на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся как педагогическая проблема

всякого факта, вещи или явления. Он своди любое дурное дело человека к

простому заблуждению, неумению разобраться в сложившихся обстоятельствах и

правильно оценить окружающий его мир. Сократ излагал свое учение в форме

споров, диалогов, противопоставляя одни оценочные мнения другим. Сталкивая

собеседников в споре, он умело подводил их к единственно правильному

оценочному мнению и, следовательно, к истине. Свой метод обучения он назвал

«повивальным», подчеркивая тем самым, что человек должен не просто

стремиться к знаниям, но развивать у себя «ищущее мышление». Своими

беседами и поучениями Сократ содействовал развитию любомудрия и оценочной

объективности у людей.

Ученик Сократа Платон так же подчеркивал значение оценочной

объективности человека. По его мнению, она указывает путь к счастью

человека. «Поскольку мы все, говорил он, - стремимся к счастью и, как

оказалось мы счастливы тогда, когда пользуемся вещами правильно…, должно,

по-видимому, всякому человеку изо всех сил стремиться стать как можно более

мудрым. Если человек в этом убежден, он должен перенимать от отца мудрость,

а не деньги, и от воспитателей, и от прочих друзей, прося и умоляя

поделиться с ним мудростью».

По мнению всем известного мыслителя Аристотеля, человек отличается от

животного, прежде всего тем, что владеет речью, которая несет на себе

основную оценочную нагрузку. «Речь, - говорил он, - способна выражать то,

что полезно и что вредно, равно как и то, что справедливо и что

несправедливо». Душевное величие человека при этом заключается «в том,

чтобы судить и говорить о чем бы то ни было с полнейшей искренностью, не

обращая внимания на одобрение и порицание, исходящее от других».

Мысли древних о необходимости развития правильного оценочного

отношения к вещам и окружающей действительности находят живой отклик и

получают дальнейшее развитие в более поздние времена. В XIIв известный

парижский магистр Пьер Абеляр создает книгу под названием «Да и Нет», в

которой собрал и поставил рядом все совершенно не согласующиеся друг с

другом, противоположные оценочные мнения широко известных к тому времени

авторитетов. Вывод из книги напрашивался сам собой: человечеству необходим

не просто признанный авторитет, а высший оценочный разум, который помогал

бы, в особенности молодым людям, приходить к единству оценочных мнений и

таким образом избавлять себя и других от многих жизненных ошибок.

Безусловно, каждому надо полагаться на свой разум, на собственную оценочную

логику, однако в соответствии с той высшей логикой, которая может и должна

привести людей к согласию и примирению.

Сходную позицию занимает французский философ и писатель М. Монтень.

Он последовательно отстаивает право каждого человека на собственное мнение.

Однако различные мнения – это лишь путь к установлению единого, истинного

мнения. М. Монтеня совершенно не устраивает та ситуация, когда «один из

спорщиков устремляется на Запад, другой на Восток». Каждый воспитанный

человек должен учиться «склоняться перед истиной и складывать передней

оружие, лишь только увидит ее». Необходимо пересиливать себя и принимать

истину даже от своего врага. Упорствовать в заблуждениях, отстаивать их,

говорит от, свойства весьма обыденные, присущие чаще всего наиболее

низменным душам. Умение же одуматься и поправить себя, сознаться в своей

ошибке в пылу спора – качества редкие и очень ценные для человека. Только

рассудок, включающий в себя оценочный элемент (скептицизм), все видит, и

все слышит; только мудрость умеет обратить решительно все себе на пользу,

только они царят и господствуют над всем, все прочее слепо, глухо,

бездумно.

В России в XVIIв. Просветитель-демократ А.Ф. Бестужев вплотную подошел

к мысли о том, что сам человеческий разум есть постоянно включенная оценка

окружающего, помогающая человеку быстро определить, что для него важно и

неважно, необходимо и бесполезно. «Сам разум есть не что иное, как привычка

судить о вещах здраво и вскорости разбирать, что соответственно и что

противно нашему благосостоянию», - подчеркивал он.

