на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,

оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях,

предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков

культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим

действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной

отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в

окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы.

Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель

создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в

увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой

формой организации жизни детей, при которой складываются определенные

взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе

эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и

в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,

обостряют восприятие прекрасного.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить

полноценное эстетическое развитие ребенка.

Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания

ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.

Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным

трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях

различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,

стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию

детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем

здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.

Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую

работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с

одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое

творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к

эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,

восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое

мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.

§ 3. Психологические основы эстетического воспитания.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают

развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и

активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития

происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего

общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,

понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной

деятельности и творческих способностей.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы

имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания

вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность

эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,

с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,

насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы

окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей

слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на

своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит

чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и

малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет

его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без

всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что

отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:

эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с

тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,

сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,

свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична

психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и

критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит

ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в

«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь

тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка

замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от

эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,

привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и

рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей

степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в

творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим

восприятием.

К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш

переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он

радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает

все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,

гармоничное от дисгармоничного.

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который

обращает внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в

окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет

развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.

Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас

бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к

людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических

переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все

большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной

художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок

одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,

искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка

правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,

«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,

добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение

ценить прекрасное и доброе в людях»6.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие

детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем

эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно

тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного

образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному

проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение

произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием

произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более

сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,

рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более

глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,

доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический

слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам

музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами

придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,

рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как

своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная

отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на

простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и

осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.

Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие

сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические

образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве,

к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей

наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению

литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не

осознаются.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их

творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются

ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным

событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,

поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,

дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный

отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и

художественных образов.

Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам,

например о природе родного края, могут составить содержание лирических

концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз

встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на

занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям

большую радость.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать

красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические

стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-

выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для

создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,

эмоциональных ассоциаций.

В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального

и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и

совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,

словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством

воспитателя.

ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,

УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,

ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ

СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК

СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ

КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.