на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Обучение и воспитание детей с ФФНР в старшей группе детского сада

системы обучения грамоте. К ним можно прибегнуть лишь для ознакомления

детей с речевым материалом в период сформированного чтения.

Распределение материала по периодам

В первом периоде обучения фронтальные занятия по произношению проводятся

5 раз в неделю, а фронтальные занятия по грамоте не проводятся.

Перечень звуков, изучаемых на занятиях по произношению: [у], |а|, [и],

[у]-[а], [а]-[у]-[и], [п]-[п'], [э], [т], [п]-[т], [к], [к'], [м], [м'],

[л'], [а]-[у]-[и]-[э], [о], [х]-[х'], [к], [х], [i], [л']-[i], [ы], [ы]-

[и], [с].

Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [у] - от всех

гласных, [а] - от всех гласных, [и] - от всех гласных, [э] - от всех

гласных; [п]-[п`], [т]-[д]-[к], [к]-[г]-[х|, [к]-[к'], [м]-[н]-[п], [м]-

[м'], [л']-[л], [л']-[м']-[н'], [о]-[а]-[у]-[э], [х]-[г]-[к], [х]-[х'],

[л']-[i], [ы]-[и], [с]-[с']-[з]-[ш]-[ц]-[щ].

Подготовка к звукослоговому анализу: выделение начального гласного;

анализ ряда звуков: [а], [у], [и], [у], [и], [а], [у]; анализ слога типа

[ап]; выделение начального и конечного согласного; выделение гласного из

положения после согласного; анализ прямого слога типа [ма], [ми]; анализ

слов типа бык; деление слов на слоги; построение схем слов.

Чтение: чтение слогов типа [ап], [ма], [ми]; чтение слов типа сом, кит;

выкладывание слов из слогов разрезной азбуки.

Перечень букв, с которыми дети познакомятся: а, у, о, ы, и, п, т, м, к,

с. Дети учатся читать эти буквы, читать слоги с этими буквами.

Письмо: учатся писать печатными буквами.

В течение второго периода обучения фронтальные занятия по произношению

проводятся 3 раза в неделю, занятия по грамоте - 2 раза в неделю.

Перечень звуков, изучаемых на занятиях: [с], [с'], [с]-[с'], [з], [з]-

[з'], |с|-[с']-[з]-[з'], [б], [б]-[б'], [п]-[п'], [т'], [д'], [д], [д]-[т],

[д|-|д'|-|т|-[т'], [г], [г]-[г'], [г]-[г']-[к]-[к']; [ш], [с]-[ш], [л], [л]-

[л'], [ж], [ж]-[ш], [ж]-[з], [р], |р|-|р'], [р]-[л], [с]-[з]-[ш], [ж], [р]-

[р']-[л], [л'].

Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [с]-[з]-[ц]-[ш], [с]-

[с'], [с]-[с']-[з']-[т']-[щ], |з|-[с]-[ш], [з]-[з'], [з'|-|с'|-|д'], [б]-

[п]-[б'], [т'|-|с'|-|д'|-|т'], [д'|-|т'|-|г'], [д]-[т]-[г], [г]-[к]-[д],

[щ]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[р], [л]-[л'], [ж]-[з]-[ш], [р]-[р']-[л].

Анализ звукового состава слова: слоговой и звукослоговой анализ слов

типа: суп, косы; анализ слов типа: батон, бумага, стул, волк, красный,

страна; выкладывание слов в звукослоговых схемах.

Перечень букв: н, я, з, х, б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, й.

Чтение слогов типа [ма], [ни]; слов типа Нина, Нота, Таня, батон, плот,

котенок, елка, дает, синий; подбор слов к буквенным схемам.

Орфографические правила: написание ши, жи.

Письмо слогов и слов.

В течение третьего периода обучения занятия по произношению проводятся 1

- 2 раза в неделю; занятия по грамоте -3 раза в неделю.

Перечень звуков: [с], [з], [ш], [ж], [л], [л'], [р], [р'], [ч], [ч]-[т'],

[ц], [ц]-|с|, |ч|-[с']-[т']-[ц]-[с], [щ], [щ]-[ч], [щ]-[ч]-[т'], [ц]-[с]-

[с'].

Содержание обучения. Дифференциация звуков на слух: [ч]-[т']-[щ];[ц]-[с]-

[т'];[щ]-[ш]-[с'].

Анализ звукового состава слова: анализ слов разного звукослогового

состава, произнесение которых не расходится с написанием.

Перечень букв: ь, ч, ю, ц, ф, щ, ь (разделительный), ъ (разделительный).

Чтение слов типа письмо, хорь, клюв, делают, пью, платье, съел, подъехал,

а также слов разного звукослогового состава; упражнение с разрезной

азбукой; чтение текстов (послоговое).

Правила орфографии: написание ча, чу, ща, щу.

Письмо слов и предложений.

Программа обучения и воспитания детей с ФФНР в подготовительной

группе детского сада (авторы - Т. Б. Филичева, Т. Б. Туманова, 1999)

В сетку часов воспитателя внесены изменения с учетом «Программы обучения

и воспитания в детском саду».

