усвоения достигается в ходе всего трудового процесса. Одним из условий
этого процесса является знание учащимися целей данного материала и
выполнение трудовых заданий.
Наряду с этим, применяются специальные дидактические средства. К ним
относятся закрепление материала, закрепление показанных приемов работы.
Большую роль в достижении прочности усвоения знаний, умений и навыков
поддержание у учащихся интереса к работе. Это достигается путем подбора
изделий, конструкторских задач для учащихся, включение их в работу по
рационализации и творчеству.
Наглядность. Этот принцип требует, чтобы учитель широко опирался на
чувственно-практический опыт школьников, непосредственное восприятие ими
предметов и трудовых процессов.
Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но
представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап –
абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться
активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план
наблюдений, сообщает его результаты.
Применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных
реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов,
процессов и зарисовка на доске; условие изображения.
Учитель должен руководить восприятием показываемого учащимся,
направлять их внимание на главные и существенные стороны объекта, не
перегружать наглядными пособиями, использовать их в таком количестве,
которое необходимо для достижения цели. Если на занятии предстоит показать
несколько пособий, то рассматривать их следует по мере надобности, а не все
сразу.
Воспитание учащихся во время трудового обучения. Процессы обучения и
воспитания осуществляются в органическом единстве. Их объединяет общая цель
– формирование всесторонне развитой личности.
Однако воспитание в процессе внеклассного мероприятия осуществляется
не стихийно. Его цели, содержание, направленность и эффективность
воздействия на учащихся зависит от многих условий: содержание труда, его
организация и методики, условий труда, коллектива, личности учителя и др.
Содержание внеклассного мероприятия, скажем по труду, определяется
программой. Однако при отборе видов труда необходимо учитывать интересы
учащихся, их индивидуальные особенности и уровень подготовки. Большую
воспитательную работу играет строгое выполнение учениками правил техники
безопасности, требований культуры труда, норм времени, взаимных
обязательств в коллективе и т.д.
Воспитательное воздействие на учащихся во многом и в различной мере
зависит от нравственного облика учителя, проводящего занятия, его знаний и
умений, организаторских способностей, отношение к делу и –учащимся,
педагогического мастерства, такта и других качеств. В большинстве случаев
это воздействие является решающим. [1; стр 11-15]
1.2. Разновидности внеклассных мероприятий по черчению и технологии
Для того, чтобы учащиеся смогли хорошо запомнить и если надо, то и
применить полученные знания по труду и черчению, существуют в школах и
закрепленных к ним учреждениях (кружки, секции, различные творческие
комнаты и т.д.) – все это относится к комплексу внеклассных мероприятий.
Давайте рассмотрим несколько из них по подробней.
Творческая комната – это не столько помещение, сколько форма
внеклассной работы. Методика и организация этой работы позволяет привлечь
многих учащихся всех возрастов к самым различным видам самостоятельной
творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение
длительного времени. Творческих комнат в школе может быть несколько:
физическая, химическая, техническая, творческая, художественная и т.д. Все
они характеризуются следующими чертами: в творческую комнату может прийти
ученик любого класса, независимо от успеваемости и уровня развития, во
всякое время учебного года и включиться в работу, установив свой ритм; в
творческой комнате учащиеся различного возраста получают начальную трудовую
подготовку, имеющую профессиональную направленность, например в технической
обучаются навыкам работы различными ручными инструментами и на станках, а
так же навыкам конструирования и т.д.; организация и методика работы в
творческой комнате могут быть самые различные в зависимости от поставленной
учителем конечной цели, что открывает ему путь к педагогическому
творчеству.
В большинстве случаев творческие комнаты не предполагают
дополнительных помещений в школе. Для них используются обычные учебные
мастерские и кабинеты: утром – урок, во второй половине дня – свободная
творческая деятельность.
Надо признать, что далеко не каждый учитель сможет организовать
творческую комнату – нужны и высокая квалификация и опыт руководства
самостоятельной творческой работой учащихся с выходом на конкретный
продукт, надо самому владеть каким-либо видом творчества. В каждой школе
всегда есть один-два учителя, квалификация и интересы которых к такой
работе позволяет создать творческие комнаты. Это, в общем-то, и не такая уж
сложная вещь – было бы желание.
