на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие математических способностей младших школьников в классах коррекции

отрезок.

- Жила-была точка. Вот она (на магнитную доску вывешивается модель

точки).

- Она была очень любопытная и хотела всё знать. Увидит незнакомую линию

и непременно спросит: «Как эта линия называется?»

- А какие вы, ребята, знаете линии? (Кривые, прямые, ломаные).

- Подумала однажды точка: «Как же я смогу всё узнать, если всегда буду

жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!». Сказано-

сделано (на доске прямая). Вышла точка на прямую и пошла по этой

прямой (учитель передвигает по этой прямой точку). Шла-шла по прямой

линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я ещё буду

идти? Скоро ли конец прямой?» Засмеялась прямая: «Эх ты, точка! Ведь

ты не дойдёшь до конца. Разве ты не знаешь, что у прямой нет конца?»

- «Тогда я поверну назад»,- сказала точка. «Я, наверное, пошла не в ту

сторону».

- «И в другую не будет конца. У прямой линии совсем нет концов».

- А вы, ребята, где в жизни могли видеть прямую без конца и без края?

(Рельсы, провода). Посмотрите, и наша прямая не имеет конца. Я могу её

продолжить (учитель показывает). Давайте начертим прямую у себя в

тетради, только вся она у нас не поместится, начертим её часть. А что

же наша точка?

- «Как же быть?»,- спрашивает она. «Что же мне так и придётся идти,

идти и идти без конца?».

- «Ну, если ты не хочешь идти без конца, давай позовём на помощь

ножницы»,- сказала прямая.

- «Давай позовём. А зачем нам ножницы?».

- «Сейчас увидишь». Тут, откуда ни возьмись, появились ножницы ,

щёлкнули перед самым точкиным носом и разрезали прямую (учитель

имитирует разрезание прямой).

__________________| |________|_____________

- «Ура!»,- закричала точка. «Вот и конец получился! Ай, да ножницы! А

теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.

- «Можно и с другой»,- послушно щёлкнули ножницы.

______________| |_________|__________| |__________________

- «Как интересно!»,- воскликнула точка.

- «Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой

стороны – конец. Как это называется?»

- «Это отрезок»,- сказали ножницы. «Теперь ты, точка, на отрезке

прямой».

- «Отрезок прямой, отрезок прямой»,- с удовольствием повторила точка,

прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.

- Давайте и мы начертим в тетради две точки. Приложите к ним линейку и

соедините точки прямой линией. Получился отрезок. Начертите ещё

отрезки. (ученики чертят разные отрезки: по длине, расположению на

листе). К доске вызываются ученики начертить свой отрезок.

Хором повторяют название – «отрезок».

- Я запомню, - сказала точка,- это название. Мне нравится на отрезке! Но

прямая мне тоже нравится. Жаль, что её не стало. Ведь теперь вместо

прямой есть мой отрезок и ещё два этих…. - не знаю как их назвать.

Тоже отрезки? (Как вы, ребята, думаете?- Нет. У отрезка 2 конца).

- Нет,- ответили ножницы. Ведь у них конец только с одной стороны, а в

другую сторону нет конца. И называется это по-другому.

- А как они называются?

- Лучами.

Это луч. И это луч.

____________________| |______________________

- А! – радостно сказала точка. – Я знаю почему они так называются. Они

похожи на… (А кто скажет на что похожи эти лучи?) – солнечные лучи.

- Да, - подтвердили ножницы. Солнечные лучи начинаются на солнце и идут

от солнца без конца, если только не встретят что-нибудь на своём пути.

Например, Землю, Луну или спутник.

- Значит из прямой вот что получилось: мой отрезок и ещё два луча.

Давайте и мы начертим лучи у себя в тетради.

- Скажите, чем же отличаются и что общего между прямой, отрезком и

лучом? (общее – все прямые). Отрезок и луч имеют конец, только отрезок

– два конца, а луч – один. У прямой конца совсем нет.

Далее следуют задания на закрепление.

Теперь рассмотрим фрагмент урока на арифметический материал.

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся на 0».

(40+20);(50-30)

На доске десятки (полоски, содержащие 10 квадратов)

40+20

Учитель на доску выкладывает 4 полоски.

Учитель: сколько десятков на доске?

Ученик: четыре.

Учитель: какое это число?

Ученик: 40.

Учитель добавляет ещё 2 полоски в другую сторону доски.

Учитель: Добавлю ещё десятки. Сколько на доске?

Ученик: 2.

Учитель: какое число?

Ученик: 20.

Учитель: а теперь нам нужно узнать сколько десятков и тут (показывает на

4 десятка) и тут (на 2 десятка) вместе. Как это сделать?

Ученик: сложить 4 десятка и 2 десятка.

Учитель: записывает 4 десятка+2 десятка=6 десятков

40+20=60. Что общего в числах 40,20,60?

Ученик: 0 – единиц.

Учитель: Я могу ещё по-другому записать этот пример - в столбик.

Посмотрите, как я это делаю. Пишу десятки под десятками, единицы под

единицами. Складываю. Начинаю с единиц. Складываю единицы: 0 единиц+0

единиц=0 единиц. Складываю десятки: 4 десятка+ 2 десятка= 6 десятков.

Читаю ответ: шестьдесят.

Аналогичный приём используется при сложении двузначных чисел, из

которых одно оканчивается 0, 34+20 и сложение двузначного и однозначного

числа 34+2. А также при сложении и вычитании двузначных чисел без

перехода через десяток (например, 42+53, 28-12).

Иная запись в столбик используется при сложении двузначного числа с

однозначным и двузначного с двузначным с переходом через десяток.

Например, 26+4. Пишу десяток под десятком, единицу под единицей.

Пишу 4 под 6. Складываю единицы, 6+4=10. Записываю 10.