Организация коррекционной работы. Ежедневно в утренние часы проводятся 2

фронтальных занятия (одно - занятие логопеда, другое - занятие

воспитателя): 1-е занятие с 9.00 до 9.30; 2-е занятие с 9.40 до 10.10.

После 10.10 логопед проводит индивидуальные занятия, остальные дети с

воспитателем идут на прогулку.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15;00 до 15.30) проводит

подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16.30 до

17.00 проходят занятия воспитателя согласно специально разработанной сетке.

В течение первого периода обучения (сентябрь - 1 -я неделя ноября)

фронтальные занятия логопеда проводятся 3 раза в неделю, индивидуальные и

подгрупповые - ежедневно.

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданию логопеда

предусмотрены ежедневно во всех периодах обучения.

Содержание фронтальных логопедических занятий

Произношение: закрепление произношения звуков: [у], [а],

[и], [э], [п], [п'], [т], [к], [к'], [л'], [о], [х], [х'], [й], [ы], [с].

2. Развитие фонематического восприятия:

а) различение на слух всех гласных звуков и согласных [т]-[д]-|к|, [к|-[г]-

[х]-[т], [л'|-|л]-|j|-[р'|-|р], |c|-[з]-[ц]-[т']-[ш]-[щ];

б) дифференциация правильно произносимых звуков: [к]-[х],

[л']-|j|, [ы]-[и].

Лексико-грамматическая работа: усвоение двух- и трехсложных слов; усвоение

грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование

существительных единственного и множественного числа с глаголами,

употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного

числа, употребление и изменение притяжательных местоимений; составление

простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий,

по вопросам.

Работа по развитию связной речи. Объединение нескольких

предложений в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слова:

а) выделение первого ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля),

б) анализ и синтез ряда гласных ([ау], [ауи]);

в) выделение последнего согласного в слове (мак);

г)_анализ и синтез обратного слога типа [ап];

д) анализ и синтез прямого слога типа [са];

е) выделение гласного из положения после согласного под ударением (кот);

ж) полный звуковой анализ и синтез слова (мак).

Содержание фронтальных занятий воспитателя по развитию лексико-

грамматических категорий и связной речи планируется с учетом понедельных

лексических и грамматических тем (во всех периодах).

В течение второго периода обучения (2-я половина ноября - 1-я половина

февраля) фронтальные логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю,

индивидуальные и подгрупповые - ежедневно.

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю;

по формированию графических навыков и подготовке к письму - 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: [с], [с'], [з], [з'], [ц], [т'], [б], [б'], |д|, |д`|,

[г], [г'],

[ш],[л], | ж], [р], [р'].

1. Формирование фонематического восприятия:

а) различение на слух звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [з]-[з'], [с]-[с'],

[ж], [ц]-[т]-[с], [б]-[б`|, [п]-[п'], [т`|-[д`|, [д|-|д'|-|т]-[т'|-|г]-

[т'], |г|-[г'], [к]-[к']-[д]-[д'], [ш]-[с]-[ж]-[щ], [л]-[л']-[р]-[р'], [ж]-

[з]-[ш],[р]-[р']-[л]-[л'].

б) дифференциация правильно произносимых звуков: [с]-[с'], [з]-[з'], [с]-

[ц], [б]-[п], |д|-|т|, [г]-[к], [с]-[ш], [з]-[ж], [с|-[ш]-[ж]-|з|, [р|-

|л],[р]-|р'|-|л|-|л'].

3. Формирование слоговой структуры слов: преодоление затруднений в

произношении и усвоении трех- и четырехсложных слов

различной структуры листопад.

4. Лексико-грамматическая работа:

а) употребление существительных в различных падежах;

б) согласование прилагательных с существительными в роде, числе;

в) сравнение и сопоставление личных окончаний глаголов 1-го и

3-го лица настоящего и прошедшего времени;

г) согласование числительных с существительными;

д) усвоение некоторых способов словообразования;

е) составление предложения по вопросам, по демонстрации действия, по

опорным словам, распространение предложений.

5. Развитие связной речи:

а) умение с опорой на вопросы составить рассказ по картине, по серии

картин;

б) заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, чистоговорок

и скороговорок.

6. Анализ и синтез звукового состава слова:

а) деление слов на слоги;

б) построение схем одно-, дву- и трехсложных слов;

в) звукослоговой анализ и построение схем односложных слов типа суп,

двусложных слов типа зубы;

г) звукослоговой анализ односложных слов со стечением согласных в начале

слова типа стол, двусложных слов типа мышка;

д) преобразование слов путем замены или добавления звуков (сто - стол);

7. Подготовка к обучению грамоте:

а) знакомство с буквами а, у, м, ш;

б) составление схемы из букв.

8. Развитие графических навыков. Содержание соответствует

плану воспитателя.

В течение третьего периода обучения (2 половина февраля - май)

фронтальные занятия логопеда по произношению проводятся 2 раза в неделю, по

развитию речи - 2 раза в неделю, по грамоте - 1 раз в неделю.

