всякого факта, вещи или явления. Он своди любое дурное дело человека к
простому заблуждению, неумению разобраться в сложившихся обстоятельствах и
правильно оценить окружающий его мир. Сократ излагал свое учение в форме
споров, диалогов, противопоставляя одни оценочные мнения другим. Сталкивая
собеседников в споре, он умело подводил их к единственно правильному
оценочному мнению и, следовательно, к истине. Свой метод обучения он назвал
«повивальным», подчеркивая тем самым, что человек должен не просто
стремиться к знаниям, но развивать у себя «ищущее мышление». Своими
беседами и поучениями Сократ содействовал развитию любомудрия и оценочной
объективности у людей.
Ученик Сократа Платон так же подчеркивал значение оценочной
объективности человека. По его мнению, она указывает путь к счастью
человека. «Поскольку мы все, говорил он, - стремимся к счастью и, как
оказалось мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами правильно…, должно,
по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более
мудрым. Если человек в этом убежден, он должен перенимать от отца мудрость,
а не деньги, и от воспитателей, и от прочих друзей, прося и умоляя
поделиться с ним мудростью».
По мнению всем известного мыслителя Аристотеля, человек отличается от
животного, прежде всего тем, что владеет речью, которая несет на себе
основную оценочную нагрузку. «Речь, - говорил он, - способна выражать то,
что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что
несправедливо». Душевное величие человека при этом заключается «в том,
чтобы судить и говорить о чем бы то ни было с полнейшей искренностью, не
обращая внимания на одобрение и порицание, исходящее от других».
Мысли древних о необходимости развития правильного оценочного
отношения к вещам и окружающей действительности находят живой отклик и
получают дальнейшее развитие в более поздние времена. В XIIв известный
парижский магистр Пьер Абеляр создает книгу под названием «Да и Нет», в
которой собрал и поставил рядом все совершенно не согласующиеся друг с
другом, противоположные оценочные мнения широко известных к тому времени
авторитетов. Вывод из книги напрашивался сам собой: человечеству необходим
не просто признанный авторитет, а высший оценочный разум, который помогал
бы, в особенности молодым людям, приходить к единству оценочных мнений и
таким образом избавлять себя и других от многих жизненных ошибок.
Безусловно, каждому надо полагаться на свой разум, на собственную оценочную
логику, однако в соответствии с той высшей логикой, которая может и должна
привести людей к согласию и примирению.
Сходную позицию занимает французский философ и писатель М. Монтень.
Он последовательно отстаивает право каждого человека на собственное мнение.
Однако различные мнения – это лишь путь к установлению единого, истинного
мнения. М. Монтеня совершенно не устраивает та ситуация, когда «один из
спорщиков устремляется на Запад, другой на Восток». Каждый воспитанный
человек должен учиться «склоняться перед истиной и складывать передней
оружие, лишь только увидит ее». Необходимо пересиливать себя и принимать
истину даже от своего врага. Упорствовать в заблуждениях, отстаивать их,
говорит от, свойства весьма обыденные, присущие чаще всего наиболее
низменным душам. Умение же одуматься и поправить себя, сознаться в своей
ошибке в пылу спора – качества редкие и очень ценные для человека. Только
рассудок, включающий в себя оценочный элемент (скептицизм), все видит, и
все слышит; только мудрость умеет обратить решительно все себе на пользу,
только они царят и господствуют над всем, все прочее слепо, глухо,
бездумно.
В России в XVIIв. Просветитель-демократ А.Ф. Бестужев вплотную подошел
к мысли о том, что сам человеческий разум есть постоянно включенная оценка
окружающего, помогающая человеку быстро определить, что для него важно и
неважно, необходимо и бесполезно. «Сам разум есть не что иное, как привычка
судить о вещах здраво и вскорости разбирать, что соответственно и что
противно нашему благосостоянию», - подчеркивал он.
Другой известный российский просветитель Н.И. Новиков высказывает
мысль о настоятельной необходимости формировать постоянно у молодых людей
оценочную мудрость в процессе их образования. «Образовать разум или дух
детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и
приучать их к такому образу мыслей и рассуждений, который соразмерен истине
и посредством которого могли бы они быть мудрыми».
Анализ высказываний выдающихся мыслителей различных эпох позволяет
сделать немаловажный вывод: вполне сформировавшуюся личность человека
невозможно представить себе без исключительного умения правильно оценивать
все окружающее. Взрослый становится мудрым, если приобретает навыки видеть
все в истинном свете.
Нельзя считать человека достаточно развитым и воспитанным, если у него
не сформировалась способность проникать во все тонкости и глубины предмета,
если он не умеет оценивать все объемно и широко. «Умный человек – это
человек, умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, о
людях, о событиях, о фактах,» – пишет Э. Ильенков в книге с символическим
название «Учитесь мыслить смолоду».
В ТВОЕЙ ОЦЕНКЕ – ТВОЙ ПОРТРЕТ.
Присмотритесь и прислушайтесь к тому, что и как вы оцениваете. Таким
самоанализом, к сожалению, мы занимаемся не часто. Наши оценки в обыденной
жизни мы всегда адресуем кому-то, не оставляя ничего для себя, кроме
сознания того, что мы всегда правы. Тем более, если вступаем в горячий
спор.
Оценки как нельзя лучше характеризуют нас самих, подчеркивают уровень
нашей культуры и мудрости. Известное библейское высказывание «Слова Петра о
Павле говорят больше о Петре, чем о Павле» достаточно точно передают смысл
того, что в твоей оценке – ты сам. В свое время Лессинг выразил это в
известной басне «Страус». «Быстроногий Олень, увидев Страуса, сказал:
- Бегает Страус не так уж быстро, но зато он, несомненно, великолепно
летает.