В некоторых школах существуют и по две творческие комнаты. Опишем
работу, имеющею прямое отношение к учителю труда или просто умельца.
Первая творческая комната организована на базе кабинета рисования и
черчения и предназначена для изготовления недействующих изделий –
макетирования, лепки, резьба по дереву, работы с соломкой и т.п. Задача –
ознакомить как можно большее количество учащихся с широким кругом видов
труда, поддерживать постоянный интерес в течение всего учебного года к
практической самостоятельной творческой деятельности.
Этой задаче соответствовала организация работы. Она ведется по темам,
на каждую из которых отводится полтора – два месяца. Спустя полтора – два
месяца проявляется закономерность, связанная с неустойчивостью интересов
школьников в начальный период самостоятельной работы. В творческой комнате
ребят становится все меньше. Для того, чтобы ребята вернулись надо
«запустить» в ход другую тему попроще и интересней, не имеющую ничего
общего с предыдущей.
При такой организации работы выполняются три условия: Ученик может
включиться в работу, когда ему удобно, и заниматься столько, сколько
захочет и по любой из предложенных тем; каждый получает начальную
подготовку по нескольким видам труда; учитель постоянно проявляет
инициативу в руководстве работой, что способствует росту его квалификации.
В течение всего года у учащихся поддерживается интерес к самостоятельной
работе, в творческой комнате всегда много детей. Если учитель видит, что
какая-то тема не заинтересовала их, он может сменить ее на другую.
Отметим такую особенность работы творческих комнат, как отсутствие
списков учеников, постоянно их посещающих. Наша задача – дать учащимся
попробовать свои силы в самых разных видах труда. Пусть каждый сам решает,
когда, сколько и какой творческой комнате ему работать, пусть идет
естественный отбор на основе природных предположений к тому или иному виду
труда. Все это вырабатывает самостоятельность, инициативу, приучают
планировать свое время, помогает выявлению и развитию склонностей и
способностей.
Однако в организации работы по данной методике для учителя есть
трудность – изготовление таблиц. Не каждый сможет и будет делать их в год
по несколько десятков. В своей работе можно использовать так же иллюстрации
из журналов и книг.
Но, как уже говорилось, никаких самых лучших и единственных
правильных систем обучения не существует. Хотя организация работы по
таблицам дает значительный эффект, но для второй творческой полноты она не
применима, поскольку ее назначение другое: изготовление действующих изделий
(модели, технические устройства, макеты узлов и т.п.)
Действующий макет железнодорожного узла, действующий макет подвесной
железной дороги, действующий макет аэродрома – в каждой такой работе
принимают участие десятки учеников, среди которых было немало так
называемых трудных, двоечников и второгодников. Одно дело – недействующее
изделие, где ошибка в размерах преимущественного значения не имеет, другое
– действующее. Здесь детали связаны между собой подвижно, следовательно,
надо не только показать, как они взаимодействуют, но и проставить десятки
размеров, дать все сечения и разрезы. Придет ученик посмотрит на все это и
сбежит. А учитель разработал такую методику, где нет ни таблиц, ни
размеров.
Приходит пятиклассник, который еще мало что знает и умеет. Это не
беда. Учитель, не теряя времени на объяснение того, чем занимаются в
творческой комнате, дает ему шаблон корпуса трактора, вырезанный им заранее
на картоне, и кусок жести, при этом ничего про устройство модели не
говорит. Он просто объясняет за несколько минут, как вырезать деталь по
шаблону и согнуть. И вот он начинает все это делать. При этом он, во-
первых, начинает овладевать жестяным делом вместе с другими, во-вторых,
изготавливает целую партию корпусов различных машин. Через некоторое время
ему это надоедает и он вот-вот сбежит. Но учитель говорит ему: «Ну, хватит
заниматься этим делом. Вот тебе кусок медной проволоки, наруби 8 штук
заготовок одного размера и 150 - другого». Это же пустяк для ученика. Потом
педагог показывает, как эти куски спаять и ничего не говорит про устройство
паяльника, а обходится тем минимумом, который необходим для того, чтобы
ученик мог спаять детали. И вот каждый ученик что-то делает свое, а через
две-три недели перемена вида труда. Так он осваивает все новые операции.
