на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Преподавание алгебраического материала в начальной школе

создаются условия для перехода от целых к действительным числам, к

выражению результата измерения дробью (простой и десятичной - конечной, а

затем бесконечной).

Причем исходным может быть знакомство с операцией измерения, получение

конечных десятичных дробей и изучение действий над ними. Если учащиеся уже

владеют такой формой записи результата измерения, то это служит

предпосылкой для "забрасывания" идеи о том, что число может выражаться и

бесконечной дробью. И эту предпосылку целесообразно создавать уже в

пределах начальной школы.

Если понятие дробного (рационального) числа изъять из компетенции

школьной арифметики, то граница между нею и "алгеброй" пройдет по линии

различия между целым и действительным числами. Именно оно "рубит" курс

математики на две части. Здесь не простое различие, а принципиальный

"дуализм" источников - счета и измерения.

Следуя идеям Лебега относительно "общего понятия числа", можно

обеспечить полное единство преподавания математики, но лишь с момента и

после ознакомления детей со счетом и целым (натуральным) числом. Конечно,

сроки этого предварительного ознакомления могут быть разными (в

традиционных программах для начальной школы они явно затянуты), в курс

начальной арифметики можно даже вносить элементы практических измерений

(что имеет место в программе), - однако все это не снимает различия

оснований у арифметики и "алгебры" как учебных предметов. "Дуализм"

исходных пунктов препятствует и тому, чтобы в курсе арифметики по-

настоящему "приживались" разделы, связанные с измерением величин и

переходом к подлинным дробям. Авторы программ и методисты стремятся

сохранить устойчивость и "чистоту" арифметики как школьного учебного

предмета. Указанное различие источников является основной причиной

преподавания математики по схеме - сначала арифметика (целое число), затем

"алгебра" (действительное число).

Эта схема кажется вполне естественной и незыблемой, к тому же она

оправдывается многолетней практикой преподавания математики. Но есть

обстоятельства, которые с логико-психологической точки зрения требуют более

тщательного анализа правомерности этой жесткой схемы преподавания.

Дело в том, что при всем различии этих видов чисел они относятся

именно к числам, т.е. к особой форме отображения количественных отношений.

Принадлежность целого и действительного чисел к "числам" служит основанием

для предположения о генетической производности и самих различий счета и

измерения: у них есть особый и единый источник, соответствующий самой форме

числа. Знание особенностей этой единой основы счета и измерения позволит

более четко представить условия их происхождения, с одной стороны, и

взаимосвязь - с другой.

К чему же обратиться, чтобы нащупать общий корень ветвистого дерева

чисел? Представляется, что прежде всего необходимо проанализировать

содержание понятия величина. Правда, с этим термином сразу связывается

другой - измерение. Однако правомерность подобного соединения не исключает

определенной самостоятельности смысла "величины". Рассмотрение этого

аспекта позволяет сделать выводы, сближающие, с одной стороны, измерение со

счетом, с другой - оперирование числами с некоторыми общематематическими

отношениями и закономерностями.

Итак, что такое "величина" и какой интерес она представляет для

построения начальных разделов школьной математики?

В общем употреблении термин "величина" связан с понятиями "равно",

"больше", "меньше", которые описывают самые различные качества (длину и

плотность, температуру и белизну). В.Ф. Каган ставит вопрос о том, какими

общими свойствами эти понятия обладают. Он показывает, что они относятся к

совокупностям - множествам однородных предметов, сопоставление элементов

которых позволяет применить термины "больше", "равно", "меньше" (например,

к совокупностям всех прямолинейных отрезков, весов, скоростей и т.д.).

Множество предметов только тогда претворяется в величину, когда

устанавливаются критерии, позволяющие установить относительно любых его

элементов А и В, будет ли А равно В, больше В или меньше В. При этом для

любых двух элементов А и В имеет место одно и только одно из соотношений:

А=В, А>В, А<В.

Эти предложения составляют полную дизъюнкцию (по крайней мере одно

имеет место, но каждое исключает все остальные).

В.Ф. Каган выделяет следующие восемь основных свойств понятий "равно",

"больше", "меньше": ([10], c. 17-31).

1) Имеет место по крайней мере одно из соотношений: А=В, А>В, А<В.

2) Если имеет место соотношение А=В, то не имеет места соотношение

А<В.

3) Если имеет место соотношение А=В, то не имеет места соотношение

А>В.

4) Если А=В и В=С, то А=С.

5) Если А>В и В>С, то А>С.

6) Если А<В и В<С, то А<С.

7) Равенство есть отношение обратимое: из соотношения А=В всегда

следует соотношение В=А.

8) Равенство есть соотношение возвратное: каков бы ни был элемент А

рассматриваемого множества, А=А.

Первые три предложения характеризуют дизъюнкцию основных соотношений

"=", ">", "<". Предложения 4 - 6 - их транзитивность при любых трех

элементах А, В и С. Следующие предложения 7 - 8 характеризуют только

равенство - его обратимость и возвратность (или рефлексивность). Эти восемь

основных положений В.Ф.Каган называет поcтулатами сравнения, на базе

которых можно вывести ряд других свойств величины.

Эти выводные свойства В.Ф. Каган описывает в форме восьми теорем:

I. Соотношение А>В исключает соотношение В>А (А<В исключает В<А).

II. Если А>В, то В<А (если А<В, то В>А).

III. Если имеет место А>В, то не имеет места A<B.

IV. Если А1=А2, А2=А3,.., Аn-1=А1, то А1=Аn.

V. Если А1>А2, А2>А3,.., Аn-1>Аn, то А1>Аn.

VI. Если А1<А2, А2<А3,.., Аn-1<Аn, то А1<Аn.

VII. Если А=С и В=С, то А=В.

VIII. Если имеет место равенство или неравенство А=В, или А>В, или

А<В, то оно не нарушится, когда мы один из его элементов заменим равным ему

элементом (здесь имеет место соотношение типа:

если А=В и А=С, то С=В;

если А>В и А=С, то С>В и т.д.).

