на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Организация внеклассного мероприятия по черчению и технологии

усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий

этого процесса является знание учащимися целей данного материала и

выполнение трудовых заданий.

Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним

относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.

Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков

поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора

изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по

рационализации и творчеству.

Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на

чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими

предметов и трудовых процессов.

Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но

представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап –

абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться

активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план

наблюдений, сообщает его результаты.

Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных

реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов,

процессов и зарисовка на доске; условие изображения.

Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся,

направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не

перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве,

которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать

несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все

сразу.

Воспитание учащихся во время трудового обучения. Процессы обучения и

воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель

– формирование всесторонне развитой личности.

Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется

не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность

воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его

организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.

Содержание внеклассного мероприятия, скажем по труду, определяется

программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы

учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую

воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники

безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных

обязательств в коллективе и т.д.

Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере

зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и

умений, организаторских способностей, отношение к делу и –учащимся,

педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев

это воздействие является решающим. [1; стр 11-15]

1.2. Разновидности внеклассных мероприятий по черчению и технологии

Для того, чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и

применить полученные знания по труду и черчению, существуют в школах и

закрепленных к ним учреждениях (кружки, секции, различные творческие

комнаты и т.д.) – все это относится к комплексу внеклассных мероприятий.

Давайте рассмотрим несколько из них по подробней.

Творческая комната – это не столько помещение, сколько форма

внеклассной работы. Методика и организация этой работы позволяет привлечь

многих учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной

творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение

длительного времени. Творческих комнат в школе может быть несколько:

физическая, химическая, техническая, творческая, художественная и т.д. Все

они характеризуются следующими чертами: в творческую комнату может прийти

ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, во

всякое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в

творческой комнате учащиеся различного возраста получают начальную трудовую

подготовку, имеющую профессиональную направленность, например в технической

обучаются навыкам работы различными ручными инструментами и на станках, а

так же навыкам конструирования и т.д.; организация и методика работы в

творческой комнате могут быть самые различные в зависимости от поставленной

учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому

творчеству.

В большинстве случаев творческие комнаты не предполагают

дополнительных помещений в школе. Для них используются обычные учебные

мастерские и кабинеты: утром – урок, во второй половине дня – свободная

творческая деятельность.

Надо признать, что далеко не каждый учитель сможет организовать

творческую комнату – нужны и высокая квалификация и опыт руководства

самостоятельной творческой работой учащихся с выходом на конкретный

продукт, надо самому владеть каким-либо видом творчества. В каждой школе

всегда есть один-два учителя, квалификация и интересы которых к такой

работе позволяет создать творческие комнаты. Это, в общем-то, и не такая уж

сложная вещь – было бы желание.

В некоторых школах существуют и по две творческие комнаты. Опишем

работу, имеющею прямое отношение к учителю труда или просто умельца.

Первая творческая комната организована на базе кабинета рисования и

черчения и предназначена для изготовления недействующих изделий –

макетирования, лепки, резьба по дереву, работы с соломкой и т.п. Задача –

ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов

труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к

практической самостоятельной творческой деятельности.

Этой задаче соответствовала организация работы. Она ведется по темам,

на каждую из которых отводится полтора – два месяца. Спустя полтора – два

месяца проявляется закономерность, связанная с неустойчивостью интересов

школьников в начальный период самостоятельной работы. В творческой комнате

ребят становится все меньше. Для того, чтобы ребята вернулись надо

«запустить» в ход другую тему попроще и интересней, не имеющую ничего

общего с предыдущей.

При такой организации работы выполняются три условия: Ученик может

включиться в работу, когда ему удобно, и заниматься столько, сколько

захочет и по любой из предложенных тем; каждый получает начальную

подготовку по нескольким видам труда; учитель постоянно проявляет

инициативу в руководстве работой, что способствует росту его квалификации.

В течение всего года у учащихся поддерживается интерес к самостоятельной

работе, в творческой комнате всегда много детей. Если учитель видит, что

какая-то тема не заинтересовала их, он может сменить ее на другую.

Отметим такую особенность работы творческих комнат, как отсутствие

списков учеников, постоянно их посещающих. Наша задача – дать учащимся

попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает,

когда, сколько и какой творческой комнате ему работать, пусть идет

естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду

труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают

планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и

способностей.