Второй результат состоит в том, что накапливается масса готовых деталей, из
которых, как из конструктора, дети позже будут собирать различные изделия.
За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и принимает
участие в изготовлении нескольких изделий, в том числе, довольно сложных.
Спустя два-три года, он уже не просто исполнитель, а и конструктор, и
изобретатель, и конечно, хороший мастер.
Подводя итог сказанному, перечислим преимущества творческих комнат:
все учащиеся имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий;
ученики приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой
деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их
склонностей и способностей; в каждой творческой комнате может быть своя
оригинальная методика обучения и воспитания, созданная самим учителем; все
учащиеся, начиная с начальных классов, получают широкопрофильную трудовую
подготовку; работа их носит массовый характер, что определяется свободой
посещения занятий, возможностью широкого выбора направления творческой
деятельности, объектов труда.
Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными
оказываются аудиовизуальные, в частности видеомагнитофоны, позволяющие
предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.
В научно-исследовательском плане при создании первых учебных
видеофильмов ставились и частично решены такие важные дидактические задачи,
как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного
режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями
информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких
просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.
Экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленных
предприятиях, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и
т.п. объекты для ознакомления учащихся с подготовкой и использованием
графической документации. [5; стр. 66]
Глава 2. Комплексное внеклассное мероприятие
Реализация многообразия связей черчения с другими курсами
образовательной области «Технология» проводится в рамках единой системы
графического образования учащихся. На уроках черчения приводятся в систему
и обогащаются графические знания, приобретенные ими в процессе трудового
обучения: виды графических изображений, типы линий, технологические базы,
изображение и обозначение резьбы и др. Кроме того связь с трудовым
обучением выражается в применении таких общих приемов работы, как чтение
чертежей, изготовление и контроль по чертежам изделий, выполнение эскизов,
использование измерительных инструментов, работа со справочной литературой.
Специфическим видом мыслительной деятельности, объединяющим черчение и
труд, являются (масштабные, пространственные, конструктивные и др.)
В процессе изучения методов графических изображений следует опираться
на опыт учащихся, приобретенный на занятиях по изобразительному искусству.
Необходимо использовать знания о форме, перспективном методе ее
изображения, техническом рисунке и др.
При ознакомлении с геометрическими построениями используются знания и
умения, полученные на уроках математики в 6-8-х классах. К началу изучения
курса черчения учащиеся знакомы с такими понятиями, как точка, прямая, луч,
угол, полуплоскость, треугольник, четырехугольники и их свойства. Умеют
измерять отрезки и углы. Знают равенства треугольников. Имеют представление
о перпендикуляре и могут построить серединный перпендикуляр отрезка. Знают
признаки параллельности двух прямых и их свойства. Знакомы с понятием
поперечного масштаба и др.
Перспективна связь черчения и информатики. Так, на уроках черчения
учащиеся разрабатывают чертежи, а на занятиях по информатике составляют
программы для вывода изображений на экран дисплея или графопостроитель и
т.д. [5; стр. 66]
Соединение обучения и труда – процесс двухсторонний. Учебная и
трудовая деятельность ученика органически связанна одна с другой. При
объяснении теоретических положений учитель опирается на жизненный опыт
учеников, приводит иллюстрации из техники и трудовой практики. В то же
время на трудовых занятиях все выполняемые учениками действия
обосновываются теоретическими положениями и закономерностями. [1; стр. 11]
2.1. Разработка комплексного внеклассного мероприятия по черчению и
технологии
Экспериментальные учебно-производственные мастерские. Один из путей
достижения интеллектуального уровня трудовой подготовки школьников –
интеграция уроков технологии и черчения. Предлагаем разработку подобного
урока в 5 классе. Он был проведен с учащимися, первый год изучающими как
технологию обработки, так и черчения.
