на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблема взаимодействия семьи и детского дошкольного учреждения в формировании готовности ребенка к школьному обучению

полноценности полученных школьных знаний. Хорошо подготовленные к школе

дети имеют высокий тип общения со сверстниками, а ученики, не готовые к

школьному обучению, находятся на очень низкой стадии общения.

Изучив роль общения со сверстниками в психологической подготовке детей

к школьному обучению, мы можем сделать следующие выводы:

В старшем дошкольном возрасте у детей возникает и интенсивно

развивается новый тип общения со сверстниками, который близок по характеру

общения со взрослыми и существенно связан с успешностью учения детей в

школе.

Итак, общение детей со взрослыми и сверстниками неоднородно и проходит

в своем развитии разные формы. Эти формы связаны генетической и логической

преемственностью, которую необходимо учитывать при обучении и воспитании

детей дошкольного возраста и при подготовке их к школе.

Психологическая готовность к школьному обучению одна из важнейших

проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как

построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и

формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов.

Многие зарубежные авторы, занимающиеся проблемой их зрелости (Гетцен,

Керн, Штребел), указывают на отсутствие импульсивных реакций как на

важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

Важнейшая сторона психологической готовности к школьному обучению —

уровень валового развития ребенка, участие в общей деятельности, умение

принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем.

Процесс совместной деятельности в начальных классах в значительной мере

основан на выполнении под руководством учителя собственной работы детей с

различного рода материалом. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен также

уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,

т. е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием.

Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития

его речи — умение связно, последовательно описывать предметы, картины,

события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило.

Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и

времени.

Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система

педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской

деятельности и педагогического процесса в целом.

Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретической литературы

по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится

сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми или недостаточно

готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитатели осознают

необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение дошкольников требует

специальных знаний.

Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться.

Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.

Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и

рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в

период дошкольного детства.

Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь

на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению

в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем

развития физической, психологической, нравственной и мыслительной

деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все достижения

развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания,

воли.

Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем

ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее

биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения.

Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все

параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже

иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении

движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота,

точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук.

Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному

воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая

физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с

новыми учебными нагрузками. [3, с. 124]

В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание

ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим

поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам;

сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность,

усидчивость, настойчивость. [27, с. 34]

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает

сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления),

сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и

познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной

активности, познавательных интересов. [48, с. 77]

Таким образом, только тех детей, которые соответствуют составленным

критериям, мы можем считать готовыми к школьному обучению. Однако, по

наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие в школу, не обладают

всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы к школе.

чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все

задатки ребенка и он остается недостаточно развит в результате

неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания и развития

дошкольников с целью подготовки их к обучению в школе. Поэтому проблема

состоит в том, чтобы правильно и своевременно подготовить ребенка к

обучению. А обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную

подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей,

учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребенка,

однако и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность

ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так

же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на

развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. Поэтому, на

наш взгляд, необходимо изучить возможности семьи и дошкольного учреждения в

формировании у ребенка готовности к школьному обучению.

1.2. Роль семьи в формировании готовности ребенка к школьному обучению

Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить

лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению

особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящены

теоретические исследования данного параграфа.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста

направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции,

какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по

отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под

руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,

элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в

обществе. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на

формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость

развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания

родителями важности правильного воспитания в семье.

Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное

время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя

недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое

повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной

жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по

удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых,

расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как

удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его

деятельность, какая речевая среда в семье и др.

Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена

характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом

напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в

суете обыденности: “Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку —

пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу”. А пренебрежение ею

дорого стоит. Очень часто школьные неудачи наших детей, их трудное

вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат

родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех

жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются.

Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты

и разнобоя в предъявляемых ему требованиях.

Прежде всего не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать.

Определите самое главное, что нужно требовать от ребенка, точно решите, что

он должен делать сам, а чего он делать не должен; что можно ему разрешить,

а чего разрешить нельзя. И придерживайтесь своих требований неукоснительно,

и не уступайте никаким просьбам, слезам, крикам. Вскоре ребенок поймет, что

круг ваших требований для него обязателен, требования неизменны, их надо

выполнять.

Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и

обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним

складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на

требования, предъявляемые школой.

Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых

первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но

и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность,

организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному

делу.

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей

читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе.

Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же

ревностно мы должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка.

Понятно, что ко времени поступления в школу ребенок должен обладать

определенным уровнем развития. Вообще говоря, значение общего развития

ребенка родители, как правило, хорошо понимают. Они усердно следят, как

развивается их малыш и делают все возможное, чтобы способствовать этому.

Как же должны поступать родители, чтобы их ребенок правильно

развивался, получал необходимое количество информации? Все дети очень

любознательны, их интересует все новое, наши дети постоянные “почемучки”.

Как важно родителям не погасить эту искорку интереса к окружающему,

неизвестному миру, а поддержать ее своим живым участием. Поэтому родители

обязательно должны рассказывать много интересного своему ребенку, читать

книги, объяснять различные явления природы, которые привлекают внимание

детей, например, во время прогулок и, тем самым, взрослые способствуют

расширению кругозора, развитию любознательности, воспитанию интересов

своего ребенка.

Родители часто спрашивают у воспитателя: “Сколько времени требуется,

чтобы подготовить ребенка к школе?” Много — несколько лет, ведь подготовка

к школе продолжается в течение всего периода дошкольного детства.

Конечно, задач, и весьма сложных, перед родителями очень много. Но для

тех, кто задумался над ними вовремя, эти воспитательные проблемы могут

решаться без особых затрат дополнительного времени — в повседневной жизни,

день за днем, в обычном общении с ребенком.

Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется

дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается

в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные

результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Таким образом,

мы видим, что важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения

с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми

членами семьи и детьми.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.