инсоляции (смена полярной ночи полярным днем), сочетающейся с большой
интенсивностью солнечного света.
Синергичность местных неблагоприятных условий оказывает большое
влияние на зрение, обусловливает зрительные нарушения. В первую очередь -
это неудовлетворительный световой режим. С другой стороны, длительное
отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, в
течение дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоваться
искусственным освещением, с другой - большая яркость света в период белых
ночей и полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период
полярного дня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к
сумеркам, от естественного освещения к искусственному, связаны с частой
переадаптацией глаза. Все это может оказать непосредственно неблагоприятное
влияние на зрение.
К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается:
. Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном
освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность
рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и
чтения.
. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Очень
важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали
росту детей.
. Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и
писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в
неудобном положении способствует развитию ослаблению зрения.
IV. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
В Мурманске действует одна школа (№ 58) для детей с нарушениями
зрения. В ней существуют группы профилактики глазной патологии нового
образца. Для гармоничного воспитания и обучения детей в этих группах
разработаны специальные методы профилактики нарушения зрения, которые
должны учитывать и общее состояние здоровья школьника, и уровень
умственного и физического развития, и степень риска по близорукости, и
возрастную, и наследственную отягощенность.
Все работы с детьми осуществляются по принципу играя - лечимся.
Все лечебные мероприятия в классах профилактики глазной патологии должны
быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными, занимательными
и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.
Каждый учитель, школьный медицинский работник и родители должны
знать и неукоснительно выполнять все рекомендации врачей-офтальмологов по
отношению к детям групп глазной профилактики по нарушению зрения.
Основным принципом учебного процесса в классах с нарушениями
зрения являются некоторые ограничения зрительной нагрузки, увеличение
нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физической
активностью.
Для детей группы профилактики создаются небольшие классы по
количеству детей, чтобы можно было разместить всех детей на удобном, хорошо
освещаемом месте. Порядок рассаживания определяет офтальмолог с учетом ряда
признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по зрению, именуемая
близорукостью). Для учителя в списке «групп профилактики» указываются
данные о состоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими
пользоваться (только для работы, вблизи, постоянно, для дали).
IV. 1. Задачи учителя в классах профилактики
зрительной патологии
Одновременно перед учителем ставятся задачи:
1. Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах среди
групп профилактики проводятся по принципу ограничения
зрительного напряжения и усиления физической и слуховой
нагрузки.
2. Трудовое воспитание у детей с близорукостью не сопровождаться
длительностью зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).
3. В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальные
упражнения).
4. Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков.
5. Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.
6. Учащимся с близорукостью не рекомендуется спортивные
соревнования, поднятия тяжестей (можно назначать: плавание без
прыжков с высоты, гребля, бег трусцой, теннис и др.).
7. Делать перерывы при чтении на 10-15 минут, через каждые 30-45
минут. Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.
8. Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей
дома.
Контроль за выполнением учителями рекомендаций врача-офтальмолога
возлагается на медсестру школы и врача-офтальмолога в школе. Для четкости
выполнения учителями и медицинскими работниками школы, офтальмологу детской
поликлиники рекомендуется не реже 1 раза в месяц, или в 2 месяца посещать
группы профилактики.
У каждого ребенка, внесенного в список «группы профилактики»
должны быть зафиксированы: острота зрения, рефракция, аккомодация,
сопутствующие заболевания, наследственная отягощенность близорукости,
увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками, вышиванием и
т.п.), а также занятия физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на
просмотр телепередач, пребывание на свежем воздухе, занятия в группах
продленного дня.
В конце каждой учебной четверти, года офтальмологи вместе с
педагогами на родительских собраниях должны подводить итоги борьбы с
нарушениями зрения, подчеркивать положительные результаты, указывая
одновременно и на отрицательные моменты с конкретными предложениями по их
устранению.
IV. 2. Профилактические мероприятия по предупреждению зрительных
расстройств в классах обычной школы
Учитывая тот факт, что специализированных детских садов и школ для
детей с нарушениями зрения недостаточно, а дети с нарушениями зрения есть в
каждом классе любой школы Мурманска, необходимо объединить усилия врачей,
учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с
возникновением зрительных расстройств и их прогрессированием.
Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных
школах - построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен,
организация занятий и отдыха во внешкольное время - имеют прямое отношение
к работе учителя.
В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов.
Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за
сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего
школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма,
длительного сидения. Эти раздражители впервые систематически вошли впервые
систематически вошли в жизнь детей и представляют для них определенные
трудности.
Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к
занятиям, четыре урока ежедневно- непосильная нагрузка, в том числе и для
органа зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день
постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока
в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.
Исследования офтальмолога М.И. Варсакина и Л.К. Александровой
показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу
третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты
зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций,
общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и их чередование
по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную
утомляемость.
Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам.
Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены
детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс дожны заниматься только в
первую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать
правильный режим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них
остается больше времени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий
спортом и т.д. Отдых же улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в
первую смену проходят и в более благоприятных условиях освещения.
Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции резко
снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы
зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от
800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основные
гигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность
и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей
поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем
месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от
прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или
жалюзи.
В осенне-зимний период, как правило, естественного света не
хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные
дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной
освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.
На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые
стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах
накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.
Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить
гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в
классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные
стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы,
закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо
учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в
третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были
в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд
парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об
организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению
домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в
школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 -
1[pic][pic]часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее
утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций.
Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует
чередовать с такими, когда орган зрения напрягается меньше. Необходимо
рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места
школьника в домашних условиях.
Однако, как показывают наблюдения, многие родители пренебрегают
этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятий в
кружках, танцами, музыкой и т.д., что ведет к чрезмерной перегрузке всего
организма, в том числе и зрительного анализатора.
ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА
Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного
возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их
культурном значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены,
так как являются дополнительной нагрузкой для у.н.с. и конечно для глаз
школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию
оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали
накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимально
способствовали отдыху детей.
Все рекомендации по просмотру телевизионных передач д. н. давать
врач - офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как
необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать,
что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком
расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто
смотрят телевизор в самых разнообразных позах. Но лучше всего расположиться
от телевизора не ближе, чем на 3 метра, при этом следует сидеть не сбоку, а
прямо перед экраном. Если школьник носит очки для дали, ему следует их
надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.
Смотреть телевизор следует в освещенной комнате. Детям младшего
школьного возраста следует смотреть только дневные передачи не более
получаса. В старшем ш
Страницы: 1, 2, 3
|