человека; системе деятельностей, из которых оно
складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих
деятельность, - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой
деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения
изоморфизма, т. е. взаимного соответствия.
В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной
сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою
очередь, подчиняется объективным социальным законам.
Таким образом, данная концепция представляет собой объяснение
происхождения и динамики мотивационной сферы человека. Она показывает, как
может изменяться система деятельностей, как преобразуется ее
иерархизированность, каким образом возникают, и исчезают отдельные виды
деятельности и операции, какие модификации происходят с действиями. Из этой
картины развития деятельностей далее выводятся законы, согласно которым
происходят изменения и в мотивационной сфере человека, приобретение им
новых потребностей, мотивов и целей.
Итак, к середине текущего столетия в психологии мотивации выделились и
до сих пор продолжают разрабатываться как относительно самостоятельные по
меньшей мере девять теорий. Каждая из них имеет свои достижения и вместе с
тем свои недостатки. Основной заключается в том, что все эти теории, если
их рассматривать в отдельности, в состоянии объяснить лишь некоторые
феномены мотивации, ответить лишь на небольшую часть вопросов, возникающих
в этой области психологических исследований. Только интеграция всех теорий
с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них
содержится, способна дать нам более или менее полную картину детерминации
человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за
несогласованности исходных позиций, различий в методах исследования,
терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации
человека.
1.2. Мотив и мотивация
В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны:
побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и
направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается
от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и
состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление,
способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в
основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или
побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия,
включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях,
стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые
заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью
в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые
используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных
моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия
мотивации и мотива. Рассмотрим их.
Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин
«мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком
смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда
входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и
многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и
поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его
возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и
прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие
события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность
отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных
процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность;
эмоционально-специфическая окрашенность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не
описания поведения. Это - поиски ответов на вопросы типа «почему?»,
«зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и
описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о
мотивации содержащих его поступков.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и
внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и Конечного
пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а
во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом
случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях,
интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся
ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от
человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями.
Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях
как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек
характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию
и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек
в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию
может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально
развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой
ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами
зрения и действовать в ней различными способами.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не
как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат
непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает
рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного
воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно
влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое
поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного
выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и
устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение
определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри
побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно
определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество
диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие
потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в
определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и
развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у
человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что
требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа,
зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места,
занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше
всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в
определенных биохимических и физических условиях существования. Больше
всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических
органических потребностей, есть еще материальные, духовные, coциальные
(последние представляют собой специфические потребности, связанные с
общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди
отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и
особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих
потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь
идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е.
совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью
которых данная потребность может быть удовлетворена.
Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие —
цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|