на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

усвоения ребенком половых ролей. Например, процесс усвоения ролей

рассматривается как аналогичный усвоению языка или любой другой системы

правил (половая роль ни что иное, как некое правило).

Помимо родителей, исключительно важным, универсальным агентом половой

социализации является общество сверстников как своего, так и

противоположного пола. Оценивая телосложение и поведение ребенка в свете

своих, гораздо более жестких, чем у взрослых критериев

маскулинности/феминности, сверстники тем самым подтверждают или ставят под

вопрос его половую идентичность и полоролевые ориентации. Особенно велика

роль сверстников для мальчиков, у которых полоролевые нормативы и

представления (каким должен быть настоящий мужчина) обычно более жестки и

завышены, чем у девочек. "Объясняется ли это тем, что маскулинные черты

традиционно ценятся выше феминных, или общебиологической закономерностью,

по которой на всех уровнях половой дифференцировки формирование мужского

начала больших усилий, чем женского, и природа делает здесь больше ошибок -

вопрос открытый" (11, с. 197(.

Сверстники также являются главным посредником в приобщении ребенка к

принятой в обществе, но скрываемой от детей системе сексуального

символизма. Нарушение полоролевого поведения ребенка сильно сказывается на

отношении к нему сверстников: феминные мальчики отвергаются мальчиками,

зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают

мальчики, нежели девочки. Однако есть одно важное различие: хотя девочки

предпочитают дружить с феминными сверстницами их отношение к маскулинным

девочкам остается положительным; напротив, мальчишеские оценки феминных

мальчиков резко отрицательны. Отсутствие общения со сверстниками в

предподростковом возрасте может существенно затормозить психосексуальное

развитие ребенка, оставив его не подготовленным к сложным переживаниям

пубертата.

Итак, половые роли - это дифференциация деятельности, статусов, прав,

обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Половая

идентичность означает усвоение половых ролей индивидом.

Социально-психологическое понятие половой роли описывает социальные

установки и специфические формы деятельности, которые в данном обществе

считаются типичными или наиболее подходящими для представителей данного

пола; дифференциация "мужских" и "женских" ролей касается в первую очередь

общественно-производственных и семейных функций, но с ней всегда

ассоциируются также представления о типичных психологических, личностных

свойствах, способностях и направленности интересов мужчин и женщин.

Половые роли всегда связаны с определенной нормативной системой,

которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.

Половые роли изучаются на трех различных уровнях:

1. Макросоциальный - дифференциация социальных функций по половому

признаку и соответствующие культурные нормы.

2. Межличностный - половые роли в рамках конкретной системы совместной

деятельности (например, роли матери и жены в конкретной семье).

3. Интраиндивидуальный - половая роль производна от особенностей

конкретной личности, от представлений человека о том, каким должен

быть мужчина или женщина, на основе осознанных и неосознанных

установок и жизненного опыта.

Можно считать твердоустановленным, что психосексуальное развитие

человека в целом, включая и его половую идентификацию, является продуктом

совместного действия биологических и социальных сил. Нормальное

биологическое развитие еще не делает человека мужчиной или женщиной в

социально-психологическом и личностном смысле. Для этого биологические

характеристики должны быть дополнены психологическим полом, который

включает в себя определенную сексуальную идентичность, то есть сознание и

чувства своей половой принадлежности, связанные с нею психосексуальные

ориентации (например, влечение к противоположному полу) и социосексуальные

ориентации, то есть интернализованную систему половых ролей, в свете

которой индивид различает критерии "мужественности" и "женственности",

оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую

деятельность и социальный статус и т.д. Эти представления в большей степени

зависят от культурных норм и влияния окружающих людей. Отсюда - возможность

широкого круга индивидуальных особенностей, возможность разнообразных

конфликтов и даже психосексуальных аномалий.

"Самый важный индикатор будущей гомосексуальности ребенка - гендерное

несоответствие, которое в некоторых случаях, но далеко не всегда,

сочетается с особенностями телосложения и внешности (женственный мальчик и

мужественная девочка). Многие геи и лесбиянки отмечают, что они с раннего

детства отличались от сверстников своего пола: одевались не в ту одежду,

любили не те игры, выбирали не тех партнеров" (11, с. 334(.

Вот как выглядят детские воспоминания сан-францисских гомосексуалов по

сравнению с контрольной гетеросексуальной группы (11, с. 334(.

Таблица.