Однако в организации работы по данной методике для учителя есть

трудность – изготовление таблиц. Не каждый сможет и будет делать их в год

по несколько десятков. В своей работе можно использовать так же иллюстрации

из журналов и книг.

Но, как уже говорилось, никаких самых лучших и единственных

правильных систем обучения не существует. Хотя организация работы по

таблицам дает значительный эффект, но для второй творческой полноты она не

применима, поскольку ее назначение другое: изготовление действующих изделий

(модели, технические устройства, макеты узлов и т.п.)

Действующий макет железнодорожного узла, действующий макет подвесной

железной дороги, действующий макет аэродрома – в каждой такой работе

принимают участие десятки учеников, среди которых было немало так

называемых трудных, двоечников и второгодников. Одно дело – недействующее

изделие, где ошибка в размерах преимущественного значения не имеет, другое

– действующее. Здесь детали связаны между собой подвижно, следовательно,

надо не только показать, как они взаимодействуют, но и проставить десятки

размеров, дать все сечения и разрезы. Придет ученик посмотрит на все это и

сбежит. А учитель разработал такую методику, где нет ни таблиц, ни

размеров.

Приходит пятиклассник, который еще мало что знает и умеет. Это не

беда. Учитель, не теряя времени на объяснение того, чем занимаются в

творческой комнате, дает ему шаблон корпуса трактора, вырезанный им заранее

на картоне, и кусок жести, при этом ничего про устройство модели не

говорит. Он просто объясняет за несколько минут, как вырезать деталь по

шаблону и согнуть. И вот он начинает все это делать. При этом он, во-

первых, начинает овладевать жестяным делом вместе с другими, во-вторых,

изготавливает целую партию корпусов различных машин. Через некоторое время

ему это надоедает и он вот-вот сбежит. Но учитель говорит ему: «Ну, хватит

заниматься этим делом. Вот тебе кусок медной проволоки, наруби 8 штук

заготовок одного размера и 150 - другого». Это же пустяк для ученика. Потом

педагог показывает, как эти куски спаять и ничего не говорит про устройство

паяльника, а обходится тем минимумом, который необходим для того, чтобы

ученик мог спаять детали. И вот каждый ученик что-то делает свое, а через

две-три недели перемена вида труда. Так он осваивает все новые операции.

Второй результат состоит в том, что накапливается масса готовых деталей, из

которых, как из конструктора, дети позже будут собирать различные изделия.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и принимает

участие в изготовлении нескольких изделий, в том числе, довольно сложных.

Спустя два-три года, он уже не просто исполнитель, а и конструктор, и

изобретатель, и конечно, хороший мастер.

Подводя итог сказанному, перечислим преимущества творческих комнат:

все учащиеся имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий;

ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой

деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их

склонностей и способностей; в каждой творческой комнате может быть своя

оригинальная методика обучения и воспитания, созданная самим учителем; все

учащиеся, начиная с начальных классов, получают широкопрофильную трудовую

подготовку; работа их носит массовый характер, что определяется свободой

посещения занятий, возможностью широкого выбора направления творческой

деятельности, объектов труда.

Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными

оказываются аудиовизуальные, в частности видеомагнитофоны, позволяющие

предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.

В научно-исследовательском плане при создании первых учебных

видеофильмов ставились и частично решены такие важные дидактические задачи,

как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного

режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями

информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких

просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.

Экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленных

предприятиях, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и

т.п. объекты для ознакомления учащихся с подготовкой и использованием

графической документации. [5; стр. 66]

Глава 2. Комплексное внеклассное мероприятие

Реализация многообразия связей черчения с другими курсами

образовательной области «Технология» проводится в рамках единой системы

графического образования учащихся. На уроках черчения приводятся в систему

и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового

обучения: виды графических изображений, типы линий, технологические базы,

изображение и обозначение резьбы и др. Кроме того связь с трудовым

обучением выражается в применении таких общих приемов работы, как чтение

чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов,

использование измерительных инструментов, работа со справочной литературой.

Специфическим видом мыслительной деятельности, объединяющим черчение и

труд, являются (масштабные, пространственные, конструктивные и др.)

В процессе изучения методов графических изображений следует опираться

на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству.

Необходимо использовать знания о форме, перспективном методе ее

изображения, техническом рисунке и др.

При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и

умения, полученные на уроках математики в 6-8-х классах. К началу изучения

курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как точка, прямая, луч,

угол, полуплоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства. Умеют

измерять отрезки и углы. Знают равенства треугольников. Имеют представление

о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка. Знают

признаки параллельности двух прямых и их свойства. Знакомы с понятием

поперечного масштаба и др.

