наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то
главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем
соответствующих этим «направлениям» способностей.[12,13]
О том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит
освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до
пяти». Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству —
особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами
языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие
каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту
пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы
жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем — и при самом
благоприятном речевом окружении! — развитие речи крайне затрудняется.
Казалось бы, ведь ребенок стал старше, «умнее», так и трудностей в освоении
языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и
причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были
наиболее подходящие для этого возрастные возможности.
На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В
младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность
запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине
необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников
младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на
то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая
доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом
неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию
ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко
обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и
слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.
Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними
недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся
с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к
учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых
предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на
то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия
для обогащения и развития психики.[3,14]
Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие
факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения
иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые
приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа
в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).
Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и
нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в
усвоении языка обнаружили младшие школьники — в частности, за счет
свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках
иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не
освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться — активность в иноязычной
речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не
подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового
возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить
об особой возрастной чувствительности.[13]
Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто
усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование
— затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.
В этом — специфика детства. Именно в годы созревания возникают
своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для
проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о
возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом
предпосылки развития.
Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не
характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения
предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не
упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.
Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в
формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности
не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой то мере и
закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка — по-
своему, в той или другой степени.
Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же
сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные
периоды детства, и насколько скажется это на чертах интеллекта.
Известно, что темп возрастного развития — неравномерен: наблюдения
ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, И. Лейтеса) за
умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими
явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные
«взлеты» или задержки, причем у каждого — в свои возрастные сроки. Это
обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания.
Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах,
типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес
выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию
раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень
быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во
времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности,
идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время
приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок
развития интеллекта!
Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность
выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность,
непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. [12] Так вот,
это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может
быть следствием такого хода возрастного развития, когда оказывается
возможным одновременное действие, как бы суммирование активности разных
детских возрастов. В самом деле, например, некоторые черты подросткового
возраста — деятельная энергия, настрой на самостоятельное достижение цели
— обретают особую силу, если становятся присущи, вследствие
ускоренного хода развития, детям более младшего возраста, с их повышенной
восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда
впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют
саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, в такие годы
потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут
до крайности напрягать и сосредоточивать усилия развивающегося ума,
выступить в виде необычной тяги к умственной работе.
Таким образом, возрастное явление — своеобразие хода развития —
сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор
одаренности.
Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная
одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других
таких детей — при прочих равных условиях — неустанная потребность
прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится, ( это скажется и на
развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно
рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской
одаренности во многом зависят именно от возрастных, в определенную пору
возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.
Особая чувствительность и направленность активности,
изменяющиеся от одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение
свойств разных возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки
становления и расцвета интеллекта.
Интересующие нас индивидуальные различия по способностям — «родом из
детства». Яркие проявления возрастной одаренности — та почва, на которой
могут вырастать выдающиеся способности.
Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка — это не надо упускать
из виду — выступают и те особенности возраста, которые окажутся
переходящим, недолговечными.
Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого
овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности
интеллекта. Но такая особенность — быстрота начального приобщения к
языку — нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем
особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно
догоняют его.
Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная
активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего
ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут
измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного
умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта
неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с
задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного
подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии
ребенка.
Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с
многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо
поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...
У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные
достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той
или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются — необычность этих
детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.
Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.
Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам
одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее — простор развитию
индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и
укреплять ранние ростки способностей.
Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню
интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать
трудностей в учебных занятиях — ему, очевидно, уготовано более счастливое,
чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным
расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в
ходе возрастного развития.
Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены
семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто наряду с радостью и
гордостью такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его
родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать:
ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач; его не
оторвать от монтирования каких-нибудь устройств... Такой степени
пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности.
Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые
разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день
меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика
девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он
ночью, пока мама спит, встает и читает... Нередко родители, с которыми
ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой
увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся: не болезнь
ли все это — необычная яркость способностей, неутомимая умственная
активность, разнообразие интересов... При этом далеко не всегда взрослым
удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.
В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как
готовый дар, которым спешат пользоваться наслаждаться, который сулит
большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его
возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|