на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагоги-новаторы

образовательно-воспитательной системы;

. личностные: способности, индивидуальные особенности личности,

собственного жизнетворчества. Интренализация этих ценностей составляет

мировую культуру.

Базовые компоненты культуры: гуманистическая позиция и личностные качества;

философские теории и творческое мышление; опыт творческой деятельности,

обоснование собственной деятельности как системы (дидактической); культура

поведения, способы саморазвития и саморегуляция личности.

Система дисциплин и уровни подготовки. С учетом необходимости усвоения

учащимися обозначенных компонентов культуры определена адекватная

номенклатура дисциплин: основы культуры; деятельность и общение.

Газман О.С.

Другой, интересный, на наш взгляд подход, изложен в концепции

руководителя авторского коллектива Газмана О.С.

«Выдвинутая цель – обеспечить каждому школьнику базовое образование и

культуру как основу для жизненного самоопределения. Основные задачи

педагогической работы направлены на формирование способности личности к

культурной самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Основные

направления воспитательной деятельности отражены в целевых программах.

«Здоровье»;

«Учение»;

«Общение»;

«Досуг»;

«Семья».

При этом реализация программ происходит с обеспечением процессов

самоопределения, самореализации, самоорганизации, самореабилитации, которые

выступают важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся

основными направлениями педагогической работы» (16, с. 8-9).

Таланчук Н.М.

«Много интересных идей несет в себе оригинальная системно-социальная

концепция школьного воспитания (автор Таланчук Н. М.). В основу концепции

положен системно-ролевой подход к формированию личности. Отсюда задачи

воспитания в интегрированном виде сводятся к подготовке подрастающего

поколения к выполнению семейных, профессионально-трудовых, гражданских,

геосоциальных и интерсоциальных и само регулятивных ролей.

Система ролей включает в себя:

в сфере «Семья» – сыновне-дочернюю, супружескую, отцовскую, отцовско-

материнскую; выдвигает задачи воспитания и самовоспитания – формирование

супружеской, педагогической культуры, формирование чувства долга и

ответственности перед родителями;

в коллективе – профессионально-трудовой, экономическую, организаторско-

управленческую, коммуникативную и другие задачи воспитания – формирование

профессиональных знаний, умений, экономической, коммуникативной культуры и

организаторских способностей;

в сфере «Общества» – патриотическую, национально-интернациональную,

политическую, правовую, нравственную и экологическую; задачи воспитания –

формирование основных компонентов этих культур;

в сфере «Мир» – геосоциальную и интерсоциальную;

в сфере «Я – Сфера» - субъекта материальных и духовных потребностей,

учения, самовоспитания, творчества, психорегулятивную; задачи воспитания

выражаются в формировании здоровых потребностей, умении самообразования и

самовоспитания, развития творческих способностей, умений ставить жизненные

цели, саморегуляции» (19, с.5-6).

Воспитательные подходы

Идеи ненасилия породили интересные воспитательные подходы. Эти идеи

все шире проникают в педагогику.

Ненасилие и насилие, – этические понятия, характеризующие способы

отношения человека к миру в целом, к природе ко всему живому, к другим

людям с позиции добра и зла как нравственных категорий, регулирующих его

жизнедеятельность.

Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны

первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному

человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и

привилегий, завоевания политического или другого господства.

Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный

этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого,

человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения

политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и

межличностных проблем и конфликтов.

«Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования

общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального

момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-

этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую» (34, с.5).

В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с

позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н.

Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы

бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки.

Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить

любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения,

неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом

отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду»

(61, с. 279).

В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась

и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую

известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-

Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.

Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода».

Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной

педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных

педагогических течениях по-разному.

Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из

основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению,

свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать

этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий

своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного

представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации.

Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а

средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.

«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция

поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые

исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В

качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции

состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным

проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность

ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому

подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться,

если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен,

разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее

запрограммировано наследственностью» (53, с. 14-15).

Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого

понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав

ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей.

Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу

сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает

принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В

качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и

представление ему всех положительных данных для развития его

индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе

воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом

освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в

нем духа искания, исследования творчества.

Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные

теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о

свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это

достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть

самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на

мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и

принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то,

что кажется кому-то необходимым.

На современном этапе в отечественной теории и практики такое

понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили,

И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их

работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и

воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если

максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного

выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал,

что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях

науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и

отражает исходные концепции авторов.

Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?

Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.

Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия,

что включает в свою очередь три направления:

ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;

гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение

ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные

конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.

Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания,

взаимодействие взрослых и детей:

гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях

различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;

разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности,

построенных на основе идей ненасилия;

реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших

учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и

специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей

в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения» (43, с.

6).

Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка

сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама

педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях.

Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс,

начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

«Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели

педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас

же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из

участников VIII международной конференции «Воспитание свободой независимой

личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную

модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия» (34, с. 55).

С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в

серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических

аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции

ненасилия.

В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных

программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных

программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем

необходимыми методическими материалами.

Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе

культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями

М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.

Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать

те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены

исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы

З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской,

И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой,

Е.И.Шимбаревой и других.

Заключение

Поиск путей повышения качества высшего педагогического образования,

способов интеграции действующей системы в мировой педагогический опыт

привел высшую педагогическую школу к необходимости перехода к

многоуровневой системе образования. Отличие её от действующей состоит

прежде всего в восстановлении человекообразующих и культуросозидательных

функций педагогического образования, что предполагает приоритет

образовательных программ над профессиональными, отказ от традиционного

предметоцентризма, определение культурного ядра знаний, создание условий

для творческой самореализации личности.

Целостный подход к решению этих и других проблем, возникающих при

переходе к многоуровневой системе, предполагает разработку новой философии

педагогического образования, в основе которой предположительно лежит

целостный образ человека - выпускника педагогического университета,

интегрированного в культуру и способного к культуросообразному устройству

жизни собственной и своих учеников, характерными чертами которого являются

свободомыслие, духовность, гуманность, креативность, адаптивность и др.

«Культура личности – это комплекс характеристик (знаний, качеств,

привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций,

творческих успехов), который позволяет личности жить в гармонии с

общечеловеческой национальной культурой, развивать и общество, и

индивидуальное своеобразие своей личности.

Каждая эпоха, каждый этап развития общества вносят свои акценты,

новое содержание в культуру личности. Так, за долгие годы существования

социализма наша педагогика стремилась сформировать всесторонне развитую,

гармоническую личность. Возможно ли это? Мы не спорим с тем, что это идеал,

к которому нужно стремиться, высшая цель воспитания, но на наш взгляд

сформировать, или, точнее, помочь формированию гармонической личности –

можно, а вот сформировать всесторонне гармонически развитую личность –

нельзя. Это просто невозможно, это химерическая идея.

Куда более важнее сформировать у человека адекватное отношение к себе

как социальной и биологической индивидуальности, к жизни как высшей

ценности.

В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, под которым

понимается внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для

здорового неантагонического существования человека и окружающей его среды,

условия их гармоничного развития.

Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную

определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием,

обеспечивающим действие этого механизма. Его базой является наличие сфер

самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения.

Таких сфер четыре – человек, общество, природа, интегрированные продукты

человеческой деятельности. Воспитание должно обеспечивать гармонию человека

с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обществом,

природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии - такова

веками вырабатываемая суть псих., нравственного здоровья человека.

ЛИТЕРАТУРА

Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный

подход. М., 1992.

Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет. www.1september.ru/ru/

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н.,

Университетское,1990.

Ангеловски К. Учителя и инновации.

http://www.nalnet.ru/~sc16/DOC/obxarmet.html

Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной

школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122

Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования

школьников. http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4

Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.

http://www.vspu.ru/Pedagogica/

Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности

человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.

Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного

воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.

Борисенков В.П., Краевский В.В., Кутьев В.О., Турбовский Я.С. Философия

образования. Педагогика,1995, № 4 с.3

Возчиков В. Возрождение духовности. Педагогика, 1995, №5 С.123.

Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура

личности: теоретические и методологические проблемы. Сб.науч. тр. Под

ред.Газманова О.С. М., Изд.АПН СССР, 1989, с.150

http://www.chat.ru/~dksnev/sborniki.htm

Гараджа В.И. Культура, образование, религия. Педагогика,1995, № 5.

Железовская Г.И. Формирование интеллектуальной педагогической культуры.

Педагогика, 1995, №2 с.55

Каган В. Где начинается «золотая клетка» (ребенок и психологическое

насилие). Знание-сила, 1995, № 10,11

Как построить свое Я. http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

Квятковский Е.В. В поисках путей гуманизации литературно-художественного

образования. Педагогика,1995,№6, с.41.

Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика. Педагогика,1995, №4, с.42

Маралов В.Г., Ситаров В.А., Педагогика ненасилия.

http://runnet.dux.ru/enpp/newspapers/pg/pghome.html

Опыт разработки концепции воспитания. Р-на-Д.,1993, Ч.1

http://www.vspu.ru/Pedagogica/

Савитская Т. Ребенок в культуре ХХ века. Знание-сила,1995,№4

Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.В. М., Советская

энциклопедия, 1987, с.1600

Стрельницкая Л.П. Образование и идеология. Педагогика,1995, №6, с.117.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.

http://www.yspu.yar.ru/vestnik/index.html

Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание соч. в 22-х т. Т.16. М.,1983.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.