Перспективна связь черчения и информатики. Так, на уроках черчения

учащиеся разрабатывают чертежи, а на занятиях по информатике составляют

программы для вывода изображений на экран дисплея или графопостроитель и

т.д. [5; стр. 66]

Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и

трудовая деятельность ученика органически связанна одна с другой. При

объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт

учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же

время на трудовых занятиях все выполняемые учениками действия

обосновываются теоретическими положениями и закономерностями. [1; стр. 11]

2.1. Разработка комплексного внеклассного мероприятия по черчению и

технологии

Экспериментальные учебно-производственные мастерские. Один из путей

достижения интеллектуального уровня трудовой подготовки школьников –

интеграция уроков технологии и черчения. Предлагаем разработку подобного

урока в 5 классе. Он был проведен с учащимися, первый год изучающими как

технологию обработки, так и черчения.

Урок проводят два учителя – технологии и черчения. Теоретические

сведения учащиеся получают от учителя технологии, а практические знания –

разработку эскизов фартуков и аппликаций к ним выполняют под руководством

учителя черчения.

Тема. Использование знаний графики для выполнения эскизов моделей рабочей

одежды для дома – фартуков.

Цель. Ознакомить учащихся с видами фартуков различного назначения и их

отделкой; научить выполнять эскизы моделей фартуков и составлять композиции

аппликации при помощи графики; ознакомить с работой художника-модельера.

Оборудование. Плакаты с различными моделями фартуков, журналы мод, образцы

фартуков в масштабе 1:1, образцы аппликаций, рабочая тетрадь, ручка,

карандаш, фломастеры, ластик.

План урока:

1. Знакомство с понятием «производственная одежда», «рабочая одежда».

Фартук как рабочая одежда для дома. Гигиенические и технологические

требования, предъявляемые к данному швейному изделию.

2. Аппликация как отделка фартука.

3. Профессия художника-модельера. Приемы изображения эскизов модели

(графический и живописный).

4. Повторение приемов работы для выполнения эскизов моделей фартуков и

рисунков для аппликаций.

5. Разработка общего и деятельного плана построения эскиза модели фартука и

аппликации. Выполнение эскиза в тетради.

Современная одежда по назначению подразделяется на бытовую и

производственную. К бытовой относится повседневная, торжественная, домашняя

(в том числе рабочая), спортивная и национальная одежды. Бытовая

предназначена для ношения в различных бытовых условиях. К производственной

относят специальную, санитарную и форменную. Специальная и санитарная

предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных

факторов. Форменную одежду носят военнослужащие, работники спец. ведомств и

учащиеся.

Производственная весьма разнообразна: комбинезоны, халаты, куртки,

брюки, фартуки и др. Характер работы учитывается при выборе ткани для

приготовления конкретного швейного изделия (свойства, цвет), отделки,

деталей, фурнитуры.

Рабочая одежда для дома – фартук служит для предохранения одежды от

загрязнения. Основные требования, которые предъявляются к фартукам, это

утилитарность и эстетичность.

Вопросы:

1. Какую спец. одежду надевают на работе? (Повар – фартук; врач – халат,

брюки, куртка; продавец – халат; сталевар – спецовка, куртка, брюки;

дворник – фартук, куртка, брюки)

2. Какую одежду надевают для работы в доме

В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальный

стиль, большое внимание уделить цветовому решению, качеству ткани, отделке,

деталям.

Фартук для дома должен быть спокойным по фасону, силуэту, отделке, не

мешать двигаться. Используемая ткать должна хорошо стираться и утюжиться.

Детский фартук (нагрудник) предназначен для маленьких детей. Он может

быть ярким, насыщенным по цвету, различным по форме.

Учащимся предлагают выступить в роли художников-модельеров и создать

модели фартуков. Эскиз модели нужно изобразить на бумаге. При работе с

эскизом важно обратить внимание на то, чтобы рисунок был пропорционален и

располагался в центре листа. Фамилию следует расположить так, чтобы

получилось единое композиционное решение.

Начинают выполнять эскиз с силуэта, прорабатывают форму, а затем

переходят к более мелким деталям и отделке. Эскиз может быть выполнен и

графически (с использованием от одного до трех цветов) и живописью (с

использованием более четырех цветов).

Отделка фартука может быть самая разнообразная: тесьма, декоративная

строчка, отделочная ткань, карманы, аппликация.

