на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Педагогика - наука

отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях

направленного формирования личности.

Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития,

возрастные, типологические и индивидуальные особенности воспитуемых.

Там, где есть воспитание, на полную мощность используются

положительные и ослабляются отрицательные влияния микросреды. Там, где

есть воспитание, человек раньше оказывается способным к

самовоспитанию.

Процесс воспитания направлен на формирование социально важных

качеств личности, на создание и расширение круга её отношений к

окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире,

разнообразнее и глубже система отношений личности к различным

сторонам жизни, тем богаче её собственный духовный мир.

К числу важнейших и наиболее общих педагогических понятий

относятся также образование и обучение.

Под образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая

состоит в овладении системой научных и культурных ценностей,

накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений

и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения,

нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил

и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В

содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки

различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее

образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку,

даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые

работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных

учебных заведениях. Содержание и методика общего образования

обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и

навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и

самообразования, служат основой политехнического и профессионального

образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может

быть самостоятельное чтение, радио - и телепередачи, курсы, лектории,

работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём

является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью

обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание

образования определяется государственными учебными планами, учебными

программами и учебниками по изучаемым предметам.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое

обучение, которое осуществляется в определённой организации под

руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя,

руководителя, инструктора). Обучение представляет собой целостный

педагогический процесс, в ходе которого решаются задачи образования,

осуществляется воспитание и развитие учащихся.

Процесс этот, прежде всего двусторонний. С одной стороны, в

нём выступает обучающий (педагог), который излагает программный

материал и руководит этим процессом, а с другой – обучающиеся, для

которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым

материалом. Совместная их деятельность направлена на глубокое и

прочное усвоение научных знаний, вырабатывание умений и навыков,

применение их на практике, развитие творческих способностей,

формирование материалистического мировоззрения и нравственно-

эстетических взглядов и убеждений.

Обучение должно быть доступным данному классу, возрасту, уровню

развития. А доступным является всё то, что основано на имеющихся в

сознании ребёнка знаниях, полученных в процессе обучения, семейного

воспитания, непосредственного отражения природных и общественных

явлений, общения со взрослыми и сверстниками, в чтении, телевизионных

передачах, кинофильмах.

Основные понятия педагогики, как и явления, которые в них

отражаются, неотделимы друг от друга, они перекрещиваются, частично

совпадают и взаимно связаны в едином и целостном педагогическом

процессе. Поэтому при их характеристике необходимо всегда видеть

главную функцию каждого понятия и именно на этой основе отличать

его от других категорий.

Система педагогических наук

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется

новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований.

Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием

«педагогика» обозначается целая система педагогических наук. .

Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных

педагогических дисциплин:

1. общая педагогика, исследует основные закономерности

воспита -

ния человека; раскрывает сущность, цели, задачи и

закономерности

воспитания, его роль в жизни общества и развитии

личности, про-

цесс образования и обучения.

2. возрастная педагогика, изучающая особенности

воспитания людей на

различных этапах возрастного развития; она подразделяется

на пред-

лых (профессионально-технического, высшего образования и

др.);

3. специальная педагогика – дефектология, изучающая

особенности

развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая

в свою

очередь распадается на ряд отраслей: вопросами

воспитания и обуче-

ния глухонемых и глухих детей занимается

сурдопедагогика, слепых и

слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых –

олигофренопеда-

гогика, детей с расстройствами речи при нормальном

слухе – логопедия;

4.частная методика, исследующая специфику применения

общих

закономерностей обучения к преподаванию

определённого предмета

(иностранного языка, математики, биологии, физики,

химии и др.);

5. история педагогики, изучающая развитие

педагогических идей и

практики воспитания в различные исторические

эпохи.

Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли

педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика

высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.

Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика

семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций,

педагогика культурно-просветительной работы.

Связь с другими науками

Процесс разностороннего взаимопроникновения наук, развитие

комплексного изучения педагогических явлений объективно требуют

органической связи педагогики с другими науками. Педагогика

развивается, укрепляя и совершенствуя свои связи с философией,

социологией, этикой, эстетикой, психологией, анатомией и физиологией

человека, гигиеной, этнографией, математикой, кибернетикой и др.

В тесных взаимоотношениях педагогика находится с общей,

возрастной и педагогической психологией. Психология вскрывает

закономерности психического развития людей в разные возрастные

периоды, механизм изменений психики под влиянием обучения и

воспитания. Идеи её широко используются при разработке организации

познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Развита

связь педагогики с социальной психологией, которая изучает

взаимоотношения, чувства, настроения, мнения, оценки, черты характера и

особенности психического склада людей, находящихся в разных

социальных условиях.

Исключительно ценными знаниями о природе физического развития

человека, педагогику вооружает общая и возрастная физиология,

составляющая естественнонаучную основу обучения и воспитания. Изучение

условнорефлекторной деятельности помогают раскрывать научные основы

тех изменений, которые происходят в человеке под влиянием внешних

воздействий и связаны с формированием умений, навыков и привычек.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов

обучения и воспитания перед педагогикой открывает быстро

развивающаяся область знания, которая получила название теории

управления. Возникнув в системе общественных наук, она использует

достижения кибернетики, которая раскрыла наиболее общие

закономерности управления сложными динамическими системами. При этом,

однако, надо иметь в виду, что кибернетика изучает процессы

управления безотносительно к качественной природе самоуправляемых

систем; воспитание же представляет собой систему, обладающую глубокой

качественной спецификой, своими специфическими закономерностями,

которые кибернетике недоступны.

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она

или не пользуется данными других наук. Советская педагогика

использует материалы и данные смежных наук для решения своих

задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта

обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –

это результат многолетних исследований закономерностей формирования

всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической

науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные

педагогические решения.

Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство,

разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно:

без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство

воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение

методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К

усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной

деятельности, на базе которой может и должно развиваться

педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической

деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен

быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что

это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений

необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного

труда.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

I. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПЕД. ИН-ТОВ. / Ю. К. БАБАНСКИЙ, В. А. СЛАСТЕНИН,

Н. А. СОРОКИН И ДР.; ПОД РЕД. Ю. К.

БАБАНСКОГО. -

2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,

1988. - 479 С.

II. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ФАК. ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧ. ОБУЧЕНИЯ

ПЕД. ИН-ТОВ. / ПОД РЕД. С. П. БАРАНОВА И ДР.

-

М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1976. – 352 С.

III. ХАРЛАМОВ И. Ф. ПЕДАГОГИКА: УЧЕБ. ПОСОБИЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ УН-ТОВ И ПЕД. ИН-ТОВ. – 2-Е ИЗД.,

ПЕРЕРАБ.

И ДОП. – М.: ВЫСШ. ШК., 1990. – 576 С.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.