Орел же, увидев Страуса, сказал:
- Летать Страус, правда, не умеет, но зато, я уверен, что бегает он
прекрасно».
И можно не сомневаться, что персонажам, аллегорически изображенным в
басне, будет трудно отказаться от своих мнений.
По настоящему оценить вещь человеку мешает сам человек, так как при
этом он начинает опираться на прошлый опыт и прошлые свои представления об
этой вещи. «Вещи обладают своим весом, своими мерками, своими свойствами,
но внутри нас, в нашем душевном восприятии мы перекраиваем их на свой лад».
(М. Монтень)
Личное восприятие грешит эгоизмом, и это надо иметь ввиду даже мудрым
людям. «Мое мнение о вещах не есть мера самих вещей, - рассуждает М.
Монтень, - оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи сам».
И, не удержавшись, прибавляет: «чтобы судить правильно о вещах возвышенных
и великих, надо иметь такую же душу, в противном случае мы припишем им
собственные изъяны».
Даже честному, искренне заинтересованному в правильной оценке вещи
человеку, трудно достичь ее объективности. Что же говорить о тех, кто
умышленно искажает ее, исходя из личных или конъюнктурных соображений?
О таких «мудрецах» остроумно пишет Н.В. Гоголь: «У нас есть такие
мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем
иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у кого их пятьсот,
опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до
миллиона, все найдутся оттенки».
Вне всякого сомнения, речь идет об «оттенках», которые человек
искусственно создает в угоду тем людям, от которых чувствует все большую
зависимость. "«Э-хе-хе, думает себе…» – вздыхает Гоголь, глядя на них.
Искусным мастером конъюнктурной оценки был Чичиков. Н.В. Гоголь не без
удовольствия рисует его превращения. Приводим один из разговоров Чичикова с
супругами Маниловыми.
«-А как вы нашли нашего губернатора? – сказала Манилова.
- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? –
прибавил Манилов.
- Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек…
- А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? – сказал
Манилов, опять несколько прищурив глаза.
- Очень, очень достойный человек, - отвечал Чичиков.
- Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли,
что очень приятный человек?
- Чрезвычайно приятный…»
Чичиков умело подыгрывает своей оценкой, ибо хочет расположить
Манилова к себе, составить мнение, как о здравомыслящем человеке. Сценка
вполне соответствует тому положению, которое Ларошфуко сформулировал
следующими словами: «Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во
всем с нами согласны».
Оценочное лицо человека открывается невольно, стоит лишь внимательно
присмотреться и прислушаться к этому человеку.
Тому, кто стремиться уяснить для себя уровень мудрости другого
человека, особенно важно вслушиваться в его слова. «Я стараюсь завязать
знакомство с тем или иным из прославленных умов не для того, чтобы он меня
учил, а для того, чтобы узнать его самого», - признается М. Монтень.
Нелишне иногда в разговоре умышленно подводить человека к выражению
оценки о каком-то факте или явлении. «Когда я хочу составить себе о ком-
либо мнение, я спрашиваю его, насколько он доволен собой, по нраву ли ему
то, что он делает и говорит».
Философ интересуется не столько содержанием его личности, сколько
уровнем его мудрости, который легко обнаруживается через оценочное
отношение к себе и миру.
Каждый из нас формирует свою оценочную систему, и от того, насколько
она совершенна или несовершенна, зависит не только наша собственная жизнь,
но и жизнь окружающих нас людей.
Именно поэтому совершенствование своей оценки смолоду должно быть
непреложным делом каждого человека. Мы постоянно будем жить в раздорах,
неспокойном, взбудораженном состоянии, если пусти это дело на самотек. В
жизнь каждого из нас будет ежедневно врываться какой-нибудь оценочный
эгоист и подолгу изводить своим примитивным видением окружающего.
Уберечься от этого невозможно, поскольку таких людей много и они
всегда рядом. Древнегреческий мыслитель Праксилла в образной форме сказал о
таких: «Скорпион под любым камнем тебе может попасться, друг. Бойся жала
его…»
Д. Байрон, стремясь подчеркнуть назойливость и однообразие примитивных
оценок одной из героинь, восклицает:
Она была живое поученье,
Мораль и притча с головы до ног.
Оценочную твердость не меняет ни время, ни местонахождение человека.
Сократу однажды сказали о каком-то человеке, что путешествие его нисколько
не исправило. «Охотно верю, - заметил на это Сократ. – Ведь он возил с
собой себя самого».
Привычное оценочное самовыражение становится стилем жизни некоторых
людей, и им трудно его изменить. Встречаются и такие, которые почти всегда
видят окружающее в мрачном свете, живут, что называется в сумерках. Они
постоянно чем-то недовольны, брюзгливы, жалуются на судьбу и других людей.
Такому человеку кажется, что его никто не понимает, что только он прав и
только ему доступно истинное понимание вещей. При этом не скупится на
отрицательные оценки всего, что видят его глаза, и слышат уши.
Такие люди – насилие над окружающими. «Нет глупости больше, назойливее
и диковиннее, - говорит М. Монтень, - чем возмущаться и оскорбляться
глупостями, творящимися вокруг. Ибо эта глупость обращается против нас же».
Неприятно окружающим, не сладко и самому носителю такой оценки. Этот
человек впитывает в себя свой собственный яд и отравляется им. Такие люди
становятся тягостными для окружающих, они подозрительны и желчны.
Одним из таких сверхоценочных нытиков был Плюшкин. Прислушаемся к его
разговору со служанкой Маврой:
«- Куда ты дела, разбойница бумагу?
- Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым
изволили прикрыть рюмку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|