Фронтальные занятия по развитию речи воспитатель проводит 1 раз в неделю,

по формированию графических навыков - 1 раз в неделю.

Содержание фронтальных логопедических занятий

1. Произношение: закрепление произношения звуков [ч], [щ] и

всех ранее пройденных.

2. Развитие фонематического восприятия:

а) различение на слух: [ч]-[т']-[с']-[щ], [щ]-[ч]-[с']-[ш];

б) дифференциация правильно произносимых звуков: [ч]-[т']-|ч|-[с'],[щ]-

[ш],[щ]-[c`].

3. Работа над слоговой структурой слова: употребление в речи слов сложной

слоговой структуры типа электричество, часовщик в связи с закреплением

правильного произношения всех звуков речи.

4. Развитие связной речи:

а) составление рассказа с опорой на вопросы, на картинку, серию картин и

т. п.;

б) закрепление навыков фонетически и грамматически правильной,

выразительной речи в диалоге и монологе.

5. Обучение грамоте:

а) деление слов на слоги и звуки;

б) членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении;

в) составление схем слов для слогозвукового анализа;

г) знакомство с буквами р, п, ы, л, н, с, о, к, х, т, и;

д) воспитание навыка слитного осознанного, послогового чтения слов,

предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука;

е) складывание из букв разрезной азбуки слов, простых предложений;

развитие умения преобразовывать слова (суп - сук - сок).

Содержание фронтальных занятий воспитателя

Подготовка к обучению письму:

«печатание» букв и слов;

написание слов - раздельное друг от друга;

постановка точки в конце предложения;

употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.

Логопед, планируя фронтальные занятия, указывает воспитателю:

какую лексику, согласно календарному плану, надо закрепить,

актуализировать;

какой языковой материал нужно использовать на занятиях по развитию речи и

в логопедических играх по закреплению отработанных грамматических

категорий;

какой лексический материал можно брать для закрепления и дифференциации

звуков в речи;

какая работа должна планироваться воспитателем по закреплению навыков

звукослогового анализа и навыков чтения.

Работа по развитию графических навыков

В подготовительной группе ФФНР в сетке часов воспитателя выделяется

специальное время для подготовки детей к письму - 1 занятие в неделю во

втором и третьем периоде.

В процессе формирования графических навыков у детей нужно развивать:

произвольное внимание и память, пространственные ориентировки. Решение этих

задач невозможно без определенного уровня развития зрительного восприятия и

умения координировать движения руки.

Воспитатель учит детей:

правильно сидеть, держать карандаш в руках, располагать тетрадь;

ориентироваться на листе бумаги (определять части листа верх, низ, правая

и левая стороны и расположение на нем рисунка -справа, слева, над, под);

со всеми вместе начинать и заканчивать работу, ставить задачу правильно

изобразить фигуру, удерживать задачу в памяти и контролировать процесс ее

решения;

писать карандашом простейшие элементы - вертикальные, горизонтальные,

наклонные палочки, палочки с закруглением вверху и внизу, палочки с петлей,

овалы и круги;

воспроизводить по памяти зрительно воспринятые рисунки, фигуры,

выкладывая их из палочек или рисуя цветными карандашами;

внимательно слушать речь воспитателя, развивая с помощью слуховых

диктантов умение выкладывать фигуры после их однократного словесного

описания;

выполнять графические упражнения, обеспечивая переход от простейших задач

к более сложным: рисовать по точкам, писать прямые палочки, штриховать

фигуры прямыми, вертикальными и горизонтальными линиями, короткими линиями,

точками; писать наклонные линии, обводить и штриховать фигуры косыми

линиями, писать палочки с закруглением внизу и вверху, писать овалы и

палочки с петлей.

В каждое занятие воспитатель включает: письмо тех или иных элементов;

зрительный или слуховой диктант; зарисовку каемочки или обводку узоров,

включенных в слуховой или зрительный диктант, с последующей их штриховкой.

Письмо элементов. За 30 занятий дети усваивают 6 основных видов

элементов: 5 видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением внизу,

вверху, с двумя закруглениями). Первые 3 занятия не включают дополнительных

заданий. После усвоения элемента вводится письмо группы элементов с

усложнением. Элементы группируются так, чтобы из них могла получиться

цветная каемочка.

Зрительные и слуховые диктанты. За время обучения проводится 20

зрительных и 5 слуховых диктантов. Для зрительных диктантов используются

выкладывание фигур из разноцветных палочек, в частности геометрических

фигур, зарисовки по точкам, обводка со штриховкой. На слуховых диктантах

выкладывание фигур также сочетается с зарисовкой, обводкой и штриховкой.

Речевая инструкция должна быть понятной и простой.

Зарисовка каемочки. Воспитатель предлагает сгруппировать написанные

элементы так, чтобы получилась фигура, которую затем заштриховывают или

закрашивают.

Таким образом, раннее выявление детей с ФФНР и проведение с ними

коррекционной работы способствуют преодолению фонетико-фонематического

недоразвития речи, решение этой задачи возможно только в условиях

сотрудничества логопеда и воспитателя

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.