Постулатами сравнения и теоремами, указывает В.Ф. Каган,

"исчерпываются все те свойства понятий "равно", "больше" и "меньше",

которые в математике с ними связываются и находят себе применение

независимо от индивидуальных свойств того множества, к элементам коего мы

их в различных частных случаях применяем" ([10], стр. 31).

Свойства, указанные в постулатах и теоремах, могут характеризовать не

только те непосредственные особенности объектов, которые мы привыкли

связывать с "равно", "больше", "меньше", но и со многими другими

особенностями (например, они могут характеризовать отношение "предок -

потомок"). Это позволяет встать при их описании на общую точку зрения и

рассматривать, например, под углом зрения этих постулатов и теорем любые

три вида отношений "альфа", "бета", "гамма" (при этом можно установить,

удовлетворяют ли эти отношения постулатам и теоремам и при каких условиях).

Под таким углом зрения можно, например, рассматривать такое свойство

вещей, как твердость (тверже, мягче, одинаковая твердость),

последовательность событий во времени (следование, предшествование,

одновременность) и т.д. Во всех этих случаях соотношения "альфа", "бета",

"гамма" получают свою конкретную интерпретацию. Задача, связанная с

подбором такого множества тел, которое бы имело эти отношения, а также

выявление признаков, по которым можно было бы характеризовать "альфа",

"бета", "гамма", - это есть задача на определение критериев сравнения в

данном множестве тел (практически ее в ряде случаев решить нелегко).

"Устанавливая критерии сравнения, мы претворяем множество в величину", -

писал В.Ф. Каган ([10], стр. 41).

Реальные объекты могут рассматриваться под углом зрения разных

критериев. Так, группа людей может рассматриваться по такому критерию, как

последовательность моментов рождения каждого ее члена. Другой критерий -

относительное положение, которое примут головы этих людей, если их

поставить рядом на одной горизонтальной плоскости. В каждом случае группа

будет претворяться в величину, имеющую соответствующее наименование -

возраст, рост. В практике величиной обычно обозначают как бы не самое

множество элементов, а новое понятие, введенное для различения критериев

сравнения (наименование величины). Так возникают понятия "объем", "вес",

"электрическое напряжение" и т.д. "При этом для математика величина вполне

определена, когда указаны множество элементов и критерии сравнения", -

отмечал В.Ф. Каган ([10], стр. 47).

В качестве важнейшего примера математической величины этот автор

рассматривает натуральный ряд чисел. С точки зрения такого критерия

сравнения, как положение, занимаемое числами в ряду (занимают одно место,

следует за..., предшествует), этот ряд удовлетворяет постулатам и поэтому

представляет собой величину. По соответствующим критериям сравнения

совокупность дробей также претворяется в величину.

Таково, по В.Ф. Кагану, содержание теории величины, играющей важнейшую

роль в деле обоснования всей математики.

Работая с величинами (отдельные их значения целесообразно фиксировать

буквами), можно производить сложную систему преобразований, устанавливая

зависимости их свойств, переходя от равенства к неравенству, выполняя

сложение (и вычитание), причем при сложении можно руководствоваться

коммутативным и ассоциативным свойствами. Так, если дано соотношение А=В,

то при "решении" задач можно руководствоваться соотношением В=А. В другом

случае при наличии соотношений А>В, В=С можно заключить, что А>С. Поскольку

при а>b существует такое с, что а=b+с, то можно найти разность а и b (а-

b=с), и т.д. Все эти преобразования можно выполнить на физических телах и

других объектах, установив критерии сравнения и соответствие выделенных

отношений постулатам сравнения.

Приведенные выше материалы позволяют заключить, что и натуральные, и

действительные числа одинаково прочно связаны с величинами и некоторыми их

существенными особенностями. Нельзя ли эти и другие свойства сделать

предметом специального изучения ребенка еще до того, как вводится числовая

форма описания отношения величин? Они могут послужить предпосылками для

последующего развернутого введения числа и его разных видов, в частности

для пропедевтики дробей, понятий координат, функции и других понятий уже в

младших классах.

Что может быть содержанием этого начального раздела? Это знакомство с

физическими объектами, критериями их сравнения, выделяющими величину, как

предмет математического рассмотрения, знакомство со способами сравнения и

знаковыми средствами фиксации его результатов, с приемами анализа общих

свойств величин. Это содержание нужно развернуть в относительно подробную

программу преподавания и, главное, связать ее с теми действиями ребенка,

посредством которых он может этим содержанием овладеть (конечно, в

соответствующей форме). Вместе с тем нужно экспериментальным, опытным путем

установить, могут ли дети 7 лет усвоить эту программу, и какова

целесообразность ее введения для последующего преподавания математики в

начальных классах в направлении сближения арифметики и начальной алгебры.

До сих пор наши рассуждения носили теоретический характер и были

направлены на выяснение математических предпосылок построения такого

начального раздела курса, который знакомил бы детей с основными

алгебраическими понятиями (до специального введения числа).

Выше были описаны основные свойства, характеризующие величины.

Естественно, что детям 7 лет бессмысленно читать "лекции" относительно этих

свойств. Необходимо было найти такую форму работы детей с дидактическим

материалом, посредством которой они смогли бы, с одной стороны, выявить в

окружающих их вещах эти свойства, с другой - научились бы фиксировать их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.