отрезок.
- Жила-была точка. Вот она (на магнитную доску вывешивается модель
точки).
- Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию
и непременно спросит: «Как эта линия называется?»
- А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).
- Подумала однажды точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду
жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!». Сказано-
сделано (на доске прямая). Вышла точка на прямую и пошла по этой
прямой (учитель передвигает по этой прямой точку). Шла-шла по прямой
линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду
идти? Скоро ли конец прямой?» Засмеялась прямая: «Эх ты, точка! Ведь
ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»
- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту
сторону».
- «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».
- А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края?
(Рельсы, провода). Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её
продолжить (учитель показывает). Давайте начертим прямую у себя в
тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть. А что
же наша точка?
- «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся идти,
идти и идти без конца?».
- «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь
ножницы»,- сказала прямая.
- «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».
- «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы ,
щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель
имитирует разрезание прямой).
__________________| |________|_____________
- «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы! А
теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.
______________| |_________|__________| |__________________
- «Как интересно!»,- воскликнула точка.
- «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой
стороны – конец. Как это называется?»
- «Это отрезок»,- сказали ножницы. «Теперь ты, точка, на отрезке
прямой».
- «Отрезок прямой, отрезок прямой»,- с удовольствием повторила точка,
прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
- Давайте и мы начертим в тетради две точки. Приложите к ним линейку и
соедините точки прямой линией. Получился отрезок. Начертите ещё
отрезки. (ученики чертят разные отрезки: по длине, расположению на
листе). К доске вызываются ученики начертить свой отрезок.
Хором повторяют название – «отрезок».
- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке! Но
прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо
прямой есть мой отрезок и ещё два этих…. - не знаю как их назвать.
Тоже отрезки? (Как вы, ребята, думаете?- Нет. У отрезка 2 конца).
- Нет,- ответили ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а в
другую сторону нет конца. И называется это по-другому.
- А как они называются?
- Лучами.
Это луч. И это луч.
____________________| |______________________
- А! – радостно сказала точка. – Я знаю почему они так называются. Они
похожи на… (А кто скажет на что похожи эти лучи?) – солнечные лучи.
- Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут
от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути.
Например, Землю, Луну или спутник.
- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча.
Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.
- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и
лучом? (общее – все прямые). Отрезок и луч имеют конец, только отрезок
– два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.
Далее следуют задания на закрепление.
Теперь рассмотрим фрагмент урока на арифметический материал.
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся на 0».
(40+20);(50-30)
На доске десятки (полоски, содержащие 10 квадратов)
40+20
Учитель на доску выкладывает 4 полоски.
Учитель: сколько десятков на доске?
Ученик: четыре.
Учитель: какое это число?
Ученик: 40.
Учитель добавляет ещё 2 полоски в другую сторону доски.
Учитель: Добавлю ещё десятки. Сколько на доске?
Ученик: 2.
Учитель: какое число?
Ученик: 20.
Учитель: а теперь нам нужно узнать сколько десятков и тут (показывает на
4 десятка) и тут (на 2 десятка) вместе. Как это сделать?
Ученик: сложить 4 десятка и 2 десятка.
Учитель: записывает 4 десятка+2 десятка=6 десятков
40+20=60. Что общего в числах 40,20,60?
Ученик: 0 – единиц.
Учитель: Я могу ещё по-другому записать этот пример - в столбик.
Посмотрите, как я это делаю. Пишу десятки под десятками, единицы под
единицами. Складываю. Начинаю с единиц. Складываю единицы: 0 единиц+0
единиц=0 единиц. Складываю десятки: 4 десятка+ 2 десятка= 6 десятков.
Читаю ответ: шестьдесят.
Аналогичный приём используется при сложении двузначных чисел, из
которых одно оканчивается 0, 34+20 и сложение двузначного и однозначного
числа 34+2. А также при сложении и вычитании двузначных чисел без
перехода через десяток (например, 42+53, 28-12).
Иная запись в столбик используется при сложении двузначного числа с
однозначным и двузначного с двузначным с переходом через десяток.
Например, 26+4. Пишу десяток под десятком, единицу под единицей.
Пишу 4 под 6. Складываю единицы, 6+4=10. Записываю 10.
Под десятком переписываю 2. Складываю. Получаем 30. Такая запись в
столбик оформляется для того, чтобы избежать ошибок при получении
двузначного числа в результате сложения единиц и перехода десятка в
свой разряд. (Этот десяток забывается детьми).
Приведём ещё пример:
Пишу десяток под десятком, единицу под единицей. Складываю единицы.
9+3=12. Записываю 12. Складываю десятки 4+2=6. Записываю под десятками
6. Складываю. Ответ: 72.
