на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Некоторые подходы к формированию изобразительной деятельности старших дошкольников с двигательными нарушениями

|Рома | |диплегия |ОНР2-3ур, | |

| | | |дизартрия | |

|5. Деркач |12.05.96г. |ДЦП, гиперкинети- | |легкая |

|Лена | |ческая форма | | |

|6. Ермакова |8.09.96г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |легкая |

|Алина | |диплегия |дизартрия | |

|7. Жила |11.01.95г. |ДЦП, |ЗПР, ОНР 2ур., |тяжелая |

|Марина | |гиперкинети-ческая |дизартрия | |

| | |форма | | |

|8. Иванкина |6.04.95 г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР 3ур., |средняя |

|Оля | |левосторонний |дизартрия, | |

| | | |сходящееся | |

| | | |косоглазие | |

|9. Косов |27.06.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

|Саша | |диплегия |дизартрия | |

|10. Кирова |16.11.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР1-2 ур. |тяжелая |

|Аня | |диплегия |Моторная алалия | |

|11. Комаров |13.02.96г. |ДЦП, |Тугоухость |легкая |

|Сережа | |гиперкине-тическая |1степ., нарушение| |

| | |форма |тембра голоса | |

|12. Ломова |24.05.96г. |ДЦП, спастическая | |легкая |

|Света | |диплегия | | |

|13. Литко |15.05.95г. |ДЦП, гемипарез |ЗПР, ОНР3ур., |средняя |

|Катя | |правосторонний |дизартрия | |

|14. Морозов |7.04.95г. |ДЦП, гемипарез |Косоглазие |средняя |

|Андрей | |правосторонний | | |

|15. Назаров |4.10.94г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР2ур., |тяжелая |

|Алексей | |диплегия |дизартрия | |

| |25.09.94г. |ДЦП, гемипарез | ЗПР |средняя |

|16. Нырок | |правосторонний | | |

|Толя | | | | |

|17. Патова |12.08.95г. |ДЦП, спастическая |ОНР 3ур., |средняя |

|Алла | |диплегия |дизартрия | |

|18. Перова |22.07.96г. |ДЦП, гемипарез | |легкая |

|Инна | |левосторонний | | |

|19. Савченко|10.10.94г. |ДЦП, | |средняя |

|Юра | |гиперкинетическая | | |

| | |форма | | |

|20. Яхонтов |15.10.93г. |ДЦП, спастическая |ЗПР, ОНР 3ур., |Тяжелая |

|Игорь | |диплегия |дизартрия | |

Табл.№2. Распределение детей по возрасту.

|6 лет |7 лет |8 лет |9 лет |

|7 человек |6 человек |5 человек |2 человека |

Табл.№3. Распределение детей по формам ДЦП.

|Форма ДЦП |Количество детей в |Процентное соотношение|

| |группе | |

| 1. Спастическая диплегия | 10 человек | 50%|

| 2. Гиперкинетическая форма | 4 | 20%|

|ДЦП |человека | |

| 3. Гемипарез | 6 человек| 30%|

|правосторонний |4 |20% |

|левосторонний |2 |10% |

Табл.№4. Распределение детей по степени тяжести.

| Степень тяжести | Число | Процентное соотношение |

| |детей | |

| 1. Легкая | 7 | 35% |

| |человек | |

| 2. Средняя | 9 | 45% |

| |человек | |

| 3. Тяжелая | 4 | 20% |

| |человека | |

2.2 Методы исследования.

В ходе исследования использовались следующие методы:

1. Изучение медицинской и педагогической литературы по проблеме

обучения и воспитания детей с церебральными параличами и по

проблемам формирования изобразительной деятельности в детском

возрасте как у нормально развивающегося ребенка, так и у детей с

нарушениями двигательного аппарата.

2. Анализ медицинской и педагогической документации (карты развития

ребенка, истории болезни, психолого-педагогические характеристики и

речевые карты детей).

3. Метод анализа продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации,

лепка и т.д.).

4. Наблюдение.

5. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.

Исследование осуществлялась в 3 этапа.

I – Изучение специальной литературы, выявление психолого-педагогических

особенностей детей, страдающих той или иной формой детского

церебрального паралича.

II – Формирующий эксперимент проводился в декабре 2002г. – феврале 2003 г.

в областном центре реабилитации детей инвалидов г.Брянска. Формирующий

эксперимент включал в себя коррекционное обучение по направлениям:

рисование, аппликация, лепка и ознакомление детей с произведениями

искусства.

III - Контрольный эксперимент, обработка результатов исследования,

написание дипломной работы.