Урок проводят два учителя – технологии и черчения. Теоретические
сведения учащиеся получают от учителя технологии, а практические знания –
разработку эскизов фартуков и аппликаций к ним выполняют под руководством
учителя черчения.
Тема. Использование знаний графики для выполнения эскизов моделей рабочей
одежды для дома – фартуков.
Цель. Ознакомить учащихся с видами фартуков различного назначения и их
отделкой; научить выполнять эскизы моделей фартуков и составлять композиции
аппликации при помощи графики; ознакомить с работой художника-модельера.
Оборудование. Плакаты с различными моделями фартуков, журналы мод, образцы
фартуков в масштабе 1:1, образцы аппликаций, рабочая тетрадь, ручка,
карандаш, фломастеры, ластик.
План урока:
1. Знакомство с понятием «производственная одежда», «рабочая одежда».
Фартук как рабочая одежда для дома. Гигиенические и технологические
требования, предъявляемые к данному швейному изделию.
2. Аппликация как отделка фартука.
3. Профессия художника-модельера. Приемы изображения эскизов модели
(графический и живописный).
4. Повторение приемов работы для выполнения эскизов моделей фартуков и
рисунков для аппликаций.
5. Разработка общего и деятельного плана построения эскиза модели фартука и
аппликации. Выполнение эскиза в тетради.
Современная одежда по назначению подразделяется на бытовую и
производственную. К бытовой относится повседневная, торжественная, домашняя
(в том числе рабочая), спортивная и национальная одежды. Бытовая
предназначена для ношения в различных бытовых условиях. К производственной
относят специальную, санитарную и форменную. Специальная и санитарная
предназначена для защиты человека от опасных и вредных производственных
факторов. Форменную одежду носят военнослужащие, работники спец. ведомств и
учащиеся.
Производственная весьма разнообразна: комбинезоны, халаты, куртки,
брюки, фартуки и др. Характер работы учитывается при выборе ткани для
приготовления конкретного швейного изделия (свойства, цвет), отделки,
деталей, фурнитуры.
Рабочая одежда для дома – фартук служит для предохранения одежды от
загрязнения. Основные требования, которые предъявляются к фартукам, это
утилитарность и эстетичность.
Вопросы:
1. Какую спец. одежду надевают на работе? (Повар – фартук; врач – халат,
брюки, куртка; продавец – халат; сталевар – спецовка, куртка, брюки;
дворник – фартук, куртка, брюки)
2. Какую одежду надевают для работы в доме
В изготовлении фартуков можно проявить свою фантазию и индивидуальный
стиль, большое внимание уделить цветовому решению, качеству ткани, отделке,
деталям.
Фартук для дома должен быть спокойным по фасону, силуэту, отделке, не
мешать двигаться. Используемая ткать должна хорошо стираться и утюжиться.
Детский фартук (нагрудник) предназначен для маленьких детей. Он может
быть ярким, насыщенным по цвету, различным по форме.
Учащимся предлагают выступить в роли художников-модельеров и создать
модели фартуков. Эскиз модели нужно изобразить на бумаге. При работе с
эскизом важно обратить внимание на то, чтобы рисунок был пропорционален и
располагался в центре листа. Фамилию следует расположить так, чтобы
получилось единое композиционное решение.
Начинают выполнять эскиз с силуэта, прорабатывают форму, а затем
переходят к более мелким деталям и отделке. Эскиз может быть выполнен и
графически (с использованием от одного до трех цветов) и живописью (с
использованием более четырех цветов).
Отделка фартука может быть самая разнообразная: тесьма, декоративная
строчка, отделочная ткань, карманы, аппликация.
Аппликация из ткани – это разновидность вышивки. Вышивание аппликацией
состоит в том, чтобы укрепить на определенном фоне из ткани куски другой
ткани.
