на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто

отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим

работы класса.

У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные

способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,

выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к

шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет

общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса

к познанию. [3, с. 3]

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить

на органические и воспитательные.

Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-

психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка

формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.

Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического

подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто

причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является

педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.

Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,

приводит к снижению уровня развития ребенка.

Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются

возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом

объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к

школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в

которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика

рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он

встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]

Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного

обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно

слушать, правильно выполнять задания.

Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий

наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных

особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной

деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,

подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для

развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого

ребенка.

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным

шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее

содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет

ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного

отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,

выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,

установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых

совместной деятельностью.

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности

складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы.

Поэтому качества, требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса

школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе

заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти

качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их

усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —

это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”

психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка

к моменту поступления в школу.

Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является

наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к

важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний,

интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому

объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей,

тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта,

представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только

наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить

ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей,

налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит,

с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание

детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение

школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной

активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении

узнавать новое.

Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе

группах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практически

все дети, хотя обоснования этого желания они дают различные. Часть детей

привлекает в школьной жизни получение знаний, а часть ссылается на внешние

аксессуары: обладание портфелем, звонки, перемены и др. Это, однако, не

означает, что мотивационно подобные дети к школе не готовы: решающее

значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные

условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной

мотивации.

Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие

любознательности, умственной активности, непосредственно связанных

выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для

ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической

деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми

познавательных задач, имеет обучение на занятиях в детском саду, где

происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного

из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно

познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение

умственной работы.

Следующее условие успешного обучения заключается в достаточной

произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию

имеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательного

поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в

частности организованно вести себя на уроках.

Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения является

приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, их

соподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, а

другие становятся менее важными.

Все это, однако, не означает, что поведение ребенка, поступающего в

школу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности, но важно

то, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения,

который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.

Выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков

учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и

др.

В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к

школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не

только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Наибольшее

количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между

различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь

со школьной успеваемостью (Штребель, Йирасек Я., Керн).

По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать

определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном

и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность

ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию,

аналитическому мышлению и т. п. под эмоциональной зрелостью они понимают

эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции

ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в

общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым

условностям детской группы, а также со способностью взять на себя

социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже старшего

дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения,

который существенно необходим для успешного последующего обучения детей в

школе.

К концу дошкольного периода общение приобретает новую черту —

произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста

начинают характеризоваться уже не только непосредственностью предметной

ситуации и взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми

задачами, правилами, требованиями, т. е. Определенным контекстом.

Тест по изменению формы общения детей в старшем дошкольном возрасте был

разработан Л. С. Выготским. Он исследовал влияние изменившихся форм общения

на сформированность школьной зрелости. Представленный им тест “(Да( и

(нет( не отвечай”, проводится в форме беседы, в которой взрослый задает

вопросы, а ребенок отвечает. Вопросы нередко наталкивают ребенка на

однозначные ответы (да(, (нет(, однако, суть теста и состоит в том, чтобы

дети сумели быстро ориентироваться в поиске ответа, помня, что запрещенные

слова нельзя употреблять при ответе.

В результате проведения теста появляется возможность изучить некоторые

формы общения дошкольников со взрослыми в связи с проблемой психологической

подготовки детей к школьному обучению и может быть сформулирован ряд

выводов:

1. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются различные уровни

произвольности — непосредственности детей в общении со взрослыми.

2. У детей с высоким уровнем произвольности в общении со взрослыми, и у

ребят с преобладающим импульсивным поведение образуется различное

отношение ко взрослому и его вопросам. Дети с высоким уровнем

произвольности общения характеризуются контекстностью общения

(непривязанностью общения к какой-либо наличной ситуации). Такие дети

видят условность позиций взрослого, понимают двойной смысл его вопросов.

Дети с непосредственным поведением воспринимают только один прямой и

однозначный смысл вопросов. Они не принимают условности позиций

взрослого, испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в

частности; не удерживают контекста общения.

Таким образом, повышению уровня произвольности общения со взрослыми

способствуют такие условия, при которых ребенок начинает видеть

двойственность позиции и удерживать контекстность общения.

Описанный эксперимент позволяет выявить развивающуюся в конце

дошкольного возраста такую форму общения ребенка со взрослыми, как

контекстное общение, которое имеет немаловажное значение для проблемы

исследования психологической подготовки детей к школе, т. е. Успешность

школьного обучения тесно связана с возникновением у детей конкретной

способности к контекстному общению со взрослыми.

Подводя итоги изучения роли контекстного общения в психологической

подготовке детей в школьному обучению, сформулируем следующие выводы:

1) Уровень произвольности общения ребенка со взрослым сказывается на

успешности последующего обучения в школе.

2) Овладение детьми контекстным видом общения со взрослыми — необходимое

условие принятия учебных задач.

Мы выяснили, что контекстное общение создает благоприятные условия, для

принятия и выделения детьми учебных задач. В тоже время анализ проблемы

психологической готовности детей к школьному обучению заставляет

предположить, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов

решаемой проблемы, и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо

рассматривать и отношения детей со сверстниками.

Важные результаты по этой проблеме получены в психологии учебной

деятельности (В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и

др.). в этих работах приводятся убедительные данные, говорящие о том, что

общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.