Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто
отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим
работы класса.
У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные
способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления,
выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.
Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к
шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет
общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса
к познанию. [3, с. 3]
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить
на органические и воспитательные.
Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-
психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка
формирования отдельных функций, ослабленность здоровья.
Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического
подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто
причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является
педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях.
Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций,
приводит к снижению уровня развития ребенка.
Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются
возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом
объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к
школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”, в
которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика
рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он
встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]
Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного
обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно
слушать, правильно выполнять задания.
Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий
наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных
особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной
деятельности происходит зарождение важнейших “новообразований” развития,
подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо создать условия для
развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого
ребенка.
Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным
шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее
содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет
ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного
отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением,
выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний,
установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых
совместной деятельностью.
В психологии установлено, что любые психические свойства и способности
складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы.
Поэтому качества, требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса
школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе
заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти
качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их
усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе —
это и есть задача установления предпосылок собственно “школьных”
психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка
к моменту поступления в школу.
Первым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является
наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к
важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний,
интерес к определенным учебным предметам. Познавательный интерес к любому
объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей,
тогда дети приобретают необходимый опыт, представления. Наличие опыта,
представлений, способствует у детей возникновению желания познания. Только
наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить
ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей,
налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит,
с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание
детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение
школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной
активности, обнаруживающийся в живом интересе к окружающему, в стремлении
узнавать новое.
Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных к школе
группах детского сада, показали, что поступления в школу хотят практически
все дети, хотя обоснования этого желания они дают различные. Часть детей
привлекает в школьной жизни получение знаний, а часть ссылается на внешние
аксессуары: обладание портфелем, звонки, перемены и др. Это, однако, не
означает, что мотивационно подобные дети к школе не готовы: решающее
значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные
условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной
мотивации.
Возникновению учебной мотивации способствует формирование и развитие
любознательности, умственной активности, непосредственно связанных
выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для
ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической
деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми
познавательных задач, имеет обучение на занятиях в детском саду, где
происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или одного
из продуктивных видов деятельности, к выполнению заданий собственно
познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение
умственной работы.
Следующее условие успешного обучения заключается в достаточной
произвольности, управляемости поведения, обеспечивающей реализацию
имеющихся у ребенка мотивов учения. Произвольность внешнего двигательного
поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в
частности организованно вести себя на уроках.
Основной предпосылкой овладения произвольностью поведения является
приходящее к концу дошкольного возраста формирование системы мотивов, их
соподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план, а
другие становятся менее важными.
Все это, однако, не означает, что поведение ребенка, поступающего в
школу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности, но важно
то, что в дошкольном возрасте складывается такой механизм поведения,
который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.
Выявление единого психологического новообразования, лежащего у истоков
учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и
др.
В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к
школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не
только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Наибольшее
количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между
различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь
со школьной успеваемостью (Штребель, Йирасек Я., Керн).
По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать
определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном
и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность
ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию,
аналитическому мышлению и т. п. под эмоциональной зрелостью они понимают
эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции
ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в
общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым
условностям детской группы, а также со способностью взять на себя
социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже старшего
дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения,
который существенно необходим для успешного последующего обучения детей в
школе.
К концу дошкольного периода общение приобретает новую черту —
произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста
начинают характеризоваться уже не только непосредственностью предметной
ситуации и взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми
задачами, правилами, требованиями, т. е. Определенным контекстом.
Тест по изменению формы общения детей в старшем дошкольном возрасте был
разработан Л. С. Выготским. Он исследовал влияние изменившихся форм общения
на сформированность школьной зрелости. Представленный им тест “(Да( и
(нет( не отвечай”, проводится в форме беседы, в которой взрослый задает
вопросы, а ребенок отвечает. Вопросы нередко наталкивают ребенка на
однозначные ответы (да(, (нет(, однако, суть теста и состоит в том, чтобы
дети сумели быстро ориентироваться в поиске ответа, помня, что запрещенные
слова нельзя употреблять при ответе.
В результате проведения теста появляется возможность изучить некоторые
формы общения дошкольников со взрослыми в связи с проблемой психологической
подготовки детей к школьному обучению и может быть сформулирован ряд
выводов:
1. В старшем дошкольном возрасте у детей проявляются различные уровни
произвольности — непосредственности детей в общении со взрослыми.
2. У детей с высоким уровнем произвольности в общении со взрослыми, и у
ребят с преобладающим импульсивным поведение образуется различное
отношение ко взрослому и его вопросам. Дети с высоким уровнем
произвольности общения характеризуются контекстностью общения
(непривязанностью общения к какой-либо наличной ситуации). Такие дети
видят условность позиций взрослого, понимают двойной смысл его вопросов.
Дети с непосредственным поведением воспринимают только один прямой и
однозначный смысл вопросов. Они не принимают условности позиций
взрослого, испытывают трудности в понимании взрослого вообще и учителя в
частности; не удерживают контекста общения.
Таким образом, повышению уровня произвольности общения со взрослыми
способствуют такие условия, при которых ребенок начинает видеть
двойственность позиции и удерживать контекстность общения.
Описанный эксперимент позволяет выявить развивающуюся в конце
дошкольного возраста такую форму общения ребенка со взрослыми, как
контекстное общение, которое имеет немаловажное значение для проблемы
исследования психологической подготовки детей к школе, т. е. Успешность
школьного обучения тесно связана с возникновением у детей конкретной
способности к контекстному общению со взрослыми.
Подводя итоги изучения роли контекстного общения в психологической
подготовке детей в школьному обучению, сформулируем следующие выводы:
1) Уровень произвольности общения ребенка со взрослым сказывается на
успешности последующего обучения в школе.
2) Овладение детьми контекстным видом общения со взрослыми — необходимое
условие принятия учебных задач.
Мы выяснили, что контекстное общение создает благоприятные условия, для
принятия и выделения детьми учебных задач. В тоже время анализ проблемы
психологической готовности детей к школьному обучению заставляет
предположить, что общение ребенка со взрослыми не охватывает всех аспектов
решаемой проблемы, и наряду отношения ребенка ко взрослому необходимо
рассматривать и отношения детей со сверстниками.
Важные результаты по этой проблеме получены в психологии учебной
деятельности (В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и
др.). в этих работах приводятся убедительные данные, говорящие о том, что
общение детей существенным образом сказывается на эффективности обучения и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|