на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогические взгляды Толстого

дверей, вечера досуга, посвященные народному творчеству. Это позволяет

выявить индивидуальные особенности, разбудить у ребят творческую

активность, желание самостоятельно экспериментировать, побуждать детей и

педагогов к самовыражению и импровизации.

Для самоутверждения ребенка педагоги добивались, чтобы каждый малыш

ощущал эмоциональный комфорт, а в каждом режимном моменте преобладала

активная творческая деятельность. При общении всегда стараются видеть в

ребенке личность, а не объект для указаний, создают эмоционально-насыщенную

атмосферу в процессе обучения.

Задача создания условий для обеспечения эмоционального благополучия

ребенка решается с помощью программы “Радуга”, по которой работают

воспитатели Т. Э. Матросова и И. А. Уруева. Это дало реальный эффект

снижения заболеваемости детей (средняя посещаемость в течение года 88,3%).

Приоритетным направлением стало психическое развитие детей, формирование

личности.

Огромное значение имеет развивающая среда, поэтому педагогами было

многое сделано для создания домашней обстановки в детском саду. В группе

есть все условия для совместной и индивидуальной деятельности детей,

организованы “уголки уединения” в спальной комнате. Оформление комнат,

доступность, удобство использования - все ориентировано на ребенка, на его

постоянное развитие.

Работа по созданию развивающей среды положительно влияет на

эмоциональное благополучие ребенка, создает у него чувство уверенности в

себе и защищенности.

2.4.2. Одним из инновационных учебных заведений нашей области является

школа-гимназия № 46 - экспериментальная площадка научно-исследовательской

лаборатории “Школа Л. Н. Толстого” Тульского областного института развития

образования.

Концепция определила основополагающую идею исследования - “сотворение

личности, способной к творческой жизнедеятельности, нравственному,

здоровому образу жизни”.

Серьезной проблемой стал поиск системообразующей деятельности.

Совместная работа с учеными и преподавателями педуниверситета, других вузов

города позволила директору школы остановить выбор на дидактической

подсистеме как ведущем виде деятельности. Формирующий (созидательный)

эксперимент оптимально отвечал замыслам, ибо цель его - совершенствовать

методы, приемы, организационные формы учебно-воспитательного процесса.

Директор школы участвовал в разработке концепции “Школа Л. Н.

Толстого” и глубоко изучил особенности этого проекта. Для выявления

специфики управленческой деятельности в период эксперимента важно было

сформировать структуру внутришкольного управления. Выбранная школой

структура управления достаточно демократична. В то же время она четко

очертила круг деятельности каждого подразделения, повысила персональную

ответственность каждого работника, определила место научно-

исследовательской лаборатории “Школа Л. Н. Толстого”.

Администрация школы совместно с лабораторией “Школа Л. Н. Толстого”

определила учебный план, перечень программ и методик, учебных пособий. Для

учебных пособий было создано и адаптировано около 40 программ.

В структуре внутришкольного управления немалое место отводится

руководству экспериментом. Это можно представить следующей схемой:

учитель - творческая группа - школьная конференция - научно-

методический совет - педсовет (совет школы) - администрация школы - НИЛ

“Школа Л. Н. Толстого - план школы - план научно-методического совета -

творческая группа - учителя.

Атмосфера сотрудничества, неприятие педагогического чванства в

отношениях между учителями, учениками и родителями, отказ от научного

снобизма - явные признаки работы по-новому. Можно сказать, что за пять лет

эксперимента многие внешние требования превратились во внутренние

побудительные мотивы, стали внутренней потребностью учителей-

экспериментаторов и учеников. В школе сложная структура управления:

гимназические, экспериментальные, базовые классы и классы повышенного

внимания.

Цель эксперимента - воспитать гражданина, дать ему полное и

всестороннее образование. “Главное средство для приобретения знания,- писал

Л. Н. Толстой в 1882 году, - есть непосредственное отношение к явлениям

жизни”. (Тульская школа 3-1996 ДМ Соломон, ЕюСтепанов 21)Над этим и

работает сейчас коллектив школы, разработаны на основе концептуальных

положений приоритетные качества личности ученика начальной школы.

Эксперимент продолжается.

2.4.3. Очень интересен педагогический опыт работы средней школы № 31

города Тулы. Третий год эта школа - экспериментальная площадка ТО ИРО,

педагогический коллектив осваивает новую педагогическую технологию “Школа

индивидуального выбора”, разработанную лабораторией “Хорошая школа” под

руководством проректора по научно-методической и исследовательской работе

кандидата педагогических наук О. В. Заславской.

