на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин

(А. Л. Добронравова, 1967).

Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях

собственного тела; развитие схемы тела тесно связано с формированием

пространственного восприятия. У больных нарушения пространственного

восприятия могут проявляться в сочетании. У них трудно формируются понятия

«лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в

усвоении письма, чтения, счета. Наряду со зрительным и кинестетическим

восприятием в развитии пространственного представления имеет значение

деятельность слухового анализатора.

У ребенка с церебральным параличом в силу недостаточности слухового

восприятия, недоразвития общей моторики может иметь место недостаточность

пространственно-различительной деятельности слухового анализатора, что тоже

затрудняет развитие пространственного представления.

Все сказанное выше указывает на специфические условия интеллектуального

развития детей, страдающих церебральным параличом. Больной ребенок часто не

способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая

при этом своей несостоятельности. Пальцевая агнозия иногда сочетается с

невозможностью обозначения элементов лица. Эти больные не могут нарисовать

человека, особенно его лицо и руки.

Большие трудности они испытывают при овладении письмом, особенностью

этого письма может быть его зеркальность.

Кроме того, у тех, же больных может отмечаться синдром конструктивной

апраксии. В речи могут выявляться нарушения по типу моторной алалии, легкие

анамнестические нарушения и недоразвитие семантической стороны речи.

Известно, что более выраженными и стойкими перечисленные выше

нарушения бывают при определенных формах ДЦП, а именно: правостороннем

гемипарезе, спастической диплегии при минимальном поражении рук (синдром

Литтля). По мере проведения лечебно-педагогических мероприятий эти процессы

могут быть обратимыми.

Итак, патология двигательной функциональной системы у детей, страдающих

церебральными параличами, является одним из важных факторов, замедляющих и

искажающих психическое развитие. Патология зрительного и слухового

восприятия в результате поражения рецепторных систем также может привести к

недоразвитию познавательной деятельности, речи и интеллекта в целом. Кроме

того, частые явления при этом заболевании -недостатки в развитии речи, что

нарушает коммуникативность, обобщающие и регулирующие функции речи.

Условия воспитания больного ребенка играют важнейшую роль в патогенезе

психических нарушений, а именно - недостаточность коммуникативных связей с

окружающим, иногда невозможность игры и систематического обучения. Реакция

на свое инвалидизирующее хроническое заболевание, неправильное поведение

родителей, чрезмерно опекающих или, наоборот чересчур требовательных к

своему больному ребенку, могут развить в одних случаях пассивность,

неумение преодолеть трудности, в других - реакцию протеста, негативизм,

упрямство.

Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике

в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного

коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных,

нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и

комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития.

1.2 Основные направления коррекционно-развивающего обучения старших

дошкольников с ДЦП при подготовке к школе.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям

медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной

помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и

профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к

жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-

педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью,

преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа

должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного

воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля.

В комплексное восстановительное лечение детского церебрального

паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа,

лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические

процедуры.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы

предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых,

психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон

психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того,

на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для

данного возраста вид деятельности.

При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных

связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-

кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на

несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм

коррекционно-педагогической работы.

Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с

ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей,

сформированные специалистами. Это ускорит процесс восстановления нарушенных

функций.

Коррекционно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов.

Каждый этап имеет свои направления в работе.

В процессе подготовки ребенка с ДЦП к школе выделяются следующие

направления коррекционно-развивающего обучения:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

- подготовка к школе.

3. Роль изобразительной деятельности в структуре коррекционного обучения

детей с ДЦП.

Среди основных направлений коррекционно-развивающего обучения детей,

страдающих различными формами церебрального паралича и прогностически

благоприятных в развитии - занятия, направленные на формирование

двигательных навыков, развитие предметной деятельности, речи, общения,

игры. В связи с этим изобразительная деятельность выступает, как

деятельность в процессе формирования, посредством которой активизируются

двигательные навыки, восприятие, речь, игра и ряд других немаловажных

аспектов психики ребенка-дошкольника.

Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально

развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности и

при правильной организации занятий она становится любимым видом

деятельности.

Изобразительная деятельность открывает перед детьми с ограниченными

возможностями передвижения очень много интересного, красивого,

занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для них. Разные виды

изобразительности показывают многообразие средств для реализации

задуманного изображение. Ребенок получает возможность выразить в рисунке

нечто важное для него. В процессе занятий формируются личностные качества

ребенка - усидчивость, целеустремленность личности, желание как можно лучше

исполнить свою работу.

Особое место занимает этот вид детской деятельности в воспитании детей

с ДЦП. Несмотря на очень тяжелые двигательные расстройства и нарушения

пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной

деятельностью, как одним из наиболее доступным для них и интересных

занятий. Однако продукция их изодеятельности весьма несовершенна и

непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают. В

результате такой многофакторный, всеобъемлющий вид деятельности не

используется в развивающей и корригирующей системе обучения и воспитании

детей с множественными отклонениями в физическом и психическом развитии,

характерными для ДЦП.

Обобщая выше сказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Нарушения при детском церебральном параличе носят множественный

характер, к двигательным расстройствам присоединяются нарушения

психики, речи, зрения, слуха, поэтому необходимо постоянное

целенаправленное комплексное воздействие на ребенка для стимуляции

его развития, профилактики и коррекции нарушений.

2. Основными направлениями в коррекционно-педагогическом процессе при

подготовке к школьному обучению являются:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и

временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие

кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов

абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

подготовка к школе.

3. Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии детей,

особенно в дошкольном возрасте, так как способствует эстетическому,

нравственному воспитанию, расширению кругозора ребенка, создает базу

для овладения школьными навыками.

4. Изобразительная деятельность позволяет решить многие задачи

коррекционного воспитания, но множественные нарушения мешают

формированию необходимых навыков самообслуживания, развитию

практической деятельности и подготовки руки ребенка к письму.

Глава II. Особенности изобразительной деятельности участников

исследования.

2.1. Характеристика контингента.

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось на базе

Областного реабилитационного центра детей-инвалидов г.Брянска.

Всего в исследовании участвовало 20 детей в возрасте 6-9 лет с

различными формами детского церебрального паралича. Возраст детей был

определен тем, что к 6-7 годам эти дети, как правило, еще не готовы к

целенаправленному обучению. Это обусловлено их двигательными расстройствам,

задержкой психического развития органического генеза, нарушением

коммуникативной функции речи и рядом других нарушений, которые к 8-9 годам

в той или иной степени компенсируются под влиянием лечения и коррекционной

работы.

Табл.№1.

| Ф И О|Дата |Клинич. диагноз |Нарушения |Степень |

| |рождения | |психики, речи и |тяжести |

| | | |др. | |

|1.Алымова |15.03.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

|Настя | |диплегия | | |

|2. Батутин |11.10.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур. |легкая |

|Денис | |диплегия |дизартрия | |

|3. Болотов |3.03.96г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

|Ваня | |правосторонний |дизартрия | |

|4. Денисов |13.02.96г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, |средняя |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.