Требования к рисунку для аппликации: рисунок должен быть упрощенным,
без мелких деталей. Необходимо продумать композицию рисунка, цветовую
гамму, следить за тем, чтобы она была пропорциональна размеру изделий. [7;
стр. 44]
Экскурсия в лес зимой
Экскурсию в зимний лес модно проводить во время каникул, в выходные
дни или любой удобный для учителя день. Хорошо пойти на лыжах или
прогуляться пешком по утоптанной дороге и показать школьникам как выглядят
деревья и кусты в снежном наряде. Учитель должен взять с собой клеенчатый
сантиметр, чтобы измерять окружность стволов деревьев, а потом вычислять их
диаметр, как это принято в лесоводстве. Нужно так же прихватить лопату,
которой придется раскопать снег и показать школьникам подснежное развитие
растений.
Войдя в лес следует обратить внимание школьников на то, как он красив
зимой. Кусты и некоторые деревца покрыты блестящим на солнце снегом.
Прекрасно и занятно в лесу! тишину нарушает только стук дятла по
стволу дерева. Сидит дятел на хвосте и носом, как долотом, долбит дерево,
выталкивая из-под коры жирных белых личинок жука-короеда.
Вечнозеленые деревья с пирамидальной кроной – ели. Ель – символ
зимнего праздника – Нового года. Известно 40 видов ели. Живет ель 300 лет,
однако в высоту растет только до 130-150. Затем вершина ее притупляется, но
ствол продолжает утолщаться. По высоте ель достигает 30-35 м. Диаметр ее
ствола – до 70 см.
В смешанном лесу кроме елей растут другие хвойные деревья – сосны.
Сосна обыкновенная может иметь в высоту 30-35 м и жить 150-200, иногда до
400 лет.
Оба хвойных дерева прекрасный строевой и поделочный материал, идут на
доски, кровельную дранку, изготовление высококачественной бумаги,
целлюлозы. Знаменитая резонапская ель идет на доски скрипок, гитар,
балалаек.
Могучее дерево с распростертыми кривыми суками – дуб. Он совсем без
листьев. Дубы летней формы распускаются весной. Живет он долго, до 300-400
лет, но может достигать и 1500-2000 лет. В высоту растет только до 130-150
лет, а в толщину растет всю жизнь. Поэтому могут быть очень толстые стволы
диаметром более 2 . В высоту дуб достигает 35-40 м.
Дуб – очень ценная производственная порода. Древесина его самая
крепкая, прочнее, чем у всех остальных деревьев. Она употребляется для
постройки мостов. Используется в кораблестроении, авиастроении, идет на
шпалы, рудничную стройку. Из нее делают фанеру, паркет, мебель. Высоко
ценится так называемый мореный, или черный дуб, образующийся из стволов
деревьев, пролежавших большое время в воде. Он идет на изготовление дорогой
мебели, ларцов. Кора дуба с давних пор применяется для дубления кож.
Липа – она отличается более гладкой и темной корой, чем у дуба. В
высоту достигает 25-30 метров и как дуб живет долго.
Еще один широколиственный спутник дуба – клен. В высоту он достигает
15-20, иногда 25 м. Живет до 150 лет.
Береза – очень полезное дерево. Древесина ее идет на выделку мебели,
колес, полозьев, употребляется в фанерном производстве. Березовые дрова и
уголь – самые лучшие.
Осина так же как и береза, сменяет при сплошных рубках ельники. В
высоту может достигать 25 и даже 30-35 метров и имеет большой диаметр 75-80
см. Живет до 80-100 лет, иногда до 150. Ее бревна используют даже на
потолочные перекрытия, так как они более легкие и водоупорные. Тек же
используют в производстве спичек.
Вот одна из маленьких «долек» чего можно увидеть в лесу и рассказать
о деревьях в лесу. [1; стр. 77]
Литература
1. Журнал «Школа и производство» № 1. Январь-Февраль/1998
2. Журнал «Школа и производство» № 4. Июль-Август/1998
3. Журнал «Школа и производство» № 1 1999 г
4. Журнал «Школа и производство» № 3 1999 г
5. Журнал «Школа и производство» № 4 1999 г
6. Журнал «Школа и производство» № 5 Сентябрь-Октябрь/1998
Эту работу вам любезно предоставила ЛСБ «Аркаим»
Страницы: 1, 2
|