Под десятком переписываю 2. Складываю. Получаем 30. Такая запись в

столбик оформляется для того, чтобы избежать ошибок при получении

двузначного числа в результате сложения единиц и перехода десятка в

свой разряд. (Этот десяток забывается детьми).

Приведём ещё пример:

Пишу десяток под десятком, единицу под единицей. Складываю единицы.

9+3=12. Записываю 12. Складываю десятки 4+2=6. Записываю под десятками

6. Складываю. Ответ: 72.

Заметим, что письменно выполнение действий быстро и хорошо усваивается

детьми и , вскоре, многие из них переходят у устным вычислениям.

Для того, чтобы у детей закрепились правила в памяти нужно чаще

повторять уже ранее изученный материал. Это правило поможет и в дальнейшей

работе учителя.

* * *

Описание и результаты эксперимента.

Эксперимент проводился нами в школе №40 в 1б классе коррекции, учителя

Дуюновой С.А. В классе 12 детей.

Экспериментальная работа велась в направлении: сравнение результатов

успеваемости учащихся одного и того же класса в конце учебного года 1

класса и в начале учебного года 2 класса.

Для проведения эксперимента были подобраны идентичные задания, которые

проводились в конце четверти после работы над задачами по предлагаемой

методике. Учащимся класса коррекции были предложены задачи типа:

I. Распознавание задачи.

Отметь те задания, которые являются задачами.

1) На столе лежали фрукты: яблоки и груши.

2) На столе лежали 2 яблока и 6 груш. Сколько на столе яблок?

3) На столе лежат 2 яблока, а груш на 3 больше. Сколько груш лежат

на столе?

4) На столе лежат 5 фруктов, из них 2 яблока.

II. Решение простых задач.

Поставь все возможные вопросы и реши задачи.

1) В сборнике 10 стихов и 8 рассказов.

2) В вольере 11 попугайчиков, а канареек на 3 больше.

III. Поставь к условию задачи вопрос так, чтобы задача получилась на

сравнение.

У Оли 15 марок, а у Нины – 8.

Критерием оценки служат уровни.

1) Высокий уровень: задачи выделены верно, предложены более двух

вопросов.Ученик справился с заданиями на отлично. Учебный материал

ребёнком усваивается легко, полно овладевает программой.

2) Средний уровень: у ребёнка есть ошибки в выполнении заданий, ошибки в

решении. Но в основном ребёнок усвоил то, что нужно было сделать.

Ребёнок усваивает основное в программе, понимает учебный материал.

3) Низкий уровень: ребёнок не справился с заданиями, не усвоив программу.

В ходе эксперимента были достигнуты следующие результаты:

4 человека с высоким уровнем успеваемости (33%)

4 человека со средним уровнем успеваемости (33%)

4 человека с низким уровнем успеваемости (33%)

Эксперимент не закончен и будет продолжен в следующем году.

Заключение.

1. Возникла необходимость обучать детей группы риска в классах коррекции,

организованных в структуре общеобразовательных школ, используя

специальную методику проведения уроков математики.

2. Психолого-педагогические особенности детей группы риска, отличающие их

от сверстников, требуют пересмотра подхода к обучению в этих классах,

используя специфические методики обучения.

3. Учебная деятельность в классах коррекции организуется в форме

дифференцированного подхода к учащимся. Обучение в таких классах с

учётом сохранных интеллектуальных возможностей группы риска ведётся по

действующим в классовой школе программам, с опорой на действующие

учебники.

4. Материал работы может быть полезен студентам, учителям начальной школы

и практическим работникам народного образования.

Литература.

1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психического развития

младшего школьника на начальном этапе обучения. Вопросы психологии 1993

№1.

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей.

Под ред. К.С. Лебединской, М: Педагогика, 1982.

3. Аргинская И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.В., Романовская З.И.

Обучаем в системе Занкова Л.В., М: Просвещение, 1991.

4. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М:

Просвещение, 1991.

5. Венгер Л.А Педагогика способностей. Изд-во «Знание» Москва, 1978.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.,1973.

7. Гельфан Е.М. Арифметические игры и упражнения. М: Просвещение, 1968.

8. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А.,

Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.

9. Егорова Т.В., Лонина В.А., Розанова Т.В. Развитие наглядно-образного

мышления у аномальных детей. Дефектология, 1975 №4

10. Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М:

Просвещение, 1989.

11. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М:

Педагогика,1978.

12. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных

классах. М: Просвещение, 1985.

13. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М:

Просвещение, 1968.

14. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972.

15. Кумарина Г.Ф. Методика отбора детей в коррекционные классы.

Методическое пособие НИИ общей педагогики АПНСССР М,1990.

16. Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика учения и развития школьников

в системе коррекционного обучения. Педагогическая карта учащегося.

Методические рекомендации. НИИ общей педагогики АПН СССР, М.1988.

17. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.

18. Лурия А.Г. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и

аномального ребёнка. Т.ПМ.,1956.

19. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости

школьников – В кн: Психологические проблемы неуспеваемости школьников.

М.,1971.

20. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М: Просвещение, 1987.

21. Морро М.И., Бантова М.А., Бельжюкова Г.В. Математик, учебник для 1-го

класса трехлетней начальной школы. М: Просвещение, 1986.

22. Моро М.И. , Бантова М.А. Математика – 2 класс (I-3) М: Просвещение.

23. Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими

школьниками. Пособие для учителей. Под ред. Кумариной Г.Ф. М,1991.

24. Пчёлко А.С. Бантова М.А., Моро М.И., Пышкало А.М. Математика, 3 класс

(1-3) М: Просвещение.

25. Цымбалюк А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников

с пониженной обучаемостью. Автореферат канд. дисс. М,1974.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.