на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нарушения зрения детей

направления) зависит от состояния оптической системы глаза у данного

человека.

I. 2. Формирование зрения у детей

Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности.

Наиболее интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни.

Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этому времени длина оси

глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этим меняется и

преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видеть

предметы четко - остроте зрения. Острота зрения равняется 1.0 D (диоптрии),

формируется у детей не сразу, а зависит от возраста. Так, при рождении

большинство детей склонны к дальнозоркости, и только с 6-ти лет

увеличивается число детей с нормальным зрением.

Однако, от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает

близорукость. Кроме того, в 2х-3х летнем возрасте наиболее активно

формируется работа обоих глаз, поэтому именно в этом возрасте может

возникнуть косоглазие.

II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного

анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент,

когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся

размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами

и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и

пришла болезнь.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это

спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

II. 1. Спазм аккомодации

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное

напряжение мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается.

Он (спазм) сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением

при работе на близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление

преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский

его сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой

близорукий школьник. По данным Р.С. Зильбермана, при слабой близорукости

спазм встречается в 35, 2 %, при средней (3,0D - 6,0D) - в 28,4 %.

Школьник, у которого развивается стойкое напряжение цилиарной

мышцы, становится раздражительным, быстро устает, снижает свою

успеваемость, жалуется на головные боли. Продолжительность спазма

колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от общего

состояния ребенка, режима его жизни и занятий, своевременности диагностики

и правильно назначенного лечения глаз.

Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду

частоты этого поражения, его тяжести и длительности, должна осуществляться

родителями, педагогами и офтальмологами.

II. 2. Близорукость

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период

интенсивной длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр

на компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в

глазном яблоке, приводящие к его растяжению.

В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, которое

улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.

II. 3. Дальнозоркость

В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное

состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки появления дальнозоркости - ухудшение остроты

зрения вблизи, стремление отодвинуть текст от себя. В более выраженных и

поздних стадиях - понижение зрения вдаль, быстрая утомляемость глаз,

покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

II. 4. Астигматизм

Это особый вид оптического строения глаза. Явление этого

врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего,

неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи,

снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных

ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии.

II. 5. Косоглазие

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного

глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в

сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к

виску - расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы

мышц глаза. При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз

практически бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

III. БЛИЗОРУКОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников

занимает близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных

занятий очень велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять

ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу,

непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена

зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для

оптимального состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в

школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую

очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних

исследований. При этом все исследователи обнаруживают общую закономерность

- увеличение числа учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся,

но и степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей

проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

III. 1. Течение и симптомы

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их

степени на 3 группы: слабую до 3,0D (диоптрий), среднюю до 6,0D и высокую

(сильную) - от 6,0D и выше.

Ориентировочно можно считать, что на долю миопии слабой, средней и

высокой степени приходится 82 %, 12 % и 6 % соответственно.

Такое деление близорукости, естественно, основывается не только на

оптических признаках, а определять именно функциональной пригодностью

рефракции глаза в разной ее степени.

Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются

случаи миопии слабой и средней степени.

Первым признаком миопии является понижение зрения, которое

коррегируется до нормального уровня отрицательными линзами. На начальном

этапе развития близорукости видимых изменений на глазном дне, как правило,

не бывает, если не считать конусов около диска зрительного нерва, которое

встречается у 3-8 % близоруких. Исключением являются случаи врожденной

наследственной миопии, когда возникают более или менее выраженные

нарушения, обычно характерных для высоких степеней близорукости.

Чаще всего формируется миопия, которая остается на всю жизнь.

Однако, в некоторых случаях глазное яблоко продолжает удлиняться,

соответственно увеличивается и степень миопии. Дальнейшая точка ясного

видения все больше приближается к глазу, область и объем аккомодации

сокращаются, слабость цилиарной мышцы ухудшается. Прогрессирование

близорукости может привести к серьезным изменениям в глазу и значительной

потере зрения, которое под влиянием очков улучшается лишь в нет. мере или

не улучшается совсем. Эти изменения наблюдаются в основном в заднем отделе

глаза, который подвергается растяжению, и прежде всего, затрагивают область

диска зрительного нерва.

При очень высокой степени миопии происходят дегенеративные

изменения сетчатки, которые могут привести к одному из самых серьезных

осложнений миопии - отслойке сетчатки.

Прогноз

Если миопия протекает без осложнений и, достигнув небольших

степеней, стойко стабилизируется, то прогноз в отношении зрения, которое

хорошо коррегируется очками, вполне благоприятный. При близорукости высокой

степени коррегированная острота зрения часто остается пониженной.

Визуальный прогноз ухудшается при быстром прогрессировании миопии и

появлении дегенеративных изменений в сетчатке. Он становится особенно

неблагоприятным, если они развиваются в области желтого пятна.

III. 2. Причины и механизмы развития близорукости

Вопрос о причинах развития близорукости, считают профессора

Данилевский А.Ч. и Пильман Н.И., прошел за последние полтора столетия ряд

этапов, из которых можно выделить четыре основных:

1. До 70-80- х годов XIX века было известно, что во многих

случаях близорукость, главным образом высокая, прогрессивная

имеет наследственный характер и наблюдается у ряда членов

одной и той же семьи, а также по восходящей и нисходящей

линии у родителей и потомков.

2. С 70-80- х годов прошлого столетия и на протяжении

последующих 3-4 десятилетий, когда в процессе массовых

обследований школ выяснилось, что близорукость возникает в

первые годы обучения в школе и активно прогрессирует с

возрастом ребенка, известные ранее передние факты семейно-

наследственного происхождения близорукости отошли в тень. На

первый план в качестве основных причин близорукости были

выдвинуты неблагоприятные условия внешней среды и, прежде

всего, фактор усиленной зрительной нагрузки на глаза, в

особенности при зрении на близком расстоянии.

3. Важным знаком в поисках причин близорукости явилась

созданная в 1913 году швейцарским офтальмологом Штейгером

наследственно-биологическая теория происхождения сферических

рефракций - эмметронии, дальнозоркости и близорукости, на

несколько десятилетий определившая направление исследование

в этой области.

4. Современные теории происхождения близорукости признают

влияние как внутренних факторов наследственности, так и

внешней среды.

В настоящее время при оценке рефракции глаз правильно учитывается

роль как внешних, так и наследственных факторов, и развитие близорукости

подавляющим большинством офтальмологов рассматривается как процесс,

протекающий под влиянием факторов внешней среды у лиц, имеющих к ней

наследственную предрасположенность.

Только так можно понять, почему в школе, где все находятся в

одинаковых условиях обучения, близорукость развивается далеко не у всех.

Ряд других факторов из клиники близорукости и особенностей ее течения также

объясняется только с упомянутых выше позиций.

III. 3. Факторы, стимулирующие возникновение близорукости у

школьников

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением

множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста

колеблется в пределах 2,3 - 13,8 %, а среди выпускников школ - 3,5 - 32,2

%. Это указывает на связь близорукости с природно-географическими

условиями.

Можно считать установленными 2 факта. Распространение миопии

увеличивается по мере продвижения с юга на север. Это связано, видимо, с

особенностями светового режима и питания.

В городских школах близорукость, как правило, встречается чаще,

чем в сельских. Очевидно здесь играет роль меньшая зрительная нагрузка

учащихся сельских школ. Помимо того, сельские школьники больше бывают на

свежем воздухе и занимаются физическим трудом, что способствует закаливанию

организма и повышению его сопротивляемости к неблагоприятным воздействиям

окружающей среды.

Климатические условия Мурманска отличаются особой неравномерностью

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.