За задатками ( анатомо-физиологическими возможностями человека и
способностями, отвечающими узкому кругу требований конкретной деятельности
не видно реального ( действующего человека. В связи с этим я хочу
обратиться к работам В. В. Клименко. По его словам задатки
(чувствительность человека) обеспечивают около 10 млрд. сенсорных каналов
односторонней связи с окружающей средой. Такая чувствительность
достигается необыкновенной оснасткой человеческого тела: рецептором,
воспринимающим энергию и информацию как извне, гак и из самого тела;
кондуктором ( проводником воспринятого; участком мозга, где осуществляется
(или не осуществляется - просто сохраняется) превращение их в факт
сознания. [9] Таким образом, потенциально из задатков человека может быть
создано столько работающих способностей, сколько существует каналов связи
между окружающей средой и человеком с его внутренним миром. Однако реально
количество способностей зависит от организации учения и деятельности
человека. Иллюстрацией может послужить такой простой пример: у человека
существуют мышцы, которые могут шевелить ушами, но реально делать это умеет
один из тысячи, у всех остальных этот задаток ( потенциальная
нереализованная способность. Многие люди страдают отсутствием
звуковысотного слуха и т. д.
Таким образом, способности — процесс материализации исполнительными
органами психики и моторики природной чувствительности и смыслов
отраженного в предметные конструкции.
Материализация продуктов чувствительности состоит из трех видов
способностей:
• способности отражать внешний мир и себя в нем как мыслящей частицы
природы (мы слышим, видим, нюхаем и т. д. — все органы чувств работают на
этот процесс);
• способности проектировать внешнюю среду, в том числе и себя
(создание иной, рукотворной природы мысленно, работой воображения, создание
гипотез — завтра сделать то-то и то-то.);
• способности создавать в процессе своей деятельности продукты и
предметы, удовлетворяющие устремления и потребности человека, и
перерабатывать себя изнутри по меркам гармонии (реализация замыслов,
конкретные действия с конкретными вещами и предметами).[9].
Способность отражения и психомоторику человек научился усилять многократно
с помощью огромного множества приборов, устройств, машин: от обыкновенных
очков до космических станций. Но способность к созданию, а особенно к
творчеству, пока еще не усиливается ничем. Необходимо заметить, что в
психологии чувствительность и способности изучаются как относительно
самостоятельные элементы психики, сознания и деятельности человека.
Рассматриваются под углом зрения совокупности и последовательности
действий (умственных и психомоторных), благодаря которым получается более
или менее точное отражение предметов и явлений, привлеченных к процессу
деятельности.
Таким образом, назрела необходимость поставить в психологии на смену
тенденции аналитической другую ( целостность. Нужно повернуться к человеку,
к пониманию, что в нем все взаимосвязанно и от природы гармонично. И
главная целостность любой деятельности и ее технологии — человек, в котором
чувствительность, способности и механизмы неделимы. Где, механизмы ( это
объединение способностей, крепко связанных между собой, систематизирующих
разнообразное содержание отраженного человеком и удерживающее его в едином
целом.
Человеческая психика и психомоторика обладает неисчислимыми
возможностями создания механизмов. Они — новообразования, не закрепленные
ни за определенным органом чувств, ни за конкретной способностью: это —
система способностей со свойствами, которыми не обладает не одна из
составляющих целостности. Причем это новообразование одновременно
действующее и познающее: действуя ( человек познает, а познавая (
действует, решает задачи умственные и психомоторные. Количество механизмов
может быть бесконечное множество. Изменяя условия работы человека, мы
создаем тем самым новые механизмы, новые способы действий. Одним из таких
механизмов, безусловно, является талант. По определению В.В. Клименко:
«Сущность таланта в способности к действию, его не следует выискивать ни в
особых достоинствах мозга, ни в конструкции тела, ни в каких-то других
способностях. Талант ( это человек, оригинально решающий всем известные
задачи.» [9]
Внутреннее же строение механизма таланта человека, определенную связь
составляющих элементов его целостности можно изобразить схемой:
Невозможно в данной работе охватить все процессы и элементы таланта.
Поэтому я хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой взгляд, (
воображении.
Воображение ( это не способность фантазировать без цели, а интуитивная
способность видеть сущность параметров — их природную логику. Оно
комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и
чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его
предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому
воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм
воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в
результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об
известном. И все это проходит не материально — в умственном плане, когда
человек действует, не работая практически.
Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть
новый предмет в его будущем состоянии.
Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в
соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память
претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем
опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего
себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое
воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не
просто в воображении, а действительно с помощью воображения,
прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации
работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:
• новизна воспринятого «что-то»;
• осознание его как чего-то неизведанного, интересного;
• импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,
привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1,
9]
Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ
будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру — состояние
совершенной гармонии — логику его строения. Оно дает начало способности к
открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии,
способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства
в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-
символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и
ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.
Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
. По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования
самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического
мышления;
. По линии совершенствования операций воссоздающего
воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе
имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их
системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В
образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью,
насыщенностью, эмоциональностью;
. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только
понимает некоторые приемы выразительности, но и
самостоятельно их применяет;
. Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок
начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и
определенными требованиями, по заранее предложенному плану,
контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев
структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы.
Младший школьный возраст ( период впитывания, накопления знаний,
период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной
функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:
доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,
впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они
сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей
выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это
неповторимое своеобразие данного возраста. [5]
Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят
на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом
разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной
черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются
на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего
развития.
Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,
расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая
умственные достоинства и в будущем.
Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в
детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее
развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей
ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не
открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.
Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными
родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного
таланта.[13]
Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать
возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил
по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно
беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под
руководством старших, ( формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные
навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе,
который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая по своим
возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей
и нужно сказать прежде всего, а именно — о таком важном компоненте, как
сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или
длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше
ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость,
истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта
возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную
реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она
обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами
нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и
снижается детская непосредственная восприимчивость.
С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и
ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.[3]
Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у
детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!
В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной
чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый
раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может
проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости
воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной
чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|