Заметим, что письменно выполнение действий быстро и хорошо усваивается
детьми и , вскоре, многие из них переходят у устным вычислениям.
Для того, чтобы у детей закрепились правила в памяти нужно чаще
повторять уже ранее изученный материал. Это правило поможет и в дальнейшей
работе учителя.
* * *
Описание и результаты эксперимента.
Эксперимент проводился нами в школе №40 в 1б классе коррекции, учителя
Дуюновой С.А. В классе 12 детей.
Экспериментальная работа велась в направлении: сравнение результатов
успеваемости учащихся одного и того же класса в конце учебного года 1
класса и в начале учебного года 2 класса.
Для проведения эксперимента были подобраны идентичные задания, которые
проводились в конце четверти после работы над задачами по предлагаемой
методике. Учащимся класса коррекции были предложены задачи типа:
I. Распознавание задачи.
Отметь те задания, которые являются задачами.
1) На столе лежали фрукты: яблоки и груши.
2) На столе лежали 2 яблока и 6 груш. Сколько на столе яблок?
3) На столе лежат 2 яблока, а груш на 3 больше. Сколько груш лежат
на столе?
4) На столе лежат 5 фруктов, из них 2 яблока.
II. Решение простых задач.
Поставь все возможные вопросы и реши задачи.
1) В сборнике 10 стихов и 8 рассказов.
2) В вольере 11 попугайчиков, а канареек на 3 больше.
III. Поставь к условию задачи вопрос так, чтобы задача получилась на
сравнение.
У Оли 15 марок, а у Нины – 8.
Критерием оценки служат уровни.
1) Высокий уровень: задачи выделены верно, предложены более двух
вопросов.Ученик справился с заданиями на отлично. Учебный материал
ребёнком усваивается легко, полно овладевает программой.
2) Средний уровень: у ребёнка есть ошибки в выполнении заданий, ошибки в
решении. Но в основном ребёнок усвоил то, что нужно было сделать.
Ребёнок усваивает основное в программе, понимает учебный материал.
3) Низкий уровень: ребёнок не справился с заданиями, не усвоив программу.
В ходе эксперимента были достигнуты следующие результаты:
4 человека с высоким уровнем успеваемости (33%)
4 человека со средним уровнем успеваемости (33%)
4 человека с низким уровнем успеваемости (33%)
Эксперимент не закончен и будет продолжен в следующем году.
Заключение.
1. Возникла необходимость обучать детей группы риска в классах коррекции,
организованных в структуре общеобразовательных школ, используя
специальную методику проведения уроков математики.
2. Психолого-педагогические особенности детей группы риска, отличающие их
от сверстников, требуют пересмотра подхода к обучению в этих классах,
используя специфические методики обучения.
3. Учебная деятельность в классах коррекции организуется в форме
дифференцированного подхода к учащимся. Обучение в таких классах с
учётом сохранных интеллектуальных возможностей группы риска ведётся по
действующим в классовой школе программам, с опорой на действующие
учебники.
4. Материал работы может быть полезен студентам, учителям начальной школы
и практическим работникам народного образования.
Литература.
1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития
младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993
№1.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.
Под ред. К.С. Лебединской, М: Педагогика, 1982.
3. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И.
Обучаем в системе Занкова Л.В., М: Просвещение, 1991.
4. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М:
Просвещение, 1991.
5. Венгер Л.А Педагогика способностей. Изд-во «Знание» Москва, 1978.
6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.
7. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.
8. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А.,
Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.
9. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного
мышления у аномальных детей. Дефектология, 1975 №4
10. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М:
Просвещение, 1989.
11. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М:
Педагогика,1978.
12. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных
классах. М: Просвещение, 1985.
13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М:
Просвещение, 1968.
14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972.
15. Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы.
Методическое пособие НИИ общей педагогики АПНСССР М,1990.
16. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников
в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося.
Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988.
17. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.
18. Лурия А.Г. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и
аномального ребёнка. Т.ПМ.,1956.
19. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости
школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников.
М.,1971.
20. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.
21. Морро М.И., Бантова М.А., Бельжюкова Г.В. Математик, учебник для 1-го
класса трехлетней начальной школы. М: Просвещение, 1986.
22. Моро М.И. , Бантова М.А. Математика – 2 класс (I-3) М: Просвещение.
23. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими
школьниками. Пособие для учителей. Под ред. Кумариной Г.Ф. М,1991.
24. Пчёлко А.С. Бантова М.А., Моро М.И., Пышкало А.М. Математика, 3 класс
(1-3) М: Просвещение.
25. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников
с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М,1974.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|