на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Народные сказки как средство воспитания детей школьного возраста

Но эта концепция вызывает и серьезные возражения. Во-первых, она

консервативна и неисторична. Дифференциация мужских и женских ролей всегда

предполагает их взаимодополнительность, но нормы ее неодинаковы в разных

обществах и классах. Во-вторых, вопреки идее "взаимодополнительности" мужа

и жены, максимум взаимной удовлетворенности, интегрированности и

коммуникации между супругами наблюдается в тех семьях, где традиционной

специализации половых ролей меньше (13, с. 771(.

Отсюда - все большее распространение противоположной точки зрения,

согласно которой дифференциация половых ролей - исключительно социальный

феномен. Главные их аргументы сводятся к тому, что дифференциация половых

ролей представляет собой иерархическую стратификацию, в которой женщинам

отведено подчиненное место; и это не вытекает из фактических половых

различий, а определяется различиями в воспитании; это доказывается тем, что

почти все эти различия обнаруживаются лишь после того, как дети достигают

определенного возраста.

Разрушение соответствующих социально-психологических стереотипов и

постепенное сближение характера жизнедеятельности мужчин и женщин уменьшают

глубину этой дихотомии. Существенное значение имеет также сближение

отцовской и материнской ролей в семье и рост социальной активности женщин.

Поэтому традиционная дихотомия половых роле должна уступить место обществу,

в котором не существует никаких стереотипных поведенческих различий между

ролями мужчин и женщин, основанных только на их половой принадлежности.

Чрезмерное же акцентирование половой специфики само создает

психологические проблемы, суживающие сферу полноценной социально- и

личностно-значимой коммуникации между полами.

Глава 3. Использование сказки для диагностики формирования полоролевых

стереотипов.

1. Организация работы.

3.1.1. Планирование: определение целей и задач, выбор средств работы.

Первый этап диагностической работы с ребенком в общем случае

представляет собой организационный этап, который включает в себя:

а) определение точной цели диагностического исследования, то есть

того, что психолог/педагог намерен достичь в процессе работы с ребенком;

б) постановку задач, то есть определение того, что необходимо

проделать в ходе работы;

в) выбор методов работы со сказкой, а также рассмотрение возможностей

применения других методов и техник для расширения объема информации о

ребенке (например, беседа с родителями, педагогами, и т.д.), для контроля

достоверности предварительной информации, закрепления полученных

результатов.

Возможностями методики являются: выявление уникальных, индивидуальных

способов отношения личности к социальному окружению и себе самой;

определение стиля взаимоотношения с другими людьми, выявление ведущих

мотивов, и путей их реализации, средства разрешения внутриличностных и

межличностных конфликтов, анализ самооценки, меры ее осознанности,

адекватности, гибкости; выявление и анализ психологических защит, то есть

индивидуальных подходов к разрешению конфликтов в аффективно-стрессовых

условиях. Личность как динамический процесс есть постоянная активность в

создании, поддержании и защите своего "личного" мира. Личный мир - это

полностью субъективная система мнений, верований, идей, желаний и

потребностей индивида, которые ориентируют его поведение во внешнем мире и

которыми определяются его восприятия. Этой цели - проникнуть во внутренний

мир конкретной личности - служит методика. Она, подобно Х-лучам, или

кинопроектору, позволяет обнаружить "личный мир" испытуемого ребенка.

Целью данной диагностической работы является выявление индивидуальных

вариаций и отклонений в формировании полоролевых стереотипов.

Для достижения целей были поставлены следующие задачи:

> получение максимально возможного объема информации о тестируемом

ребенке, в том числе по заявленной проблеме;

> выявление проблемного поля, обнаружение внутренних противоречий и

межличностных проблем;

> анализ затруднений и их зависимость от полоролевых предпочтений;

> определение персонажа, с которым идентифицировал себя ребенок и

соответствие его поведения, поступков полоролевым стереотипам;

> рассмотрение проявлений героями сказки феминных и маскулинных качеств

и соответствие их полу персонажа;

> определение половой идентичности, то есть чувства и осознания ребенком

своей половой принадлежности;

> выявление системы половых ролей, в свете которой ребенок различает

критерии "мужественности" и "женственности";

> постановка коррекционных задач для дальнейшей работы.

Перед тем, как приступить к рассмотрению особенностей полоролевой

идентификации, необходимо сделать общий анализ сказки, в том числе анализ

личностных реакций, невербальных сигналов; характеристика героев

(действующих лиц) в сказке, затруднении, в которые они попадают, а также

пути их преодоления; общий анализ сказки (ее тематики, яркости,

оригинальности, единство композиции и т.д.).

В целях полноты диагностической работы представляется интересным и

необходимым выяснить степень психологической зависимости ребенка от

родителей своего или противоположного пола; однополые или разнополые

компании ребенка; предпочитаемые виды игровой деятельности и роли, степень

соответствия нормам маскулинности/феминности. Ввиду ограничения объема

работы мы будем рассматривать только наиболее ярко выраженные факторы.

Для диагностики полоролевых стереотипов мы рассматривали сказки,

придуманные детьми 10 - 12 лет. Наиболее интересной и эффективной является

работа со сказкой, как диагностическим приемом, с детьми в возрасте от 6 -

7 до 11 - 12 лет. На младшие школьные годы приходится этап скрытого

формирования мировоззрения и морали, в общении ребенка со взрослыми и

сверстниками закладываются основы нравственной позиции индивида. На пороге

школьной жизни возникает новый уровень самосознания ребенка, наиболее точно

выражаемый словосочетанием "внутренняя позиция" (24, с. 24(. Эта позиция

представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям,

событиям и делам.