Данная школа не является непосредственной лабораторией педагогической

системы “Школа Л. Н. Толстого”, но представляет собой яркий пример

воплощения педагогических идей Л. Н. Толстого, поэтому автор считает

необходимым и уместным рассказать об организации учебного процесса в данном

инновационном учебном учреждении. Модель школы - это один из возможных

путей реализации гениальной идеи Льва Николаевича, а именно - построение

образовательного процесса на основе свободы выбора учебного материала.

Эта модель школы появилась чуть раньше базисного учебного плана, но

педагогические идеи их созвучны: реализация государственного стандарта

образования, вариативность образования, индивидуализация процесса обучения,

внимание к потребностям и интересам ученика. Однако педагогическая

технология “Школы индивидуального выбора” углубляет и расширяет эти идеи: в

нее заложены и личностный подход к каждому ученику, и формирование

познавательных интересов и потребностей, и учет динамичности познавательных

потребностей ученика, и самореализация возможностей каждого, и, безусловно,

взгляд на педагогическое сотрудничество как на содеятельность на началах

реального гуманизма.

Школа, учитель, ученик, родитель становятся соавторами образования, что

диктует необходимость в учебном плане школы выделить три компонента: кроме

базового (федерального) - школьный и личностный.

Наполнение школьного компонента учебного плана определяется прежде

всего региональной программой образования, и поэтому в школе введены такие

предметы, как “Культура речи”, “Зарубежная литература”, “Современная

литература”, “История родного края”, “Мир сегодня”, “Мировая художественная

культура”.

Личностный компонент дает возможность школе быть индивидуальной, так

как именно он позволяет ученику выбирать содержание, объем, глубину, форму

и темп образования, а учителю реализовать потенциал личности. Автору данной

курсовой работы посчастливилось проходить педагогическую практику в школе №

31 и убедиться в том, что свобода творчества помогает учителям и их

подопечным достичь взаимопонимания, создать атмосферу сотрудничества и

раскованности.

Для средней школы № 31 привычным стало понятие “ЗИВ”. Это занятия

индивидуального выбора, реальное воплощение личностного компонента. ЗИВы

появляются по запросам детей. Учителя предлагают на “школьный рынок”

различную тематику занятий. Учитель математики, страстно любящий цветы,

может организовать занятие индивидуального выбора “Цветоводство”

(руководитель В. П. Борисова). Учитель словесности Р. Н. Громова, чьи

способности, интерес, знание журналистики бесспорны, ведет ЗИВ

“Журналистика”; учитель иностранного языка, заядлый театрал, имеет реальную

возможность сплотить вокруг себя детей, интересующихся театром и

иностранным языком - так возникло занятие индивидуального выбора “Школьный

театр на английском языке” (руководитель Л. А. Акимова).

По запросам детей рождаются такие ЗИВы, как “Прикладная экономика”

(руководитель Ю. В. Сидорова), “Сочинения разных жанров” (И. Н. Душкина),

“Эстрадный балет” (В. А. Веселкина), “Ремонт помещений и мебели” (Е. Г.

Арутчев), “Нестандартная математика” (Л. Я. Титова), “Клуб путешествий” (О.

А. Кулиниченко).

Всего ЗИВов около 50. Таким образом реализуется право ребенка на

образование. Не диктат учителя, администрации, а личное волеизъявление,

самоопределение становится решающим. Так начинает действовать школьный

рынок знаний: предложение учителя - спрос ученика.

Знания и умения, полученные в ЗИВах, трансформируются в практической

деятельности: в конкурсах, олимпиадах, выставках. Ребенок приобретает

положительный познавательный опыт, его интересы положены в основу

жизнедеятельности школы, а школьный коллектив развивается посредством

динамики личности учителя и ученика.

ЗИВы отличаются от факультативов тем, что это обязательная часть

учебной нагрузки и учебного плана. Результаты влияют на итоговую аттестацию

ученика, что отвечает требованиям современной ситуации: одна из задач

образования - человек должен уметь сам постоянно совершать выбор.

Сориентированы ЗИВы на природную тягу ребенка к добру, на любопытство,

стремление к деятельности.

Но это и не традиционный урок, так как ученик совместно с учителем

выбирает содержание образования, форму, темп обучения, работает в

разновозрастной группе. В течение учебного года ученик несет

ответственность за сделанный выбор. Каждый ученик имеет право выбрать любое

количество ЗИВов.

Каждый ученик вправе выбрать и уровень активности участия в ЗИВе. Он

может быть просто слушателем (пассивный уовень), может участвовать в

разнообразных формах работы (активный уровень), а может выполнять по

индивидуальному графику и творческие работы (творческий уровень).