Аппликация из ткани – это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией

состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани куски другой

ткани.

Требования к рисунку для аппликации: рисунок должен быть упрощенным,

без мелких деталей. Необходимо продумать композицию рисунка, цветовую

гамму, следить за тем, чтобы она была пропорциональна размеру изделий. [7;

стр. 44]

Экскурсия в лес зимой

Экскурсию в зимний лес модно проводить во время каникул, в выходные

дни или любой удобный для учителя день. Хорошо пойти на лыжах или

прогуляться пешком по утоптанной дороге и показать школьникам как выглядят

деревья и кусты в снежном наряде. Учитель должен взять с собой клеенчатый

сантиметр, чтобы измерять окружность стволов деревьев, а потом вычислять их

диаметр, как это принято в лесоводстве. Нужно так же прихватить лопату,

которой придется раскопать снег и показать школьникам подснежное развитие

растений.

Войдя в лес следует обратить внимание школьников на то, как он красив

зимой. Кусты и некоторые деревца покрыты блестящим на солнце снегом.

Прекрасно и занятно в лесу! тишину нарушает только стук дятла по

стволу дерева. Сидит дятел на хвосте и носом, как долотом, долбит дерево,

выталкивая из-под коры жирных белых личинок жука-короеда.

Вечнозеленые деревья с пирамидальной кроной – ели. Ель – символ

зимнего праздника – Нового года. Известно 40 видов ели. Живет ель 300 лет,

однако в высоту растет только до 130-150. Затем вершина ее притупляется, но

ствол продолжает утолщаться. По высоте ель достигает 30-35 м. Диаметр ее

ствола – до 70 см.

В смешанном лесу кроме елей растут другие хвойные деревья – сосны.

Сосна обыкновенная может иметь в высоту 30-35 м и жить 150-200, иногда до

400 лет.

Оба хвойных дерева прекрасный строевой и поделочный материал, идут на

доски, кровельную дранку, изготовление высококачественной бумаги,

целлюлозы. Знаменитая резонапская ель идет на доски скрипок, гитар,

балалаек.

Могучее дерево с распростертыми кривыми суками – дуб. Он совсем без

листьев. Дубы летней формы распускаются весной. Живет он долго, до 300-400

лет, но может достигать и 1500-2000 лет. В высоту растет только до 130-150

лет, а в толщину растет всю жизнь. Поэтому могут быть очень толстые стволы

диаметром более 2 . В высоту дуб достигает 35-40 м.

Дуб – очень ценная производственная порода. Древесина его самая

крепкая, прочнее, чем у всех остальных деревьев. Она употребляется для

постройки мостов. Используется в кораблестроении, авиастроении, идет на

шпалы, рудничную стройку. Из нее делают фанеру, паркет, мебель. Высоко

ценится так называемый мореный, или черный дуб, образующийся из стволов

деревьев, пролежавших большое время в воде. Он идет на изготовление дорогой

мебели, ларцов. Кора дуба с давних пор применяется для дубления кож.

Липа – она отличается более гладкой и темной корой, чем у дуба. В

высоту достигает 25-30 метров и как дуб живет долго.

Еще один широколиственный спутник дуба – клен. В высоту он достигает

15-20, иногда 25 м. Живет до 150 лет.

Береза – очень полезное дерево. Древесина ее идет на выделку мебели,

колес, полозьев, употребляется в фанерном производстве. Березовые дрова и

уголь – самые лучшие.

Осина так же как и береза, сменяет при сплошных рубках ельники. В

высоту может достигать 25 и даже 30-35 метров и имеет большой диаметр 75-80

см. Живет до 80-100 лет, иногда до 150. Ее бревна используют даже на

потолочные перекрытия, так как они более легкие и водоупорные. Тек же

используют в производстве спичек.

Вот одна из маленьких «долек» чего можно увидеть в лесу и рассказать

о деревьях в лесу. [1; стр. 77]

Литература

1. Журнал «Школа и производство» № 1. Январь-Февраль/1998

2. Журнал «Школа и производство» № 4. Июль-Август/1998

3. Журнал «Школа и производство» № 1 1999 г

4. Журнал «Школа и производство» № 3 1999 г

5. Журнал «Школа и производство» № 4 1999 г

6. Журнал «Школа и производство» № 5 Сентябрь-Октябрь/1998

Эту работу вам любезно предоставила ЛСБ «Аркаим»

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.