Если рассмотреть данный возрастной период с точки зрения

психосексуального развития, то можно выделить несколько аспектов. Половые

различия, проявляющиеся в детских отношениях, выборе игр и других формах

активности, уже заметные к 4 - 5 годам жизни, продолжают формироваться и

увеличиваться до 8 или 9 года жизни. К этому же периоду у ребенка уже

являются достаточно отчетливо сформулированные представления о стереотипах

"мужественности" и "женственности", завершен процесс идентификации ребенка

с определенным полом - мужским или женским, происходит активное усвоение

установленных обществом стандартов.

Фрейд и некоторые другие исследователи считают период от 5 - 10 лет

фазой временной бездеятельности, в которой в психическом развитии ребенка

почти ничего не происходит. Однако, как отмечает Г. Н. Бреслав (Бреслав Г.

Н. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и

отклонения. - М., 1990, с. 113), этот период является периодом возрастающих

сексуальных интересов (о чем свидетельствуют увеличение количества игр

гомосексуального характера; возникновение незрелых гетеросексуальных

"любовных" отношений, хотя они, как правило, остаются в сфере фантазии).

В сказке, рассказанной ребенком, нужно рассматривать дифференциацию

мужских и женских ролей, основанную на естественной взаимодополнимости

полов, а также заимствование ребенком манеры поведения и ряда личностных

черт (доброта, отзывчивость, решительность, агрессивность и др.),

соответствующих тому полу, с которым индивид себя идентифицирует.

При анализе поступков героев мы должны обратить внимание на

стереотипные феминные и маскулинные функции персонажи сказки.

Если использовать терминологию Юнга К. Г., то необходимо рассмотреть,

проявляются ли в сказке архетипы Анимы и Анимуса, то есть насколько сильно

проявляются феминные качества наряду с маскулинными в мальчике, и

маскулинные наряду с феминными в девочке.

В инструкции содержалось обращение к ребенку с просьбой придумать,

сочинить сказку, волшебную историю, которую они не читали и не видели на

экране телевизора, что обеспечивало неопределенность стимульного материала,

или инструкции. Протоколы сказок приведены в приложении.

3.1.2. Необходимые знания и умения, ограничения и трудности метода.

Для того чтобы осуществить диагностику, необходимо, прежде всего,

знать основные направления и теории личности для расширения возможности

интерпретации; для того, чтобы толковать материал, используя понятийные

аппараты различных теорий.

Деятельность испытуемого должна протекать в атмосфере

доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны

экспериментатора. Необходимо расположить к себе ребенка, поддержать его для

того, чтобы он максимально возможно избавился от рамок и дал волю своей

фантазии. Нельзя давить на него авторитетом взрослого и ученого человека.

За этим скрывается стремление не порицать ребенка и не выносить свое

окончательное суждение, а взглянуть на симптомы или отклонения в поведении

совсем с иной, необычной и выигрышной точки зрения. В процессе работы

необходимо использовать естественную жажду новых ощущений и открытость

ребенка новому знанию.

Симптомы в рамках данной методики не только принимаются к сведению, но

и активно используются в стратегии лечения. Задача терапевта - найти

понятную форму для своей лечебно-диагностической стратегии с учетом

неповторимого житейского опыта каждой отдельной личности.

Утилизация выраженных симптомов подразумевает уместность любого

подхода в зависимости от специфики каждого случая. Одному нужно дать

возможность познать самого себя, другому требуется сильная эмоциональная

встряска, третий нуждается в модификации поведенческой модели. Только при

таком подходе будут обеспечены интересы ребенка и полнота утилизации.

В данной работе мы ограничимся рассмотрением диагностических

возможностей сказки, так как коррекция нарушений формирования полоролевых

стереотипов представляет собой тему отдельной исследовательской работы,

кроме того, требующей наличия специальных знаний и навыков. Сложность

исследования эффективности коррекции с помощью сказки связана также с тем.

Результативность ее трудно измерима и эффект является отложенным во

времени.

Интерпретация результатов проективных методик есть по существу

построение модели личности и, следовательно, будет определяться той

теорией, вольным или невольным адептом которой является психолог-

экспериментатор. Успех проективного исследования во многом зависит от

личности экспериментатора, его умения расположить к себе испытуемого и ряда

других факторов, возникающих в подобной работе. То есть при работе со

сказкой предполагается высокий уровень мастерства психолога/педагога и

одновременно несвобода от его субъективизма при интерпретации результатов.

При работе со сказкой практически невозможно полностью унифицировать и

стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и

саму процедуру эксперимента. Ведь совершенно различно поведение

экспериментатора с робким, сенситивным или спокойным, уверенным ребенком, с

таким, который открыт, активно ищет помощи, или с тем, кто "защищается" при

малейших попытках проникнуть в его внутренний мир. Можно описать наиболее

распространенные стратегии поведения экспериментатора, но они, конечно, не

охватывают всего многообразия конкретных случаев.

Говоря о применении метафор в психотерапевтическом процессе,

необходимо отметить ограничения, связанные с их использованием.

Метафорическое описание не всегда идентично той информации, которую оно

представляет. Передаваемая информация структурируется со схемой, навязанной

образом, то есть метафора акцентирует лишь некоторые аспекты

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.