Мотивы выбора ЗИВов у каждого ученика свои: один желает углубить знания

по определенному предмету, другой - устранить пробелы, третий расширяет

свой кругозор, четвертый - открывает совершенно новые для себя области

человеческой культуры.

Ученик получает возможность сформировать новые психологические и

социальные установки на самостоятельный выбор пути, способа учения, жизни,

творчества, утвердить привычку к принятию самостоятельного решения, к

осуществлению самообразования, выработать убеждения в необходимости

самостоятельности выбора как одного из факторов достижения успеха и

признания.

3. Л. Н. Толстой по-новому взглянул на мир ребенка. Раскрепощенность

видения Толстого создавало условие для свободы творчества и защищало его от

схематизма и однозначности. Лев Николаевич показал, что взгляд взрослых на

ребенка должен быть подлинно гуманистическим, то есть содержать в своей

основе любовь как способ мировосприятия и мироотношения. Это наше большое

счастье, счастье всего человечества, что Толстой обратился к вопросам

педагогики.

Задача школы, семьи, общества - развивать в человеке гуманистические

задатки и потребность жить согласно идеям сохранения и продолжения жизни.

Школа должна стать школой реального бытия человека и в то же время работать

на перспективу духовного обновления. Именно такая возможность кроется в

самом содержании учения Льва Николаевича Толстого.

Согласно концепции Л. Н. Толстого, ребенок, сохраняя свободу выбора,

делает осознанный шаг в сторону величия разума и чувства, постепенно

созидает свой Путь жизни.

Осмысленный выбор своего жизненного пути - это ли не основная задача

школы?! Дело не в профориентации, не в перекачке информации от одного к

другому, а в формировании такого статуса личности, когда духовно сильная

личность готова к испытаниям, может отстоять достоинство, сделать

сознательный нравственный выбор.

Сегодня школа, отражая противоречивость общественного развития, должна

идти несколько впереди общественного развития. Только тогда она будет

формировать личность, созидающую жизнь и творчески работающую на будущее.

Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть

истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь,

столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем по-

новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в

величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого

педагога-гуманиста бессмертно.

Список литературы

1. Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого //

Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула, 1967.

2. Баланюк Г. И. Проблема прочности знаний в дидактических взглядах Л.

Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.-

Тула, 1969.

3. Бондаревский В. Б. Л. Н. Толстой о внимании к личности школьника //

Толстой как педагог: Сб. Труд. ТГПИ им. Л. Н. Толстого.- Тула,1967.

4. Бондаревский В. Б. Проблема интереса в педагогической теории и

практике Л. Н. Толстого // Толстой как педагог: Сб. труд. ТГПИ им. Л. Н.

Толстого.- Тула, 1969.

5. Гончарова Е. Ю. Организация учебного процесса в инновационной школе

// Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. - 1996, № 2.

6. Дружинина Р. И. Гуманизация дошкольного детства // Тульская школа.

Периодический научно-методический журнал. - 1997, № 1.

7. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности

ребенка: Психологические основы духовной педагогики. - Тула: ТО ИРО, 1997.

8. Кудрявая Н. В. Лев Толстой о гуманизации наук // Педагогика.-

1994.- № 3.

9. Кудрявая Н. В. Педагогические искания Л. Н. Толстого // Сов.

Педагогика.- 1987. - № 9.

10. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность // Тезисы

докладов ХХ1 Толстовских чтений. - Тула, 1993.

11. Соломон Д. М., Степанов Е. Ю. Технология интегративного процесса

управления экспериментальной работой в школе-гимназии № 46 г. Тулы //

Тульская школа. Периодический научно-методический журнал. - 1996, № 3.

12. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., Учпедгиз, 1953.

13. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 90 т. (Юбилейное изд.) - М., 1928-

1958.

14. Шадская А. В., Ремизов В. Б., Трофимова Н. А., Ежов И. В. Мир

“Азбуки Льва Толстого”: Книга для учителя. / Под науч. ред. канд.

филологических наук В. Б. Ремизова. - Тула, 1995.

-----------------------

[1] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: в 90 т. (Юбилейное изд.).- М.,

Гослитиздат, 1928-1958.- Т.8, стр.371.

[2] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.118.

[3] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953.- стр.72.

[4] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.338.

[5] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.340.

[6] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.

[7] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.42.

[8] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.,т.8, стр.394.

[9] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.163.

[10] Толстой Л. Н. Полн. собр. соч., т.8, стр.81.

[11] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.210.

[12] Толстой Л. Н. Педагогические сочинения, стр.200.

[13] Толстой как педагог.-Т.,1967

[14] Ежов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.