на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие способностей у детей младшего школьного возраста

За задатками ( анатомо-физиологическими возможностями человека и

способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности

не видно реального ( действующего человека. В связи с этим я хочу

обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки

(чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов

односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность

достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором,

воспринимающим энергию и информацию как извне, гак и из самого тела;

кондуктором ( проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется

(или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт

сознания. [9] Таким образом, потенциально из задатков человека может быть

создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи

между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально

количество способностей зависит от организации учения и деятельности

человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека

существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет

один из тысячи, у всех остальных этот задаток ( потенциальная

нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием

звуковысотного слуха и т. д.

Таким образом, способности — процесс материализации исполнительными

органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов

отраженного в предметные конструкции.

Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов

способностей:

• способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы

природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. — все органы чувств работают на

этот процесс);

• способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя

(создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание

гипотез — завтра сделать то-то и то-то.);

• способности создавать в процессе своей деятельности продукты и

предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и

перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов,

конкретные действия с конкретными вещами и предметами).[9].

Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно

с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных

очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к

творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в

психологии чувствительность и способности изучаются как относительно

самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека.

Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности

действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более

или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу

деятельности.

Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену

тенденции аналитической другую ( целостность. Нужно повернуться к человеку,

к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И

главная целостность любой деятельности и ее технологии — человек, в котором

чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы ( это

объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих

разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином

целом.

Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми

возможностями создания механизмов. Они — новообразования, не закрепленные

ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это —

система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из

составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно

действующее и познающее: действуя ( человек познает, а познавая (

действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов

может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы

создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких

механизмов, безусловно, является талант. По определению В.В. Клименко:

«Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в

особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других

способностях. Талант ( это человек, оригинально решающий всем известные

задачи.» [9]

Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь

составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:

Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта.

Поэтому я хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой взгляд, (

воображении.

Воображение ( это не способность фантазировать без цели, а интуитивная

способность видеть сущность параметров — их природную логику. Оно

комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и

чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его

предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому

воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм

воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в

результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об

известном. И все это проходит не материально — в умственном плане, когда

человек действует, не работая практически.

Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть

новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в

соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память

претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем

опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего

себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое

воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не

просто в воображении, а действительно с помощью воображения,

прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации

работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

• новизна воспринятого «что-то»;

• осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

• импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,

привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1,

9]

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ

будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру — состояние

совершенной гармонии — логику его строения. Оно дает начало способности к

открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии,

способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства

в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-

символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и

ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.

Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

. По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования

самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического

мышления;

. По линии совершенствования операций воссоздающего

воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе

имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их

системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В

образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью,

насыщенностью, эмоциональностью;

. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только

понимает некоторые приемы выразительности, но и

самостоятельно их применяет;

. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок

начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и

определенными требованиями, по заранее предложенному плану,

контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев

структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы.

Младший школьный возраст ( период впитывания, накопления знаний,

период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

неповторимое своеобразие данного возраста. [5]

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,

расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая

умственные достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

таланта.[13]

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно

беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под

руководством старших, ( формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные

навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе,

который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая по своим

возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей

и нужно сказать прежде всего, а именно — о таком важном компоненте, как

сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или

длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше

ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость,

истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта

возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную

реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она

обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами

нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и

снижается детская непосредственная восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.[3]

Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у

детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной

чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый

раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может

проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости

воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной

чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.