на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Психология и педагогика

на которую он считает себя способным.

9. Понятие о социализации личности.

Социализация — процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом

общественного опыта, в результате которого он становиться личностью и

приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки, т.е.

способность общаться и взаимодействовать с ними в ходе решения тех или иных

задач.

Социализация в самом общем ее определении — это многогранный процесс

усвоения человеком опыта общественной жизни, превращения его из природного

существа в общественное, из индивида в личность. Социализация включает в

себя освоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм,

необходимых для эффективного взаимодействия с разными людьми, ролей, видов

деятельности, форм общения. Она также включает активное познание человеком

окружающей его социальной действительности, овладение им навыками

индивидуальной и групповой работы, развитие у него необходимых для этого

способностей.

Понятие социализации касается как результата, так и механизма приобретения

человеком социального опыта. В качестве основных источников социализации

индивида выступает семья, школа, общественные институты и организации,

печать, радио, ТВ, система образования. Процесс социализации идет главным

образом через общение людей друг с другом.

Стадии социализации:

- адаптация (маленькие дети)

- индивидуализация (подростковый период)

- интеграция (совместный труд, желание найти свое место)

- трудовая стадия (активное воздействие на общество)

- послетрудовая

10. Роль биологического и соц-го фактора в развитии и формировании

личности.

Личность начинает формироваться на основе биологических факторов, но затем

на ее развитие начинают оказывать влияние и социальные факторы.

Точки зрения:

- человек каким родился, таким и умрет

- человек – чистый лист, что общество на нем напишет, таким он и будет.

С одной стороны, личность это феномен общественного развития человека и

это сложный процесс развития и формирования личности, и обусловлен он

единством биологических и социальных факторов. Здесь биологические факторы

выступают как природные предпосылки.

С другой стороны, социальные факторы выступают как движущая сила

психического развития человека и формирования его личности.

Человек с момента рождения со своими предпосылками оказывается в условиях

определенной социальной среды.

Социальная среда — все, что окружает человека в его социальной жизни; это

конкретное проявление своеобразия общественных отношений. Она будет

определяться типом общественной экономической формации.

Соц. среда вначале относит человека к определенному социальному классу,

национальности, будет отличаться бытовыми особенностями. Это могут быть

городская, деревенская, элитная, артистическая и пр.

11. Механизмы социализации личности.

Существуют различные классификации механизмов социализации личности.

Целенаправленные (специально организованные):

- воспитание

- обучение

Стихийные (цели не ставят, возникают спонтанно):

- идентификация

- подражание

- внушение

- конформность

Идентификация наиболее ярка в раннем периоде. Это отождествление индивида

с некоторыми людьми, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и

формы поведения, которые свойственны окружающим. Родители служат основным

источником идентификации для детей раннего возраста. В дальнейшем к ним

присоединяются сверстники, дети старшего возраста и другие взрослые.

Идентификация, начинаясь в детстве, продолжается в течение всей жизни

человека. Важный вид идентификации – половая типизация – процесс

приобретения индивидом психологии и поведения, характерных для людей одного

с ним пола.

Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение опыта других

людей, в частности, их движений, манер, действий и т.д. Механизм подражания

является врожденным.

Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего

опыта, мыслей, чувств, психических состояний тех людей, с которыми он

общается.

Конформность – осознанное расхождение во мнениях с окружающими людьми при

внешнем согласии с ними. Это своего рода приспособленчество, рассчитанное

на то, чтобы не создавать себе лишних трудностей в общении и взаимодействии

с окружающими людьми.

Воспитание – работа с чувствами, мотивами, эмоциями, потребностями.

Обучение – работа с умом человека.

12. Воспитание и обучение как факторы социализации.

Воспитание — работа с чувствами, мотивами, эмоциями, потребностями.

Обучение — работа с умом человека.

Воспитание – одна из сторон социализации личности, приобретение им

человеческого жизненного опыта. Это деятельность по передаче исторического

опыта, подготовка к жизни и труду.

Центр внимания в обучении – становление познавательных процессов человека,

его способностей, приобретение знаний, умений, навыков.

Цель воспитания — развитие и формирования человека как личности

Самовоспитание — необходимо познать себя, познание себя – важный этап в

процессе самовоспитания, в процессе самосовершенствования надо находить

хорошие моменты, самонасилие не дает должного эффекта, необходимо ставить

перед собой миражные цели, чтобы достичь цели надо подкреплять хорошими

моментами.

13. Темперамент и сис-ма его проявлений. Соотношение типов высшей

деятельности и темпераментов.

Темперамент — динамические особенности психики человека, т.е. темп, ритм,

интенсивность протекания психических процессов. Проявляется прежде всего в

его впечатлительности, т.е. силе и устойчивости того воздействия, которое

впечатление оказывает на человека.

Гиппократ (5 век до н.э.) дал наиболее полное представление о

темпераменте. Он описал 4 типа: холерик (желтая желчь), меланхолик (черная

желчь), флегматик (слизь), сангвиник (кровь).

Существует 2 направления рассмотрения темперамента: физиологический

(мнение Гиппократа) и психологический.

Линию учения Гиппократа продолжил И.П. Павлов. Занимался рефлексами и

выделил типы нервной системы.

Схема типов высшей нервной деятельности и соответствующих им типов

темпераментов.