Другой известный российский просветитель Н.И. Новиков высказывает

мысль о настоятельной необходимости формировать постоянно у молодых людей

оценочную мудрость в процессе их образования. «Образовать разум или дух

детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и

приучать их к такому образу мыслей и рассуждений, который соразмерен истине

и посредством которого могли бы они быть мудрыми».

Анализ высказываний выдающихся мыслителей различных эпох позволяет

сделать немаловажный вывод: вполне сформировавшуюся личность человека

невозможно представить себе без исключительного умения правильно оценивать

все окружающее. Взрослый становится мудрым, если приобретает навыки видеть

все в истинном свете.

Нельзя считать человека достаточно развитым и воспитанным, если у него

не сформировалась способность проникать во все тонкости и глубины предмета,

если он не умеет оценивать все объемно и широко. «Умный человек – это

человек, умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, о

людях, о событиях, о фактах,» – пишет Э. Ильенков в книге с символическим

название «Учитесь мыслить смолоду».

В ТВОЕЙ ОЦЕНКЕ – ТВОЙ ПОРТРЕТ.

Присмотритесь и прислушайтесь к тому, что и как вы оцениваете. Таким

самоанализом, к сожалению, мы занимаемся не часто. Наши оценки в обыденной

жизни мы всегда адресуем кому-то, не оставляя ничего для себя, кроме

сознания того, что мы всегда правы. Тем более, если вступаем в горячий

спор.

Оценки как нельзя лучше характеризуют нас самих, подчеркивают уровень

нашей культуры и мудрости. Известное библейское высказывание «Слова Петра о

Павле говорят больше о Петре, чем о Павле» достаточно точно передают смысл

того, что в твоей оценке – ты сам. В свое время Лессинг выразил это в

известной басне «Страус». «Быстроногий Олень, увидев Страуса, сказал:

- Бегает Страус не так уж быстро, но зато он, несомненно, великолепно

летает.

Орел же, увидев Страуса, сказал:

- Летать Страус, правда, не умеет, но зато, я уверен, что бегает он

прекрасно».

И можно не сомневаться, что персонажам, аллегорически изображенным в

басне, будет трудно отказаться от своих мнений.

По настоящему оценить вещь человеку мешает сам человек, так как при

этом он начинает опираться на прошлый опыт и прошлые свои представления об

этой вещи. «Вещи обладают своим весом, своими мерками, своими свойствами,

но внутри нас, в нашем душевном восприятии мы перекраиваем их на свой лад».

(М. Монтень)

Личное восприятие грешит эгоизмом, и это надо иметь ввиду даже мудрым

людям. «Мое мнение о вещах не есть мера самих вещей, - рассуждает М.

Монтень, - оно лишь должно разъяснить, в какой мере я вижу эти вещи сам».

И, не удержавшись, прибавляет: «чтобы судить правильно о вещах возвышенных

и великих, надо иметь такую же душу, в противном случае мы припишем им

собственные изъяны».

Даже честному, искренне заинтересованному в правильной оценке вещи

человеку, трудно достичь ее объективности. Что же говорить о тех, кто

умышленно искажает ее, исходя из личных или конъюнктурных соображений?

О таких «мудрецах» остроумно пишет Н.В. Гоголь: «У нас есть такие

мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем

иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у кого их пятьсот,

опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до

миллиона, все найдутся оттенки».

Вне всякого сомнения, речь идет об «оттенках», которые человек

искусственно создает в угоду тем людям, от которых чувствует все большую

зависимость. "«Э-хе-хе, думает себе…» – вздыхает Гоголь, глядя на них.

Искусным мастером конъюнктурной оценки был Чичиков. Н.В. Гоголь не без

удовольствия рисует его превращения. Приводим один из разговоров Чичикова с

супругами Маниловыми.