Процент респондентов, имевших в детстве гендерно-некомформные предпочтения

и поведение.

| | |Мужчины |Женщины |

|№№ |Вопросы | | |

| | |Геи |Гетеросе|Лесбиянк|Гетеросе|

| | | |к. |и |к. |

| | |N=686|N=337 |N=293 |N=140 |

|1. |Не получал ли | | | | |

| |удовольствия от |63 |10 |63 |15 |

| |деятельности, типичной | | | | |

| |для своего пола | | | | |

|2. |Получал ли удовольствие | | | | |

| |от гендерно-нетипичных |48 |11 |81 |61 |

| |действий | | | | |

|3. |Не соответствовал нормам |56 |8 |80 |24 |

| |маскулинности\феминности | | | | |

|4. |Большинство друзей |42 |13 |60 |40 |

| |детства были | | | | |

| |противоположного пола | | | | |

Данные таблицы подтверждают тот факт, что гендерные стереотипы,

поведения чувства и особенно образы "Я" пре-гомосексуальных мальчиков и

девочек сильно отличаются от тех, которые типичны для их гетеросексуальных

сверстников и сверстниц, причем у мужчин эти различия выражены сильнее, чем

у женщин.

Хотя несоответствие гендерным стереотипам создает психологические

трудности для всех детей, у мальчиков, независимо от их будущей сексуальной

ориентации, такие проблемы встречаются гораздо чаще. Почему? (11, с. 335-

336(.

1. На всех уровнях половой дифференциации формирование мужчины требует

каких-то дополнительных усилий (принцип Адама, по терминологии

Джона Мани), без которых развитие автоматически идет по женскому

типу.

2. В силу господствующего положения мужчин в обществе мужские качества

традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в

направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в

сторону демаскулинизации. Женственный мальчик вызывает неодобрение

и насмешки, а казак-девочка воспринимается спокойно, а то и

положительно.

3. Формирование мужской идентичности предполагает цезуру, перерыв

постепенности, которого нет у женщин. В раннем детстве мальчики,

как и девочки, находятся под влиянием матерей и вообще женщин, а

затем они должны оторваться от женского влияния и

переориентироваться на мужские образцы поведения.

Нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин много

отрицательных последствий, им труднее устанавливать отношение с женщинами и

у них больше невротических проблем. У маскулинных девочек ничего подобного

нет. Энергичность и агрессивность компенсируют им психологические отличия

от ровесниц.

Жесткое психологическое давление со стороны сверстников побуждает

мальчиков искоренять в себе женственность, и большинство из них с этой

задачей более или менее справляются. Однако тем, у кого феминных задатков

было изначально больше, сделать это значительно труднее, процесс

дефеминизации у них затягивается, порождая устойчивые сомнения в своей

маскулинности (11, с. 338(.

Признание Юнгом врожденной андрогенной природы людей находит выражение

в архетипах Анимы и Анимуса. Анима представляет внутренний образ женщины в

мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как Анимус -

внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти

архетипы основаны, по крайней мере, частично, на том биологическом факте,

что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские и женские гормоны.

Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в

коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с

противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой

степени, "феминизировались" в результате многолетней совместной жизни с

женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что

Анима и Анимус должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса,

чтобы не тормозить развитие личности в направлении самореализации. Иными

словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с

маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же

как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми,

результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

В теологии пола, развитой В. С. Соловьевым, целостный человек есть

единство мужского и женского принципов, из которых первый есть "субъект

познающий и деятельный", то есть "человек в собственном смысле", а второй

выступает в качестве "объекта познанного или пассивного" (Соловьев В. С.

Россия и вселенская Церковь. - М., 1911, с. 335).

Базовые атрибуты сущности женского психического - цикличность и

репродуктивность, подхватываются воспитывающей культурой и превращаются в

то, что мы привыкли называть женскими чертами характера: конформность,

эмпатичность, терпимость, консерватизм, чистоплотность, аккуратность и т.д.

Те мужские черты, которые в культуре принято обозначать как активность,

агрессивность, динамичность, соревновательность и т.п., сводятся к двум

смысловым основаниям - экспансии и конструированию (30, с. 32-33(.

Обратимся теперь к еще одному аспекту проблемы - о влиянии половой

принадлежности человека на его социальное поведение и статус.

Тут существует некоторое разногласие во взглядах авторов. Согласно

одной точки зрения, наиболее четко сформулированной Т. Парсоном и Р.

Бейлсом (13, с. 768(, дифференциация мужских и женских ролей в семье и

обществе неустранима, так как она основана на естественной

взаимодополнимости полов: мужские роли и стиль жизни являются

преимущественно "инструментальными", а женские - "экспрессивными". Никакое

радикальное изменение этой структуры, по Парсону, невозможно. Эта точка

зрения подтверждается, во-первых, тем фактом, что этот тип дифференциации

широко распространен и представлен в обществах разного типа. Во-вторых,

такая дифференциация мужских и женских функций в общем подтверждается

данными дифференциальной психологии о половых различиях (в межличностном

общении, профессиональных предпочтениях и т.д.) (13, с. 769(. В третьих, в

пользу этой точки зрения говорят некоторые биологические данные. Например,

строгие экспериментальные исследования доказывают, что важным причинным

фактором агрессивного поведения является действие мужских половых гормонов

(13, с. 770(. Активное, напористое поведение хорошо дифференцирует типичное

поведение мальчиков от поведения девочек. На этом основаны общеизвестные

стереотипы массового сознания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.