2.3 Результаты экспериментального изучения изобразительной деятельности

старших дошкольников с ДЦП.

В ходе исследования особенностей изобразительной деятельности детей-

дошкольников с ДЦП была предложена система заданий для обследования

навыков, позволяющих свободно выражать на листе бумаги задуманное

изображение. Т. С. Комарова предлагает различать 3 группы таких навыков. 1

группа - навыки владения инструментом; 2 группа - навыки, связанные с

выработкой качества движения, от которой зависит качество линий и раскраски

рисунка. 3 группа – навыки, обеспечивающие передачу пространственных

свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Учитывая то, что формирование графических навыков в нашем случае

является прежде всего одной из предпосылок дальнейшего обучения письму,

именно эти навыки представляют собой главный элемент изобразительной

деятельности детей с ДЦП.

Для оценки развития изодеятельности детей с ДЦП можно использовать

следующую схему

Первая группа навыков

|Навыки |Умения |Задания |

|Навыки и умения |Умение свободно владеть| |

|владения инструментом. |карандашом и кистью при|Проведи линию |

|Навыки удержания |различных приемах |сверху вниз. |

|карандаша и кисти |рисования. |Нарисуй дорожку |

|(исходное положение). | |(горизонтальную линию).|

|Навыки положения руки с| | |

|карандашом при | |А теперь нарисуй |

|рисовании вертикальных | |кисточкой: |

|и горизонтальных линий.| |а) линию сверху вниз; |

| | |б) нарисуй дорожку |

|Навыки ведения | |(горизонтальную |

|линии кистью. | |линию). |

|Навыки держания | |А теперь нарисуй |

|кисти при рисовании | |кисточкой широкую |

|тонких и широких линий.| |ленточку и узкую. |

| | |5. Соедини эти точки |

|5. Навыки соединения | |(отрезки прямой). |

|разноудаленных точек на| | |

|плоскости листа. | | |

Вторая группа навыков

|Навыки |Умения |Задания |

|Навыки, связанные с | Умение регулировать |Как называются эти |

|выработкой качеств |движения в соответствии|фигуры? Назови их |

|движения, от которой |с задачами изображения.|(треугольник, квадрат, |

|зависит качество линий | |круг) |

|и раскраски в рисунке. | |Соедини эти точки. |

|1. Навык произвольной | |Что получилось? (вер |

|регуляции силы нажима. | |шины квадрата, |

|Навык произвольного | |треугольника, несколько|

|изменения | | |

|амплитуды (раз | |точек круга) |

|маха). | |Раскрась аккуратно эти |

|Навык произвольного | |фигуры карандашом |

|изменения | |(квадрат, треугольник, |

|скорости движения (его | |круг): |

|замедление и | |Закрась (заштрихуй) |

|ускорение). | |два треугольника сверху|

|Навык прекращения | |вниз (один треугольник |

|движения в | |вершиной |

|нужной точке. | |вверх и один вершиной |

| | |вниз) |

| | |Нарисуй заборчик (не |

| | |сколько вертикальных |

|5. Навык ритмичного | |линий) |

|проведения повторных | |Продолжи следы |

|движений. | |(штриховая линия) |

Третья группа навыков

|Навыки |Умения |Задания |

|Навыки и умения, |1. Умение изменять |Продолжи дорогу, по |

|обеспечивающие передачу|направление движения |которой едет машина. |

|пространственных |(под углом, переход от |Нарисуй радугу. |

|свойств предметов |движения по прямой к |Намотай клубочек, |

|(формы, величины, |движению по дуге и |размотай клубочек |

|пропорции). |наоборот; переход от |(нарисовать спиральную |

|1. Навыки удержания |движения по одной дуге |линию изнутри (наружу и|

|направленности движения|к движению по другой |наоборот). |

|а) по прямой, б) |дуге). |Нарисуй круг (большой, |

|по дуге, в) по |Умение подчинять |маленький). |

|окружности. |движение соразмерно |Нарисуй горки (ломаную |

| |отрезкам по длине |линию). |

| |(квадрат, |6.Нарисуй снеговика |

| |прямоугольник) |(три вертикально рас |

| |3. Умение подчинять |положенных круга). |

| |движение соразмерно |7.Нарисуй человечка. |

| |изображению или его |Нарисуй квадрат, |

| |частям по величине. |треугольник, круг. |

| | |9. Нарисуй дом. |

| | |10. Нарисуй дерево. |

| | |11. Дорисуй яблоко (из |

| | |половины). |

| | |12. Нарисуй такой же |

| | |флажок. |

| | |13. Нарисуй лесенку. |

Результаты выполнения заданий оценены с помощью количественных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.