«-А как вы нашли нашего губернатора? – сказала Манилова.

- Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? –

прибавил Манилов.

- Совершенная правда, - сказал Чичиков, - препочтеннейший человек…

- А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? – сказал

Манилов, опять несколько прищурив глаза.

- Очень, очень достойный человек, - отвечал Чичиков.

- Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли,

что очень приятный человек?

- Чрезвычайно приятный…»

Чичиков умело подыгрывает своей оценкой, ибо хочет расположить

Манилова к себе, составить мнение, как о здравомыслящем человеке. Сценка

вполне соответствует тому положению, которое Ларошфуко сформулировал

следующими словами: «Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во

всем с нами согласны».

Оценочное лицо человека открывается невольно, стоит лишь внимательно

присмотреться и прислушаться к этому человеку.

Тому, кто стремиться уяснить для себя уровень мудрости другого

человека, особенно важно вслушиваться в его слова. «Я стараюсь завязать

знакомство с тем или иным из прославленных умов не для того, чтобы он меня

учил, а для того, чтобы узнать его самого», - признается М. Монтень.

Нелишне иногда в разговоре умышленно подводить человека к выражению

оценки о каком-то факте или явлении. «Когда я хочу составить себе о ком-

либо мнение, я спрашиваю его, насколько он доволен собой, по нраву ли ему

то, что он делает и говорит».

Философ интересуется не столько содержанием его личности, сколько

уровнем его мудрости, который легко обнаруживается через оценочное

отношение к себе и миру.

Каждый из нас формирует свою оценочную систему, и от того, насколько

она совершенна или несовершенна, зависит не только наша собственная жизнь,

но и жизнь окружающих нас людей.

Именно поэтому совершенствование своей оценки смолоду должно быть

непреложным делом каждого человека. Мы постоянно будем жить в раздорах,

неспокойном, взбудораженном состоянии, если пусти это дело на самотек. В

жизнь каждого из нас будет ежедневно врываться какой-нибудь оценочный

эгоист и подолгу изводить своим примитивным видением окружающего.

Уберечься от этого невозможно, поскольку таких людей много и они

всегда рядом. Древнегреческий мыслитель Праксилла в образной форме сказал о

таких: «Скорпион под любым камнем тебе может попасться, друг. Бойся жала

его…»

Д. Байрон, стремясь подчеркнуть назойливость и однообразие примитивных

оценок одной из героинь, восклицает:

Она была живое поученье,

Мораль и притча с головы до ног.

Оценочную твердость не меняет ни время, ни местонахождение человека.

Сократу однажды сказали о каком-то человеке, что путешествие его нисколько

не исправило. «Охотно верю, - заметил на это Сократ. – Ведь он возил с

собой себя самого».

Привычное оценочное самовыражение становится стилем жизни некоторых

людей, и им трудно его изменить. Встречаются и такие, которые почти всегда

видят окружающее в мрачном свете, живут, что называется в сумерках. Они

постоянно чем-то недовольны, брюзгливы, жалуются на судьбу и других людей.

Такому человеку кажется, что его никто не понимает, что только он прав и

только ему доступно истинное понимание вещей. При этом не скупится на

отрицательные оценки всего, что видят его глаза, и слышат уши.

Такие люди – насилие над окружающими. «Нет глупости больше, назойливее

и диковиннее, - говорит М. Монтень, - чем возмущаться и оскорбляться

глупостями, творящимися вокруг. Ибо эта глупость обращается против нас же».

Неприятно окружающим, не сладко и самому носителю такой оценки. Этот

человек впитывает в себя свой собственный яд и отравляется им. Такие люди

становятся тягостными для окружающих, они подозрительны и желчны.

Одним из таких сверхоценочных нытиков был Плюшкин. Прислушаемся к его

разговору со служанкой Маврой:

«- Куда ты дела, разбойница бумагу?

- Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым

изволили прикрыть рюмку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.