Сила нервных процессов — показатель работоспособности нервных клеток и

нервной системы в целом. Сильная нервная система более устойчива к внешним

воздействиям.

Уравновешенность — определенный баланс в процессах возбуждения и

торможения.

Подвижность — легкий переход нервной системы от одних действий к другим.

Сенситивность (чувствительность) — какова наименьшая сила внешних

воздействий необходима для возникновения какой-либо психической реакции

человека и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние

воздействия одинаковой силы.

Активность — насколько интенсивно и энергично человек воздействует на

внешний мир.

Ригидность - пластичность — насколько легко и быстро человек

приспосабливается к новым внешним обстоятельствам.

Эмоциональность (эмоциональная возбудимость) определяется скоростью и

глубиной возникновения эмоциональной реакции в зависимости от интенсивности

возбуждения.

14. Типы темпераментов.

Холерик – сильная впечатлительность и большая импульсивность, сангвиник –

слабая и большая, меланхолик – сильная и малая, флегматик – слабая и малая.

15. Проявление основных свойств темперамента в общении и деятельности.

16. Понятие о характере, характер и темперамент.

Характер — совокупность устойчивых стержневых психических свойств

человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.

Темперамент является основой для формирования характера. Характер можно

изменить, а темперамент нет.

Платон выделял типы характеров: нормальный, олигархический, тиранический и

т.д.

Наиболее интересная классификация характеров возникла на стыке 2-х наук —

психологии и психиатрии. Здесь за основу взята выраженность черт характера.

I — нормальный или средний характер. Никакие черты не доминируют.

II — акцентуированные характеры. У человека преобладает какая-либо ярко

выраженная черта.

а – скрытая акцентуация

б – явная.

III — психопатия.

Н – норма, П – патология.

Темперамент и характер не всегда четко различают. Общее между ними

состоит в том, что ни тот, ни другой ничего не говорят о социальной

ценности человека.

17. Формирование и воспитание характера.

Некоторые черты характера являются более устойчивыми, другие – менее.

Сенситивные периоды — наиболее чувствительные для формирования тех или

иных черт характера.

От 2 – 3 лет до 9 – 10 лет закладываются основы характера. Доброта,

общительность, отзывчивость – в наиболее ранний период. Трудолюбие,

аккуратность, добросовестность – в более поздний период (дошкольный и

школьный возраст).

В подростковый период – волевые и нравственные черты характера.

Характер проявляется в четырех областях:

- отношение человека к самому себе

- отношение человека к другим людям

- отношение человека к миру вещей

- отношение человека к деятельности

18. Характер и личность. Возможные акцентуации характера.

Около 50 – 60% взрослых людей имеет акцентуацию.

Типы акцентуации:

- гипертимный – активный, инициативный, общительный

- дистимный – пассивный, инертный, замкнутый

- циклотимный – сочетание вышеперечисленных попеременно

- демонстративный – артистизм, лидерство, эгоцентризм

В структуре личности характер занимает одно из центральных мест и

объединяет вокруг себя все другие свойства и особенности личности. Характер

оказывает влияние на познавательные процессы (память, мышление,

восприятие). Характер наиболее устойчив по сравнению с другими личностными

образованиями (потребности, интересы и т.д.).

19. Понятие о способностях и задатках, способностях и деятельности.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, которые

выражают ее готовность к овладению определенными видами деятельности и их

успешному осуществлению.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности строения мозга,

органов чувств, движения, составляющих природную основу способностей.

Уровни развития способностей:

- репродуктивные и творческие способности (воспроизведение прошлого опыта и

высокая степень участи личности в деятельности)

- талант (высокий уровень развития специальных способностей)

- гениальность (развитие выдающихся способностей в нескольких областях)

Для формирования способностей существуют сенситивные периоды.

Пригодность (готовность) к конкретной деятельности обуславливается

наличием соответствующих способностей и общих психологических условий,

необходимых для успешного осуществления деятельности (заинтересованность,

трудолюбие, организованность, знания, умения, способности).

20. Виды способностей.

- общие (общий уровень развития) и специальные (связанные с некоторыми

особенностями деятельности, формируются на базе общих способностей)

- потенциальный (не реализуются в конкретном виде деятельности, но могут

актуализироваться при изменении соответствующих условий) и актуальные

(реализуются и развиваются в конкретном виде деятельности)

21. Проблема происхождения способностей.

Три точки зрения:

1-ая — способности биологически обусловлены (врожденные), наличие

способностей зависит от веса мозга, наличие способностей связано с формой

черепа.

2-ая — способности целиком определяются качеством обучения и воспитания.

3-ья — не признает врожденности способностей, но при этом не отрицает

природные предпосылки развития способностей (задатков).

22. Роль воспитания и обучения в развитии способностей.

В целом обучаемость — это восприимчивость к усвоению знаний и способов

деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности. Это

понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие способность,

определяемое как свойство личности, которое является условием успешного

выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя

высокую степень обучаемости определенным видам деятельности. Подобно тому,

как различают способности общие и специальные, так различают обучаемость

общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному

виду деятельности.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, но не тождественна ему.

Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию,

однако с высоким умственным развитием может сочетаться более низкая

обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью.

23. Понятие об эмоциях и чувствах.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.