был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе
определённым образом организованной деятельности вырабатываются». [8.645.]
Из этого определения видно, что качества личности в составе
способностей, присущие личности как таковой, должны присутствовать для
возможности какой- либо конкретной деятельности, в результате которой
развиваются определённые свойства личности, для того же чтобы происходило
развитие определённых свойств деятельность эта должна обладать некоторыми
характеристиками, одна из которых – определённый образ организации процесса
деятельности. Свойства эти, в свою очередь, синтезируясь с существующими
качествами личности, включаются в структуру способности личности к данной
деятельности.
Таким образом, в отличие от Теплова Б.М. Рубиншейн С.Л. наряду с
деятельностным обращается и к личностному подходу в определении
способностей, когда личность рассматривается не только как формирующаяся в
процессе деятельности, но и предопределяющая характер данной деятельности.
Для С.Л. Рубинштейна деятельность представляет собой основу развития
способностей. Он считает, что способности человека—это «прежде всего
способности к труду, к обучению. В труде, обучении они и развиваются.
С.Л. Рубинштейн разбирает вопрос о соотношении общей одаренности и
специальных способностей, считая, что общая одаренность и специальные
способности пронизывают друг друга, и что общая одаренность находит свое
проявление в специальных способностях.
Более детальное и последовательное развитие проблема способностей
получила в работе С.Л. Рубинштейна «Бытие и сознание».
Автор, в противоположность другим существующим точкам зрения, связывает
способности не с конкретным характером человеческой деятельности, а с
развитием психических процессов: мышлением, восприятием и т. д. Он пишет:
«...психический процесс переходит в способность, по мере того как связи,
определяющие его протекание, «стереотипизируются». В результате этой
стереотипизации психический процесс, как таковой, перестает выступать
видимым образом, уходит из сознания: на месте его остается, с одной
стороны, новая «природная способность» — в виде стереотипизированной
системы рефлекторных связей, с другой стороны — продукт ставшего таким
образом невидимым психического процесса, который теперь представляется
неизвестно как с ним связанным продуктом способности».[10.292.]
Это означает, что природная составляющая способности — это не только
врожденные задатки, но и природные качества или особенности человека в их
развитии и совершенствовании. Они приобретают «облик» способности под
влиянием определенным образом складывающихся условий жизни и деятельности
индивида. Природный компонент, включаясь в состав способностей, в этом
качестве подлежит дальнейшему развитию в зависимости от социальных условий.
При этом Рубинштейн считает, что природная способность есть «не просто
возможность, а реальная способность», это то, что «добывается человеком в
его общении с миром».
Автор говорит далее о способностях как о закрепленной в индивиде
системе обобщенных психических деятельностей. [10.292.]
Большое значение имеют высказывания С.Л. Рубинштейна о связи
способностей с общечеловеческими качествами, которые присущи всем людям,
или, по выражению Маркса, с родовыми свойствами.
С. Л. Рубинштейном был поставлен вопрос о связи общественного и
природного в способностях человека. В своей постоянной практической и
теоретической деятельности человечество вырабатывает новые знания, новые
способы действия, которые носят общественный характер. Чтобы индивид мог
освоить эти знания, эти способы, необходимо общение в широком смысле— и как
обучение, и как воспитание. Каждый нормальный человек может освоить эти
общественно выработанные способы действий, «выполнение всех массовых видов
человеческой деятельности становится практически доступным для всех
людей».[10.303.]
Общественно выработанные знания и способы действия влияют на развитие
психических свойств индивида. Однако превращение этих свойств в способность
(например, мышления — в развитую мыслительную способность, простого
восприятия — в художественное творчество и т. д.) возможно только при
определенных условиях деятельности индивида.
Мысль об общественной обусловленности развития способностей не снимает
вопроса о способностях как природном образовании. С.Л. Рубинштейн писал:
«Однако на основании зависимости возможностей человека от осваиваемых им
общественных способов его деятельности никак нельзя заключить о
независимости его способностей от его природных данных, от свойств корковой
деятельности его мозга».[10.304.]
Большой интерес для нас представляет работа С.Л. Рубинштейна «Проблемы
общей психологии, в которой он рассматривал вопрос о способностях в его
связи с вопросом о развитии, отмечая «развитие человека, в отличие от
накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, — это и есть
развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть
то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления
знаний и умений».[11.220-221.]
Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно
выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают
многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто
насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия;
способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития
человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в
процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического
развития».[11.227.]
С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей
человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация
возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает
новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более
высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых
возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей». [11.227-
228]
Кроме того, что Р.С. Немов принимал положения об определении понятия
способности, выведенные Б.М. Тепловым, Немов Р.С. разработал свою систему
взглядов на основе более современных представлений. Разделяя способности на
общие и специальные, Немов Р.С. подходил и выделению общих способностей с
точки зрения психофизической функциональности, выделяя умственные,
моторные, мнемические, речевые и другие способности человека.[1.376.]
Так же говоря о том, что задатки дают возможность развития
способностей, определяя специфику понятия «специальные способности»
говорил о том, что для их развития «необходимы задатки особого рода и их
развитие».[1.376.] В этом можно усмотреть отношение Немова Р.С. к природным
задаткам как к обуславливающим успешность выполнения человеком какой-либо
специфической деятельности, но Немов вслед за Б.М. Тепловым и С.Л.
Рубинштейном, говорит о возможности компенсации отсутствующей способности
какой-либо функционально однородной способностью.[1.378.]
Дифференцируя специальные способности, Р.С. Немов определяет их по
виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он
выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические,
литературные, художественно-творческие и др.».[1.376.]
Интересно, что специальные способности Немов Р.С. разделяет на
теоретические и практические. Причем он не предполагает их сочетания в
принципе, говоря о том, что сочетаться они могут лишь у «одарённых,
всесторонне развитых людей».[1.376.]
Одарённость Немов Р.С., вслед за Тепловым Б.М., рассматривает как
степень развития специальных способностей, т.е. применительно к
деятельности. Это несколько отлично от взгляда С.Л. Рубинштейна, который,
как мы уже упоминали, рассматривал одарённость как уровень развития общих
способностей, являющихся основой для успешности во всех видах
деятельности.[7.641]
Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными
способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и
воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования
качеств личности…». Под творческими подразумевается такие, которые
определяют «создание предметов материальной и духовной культуры,
производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное
творчество в различных областях человеческой деятельности».[1.377.] При
этом Немов не говорит об обычной несочетаемости первых и последних.
Следующие две группы, в которые Немов выделяет все способности это
предметные и межличностные. Предметные подразделяет на предметно-
деятельностные и предметно-познавательные.[1.337.] Межличностные
способности (способности к общению) как и предметные – социально
обусловлены. Но Немов указывает на недостаточность внимания уделяемого
психологами проблеме межличностных способностей, которые «имеют не меньшее
значение для психологического развития человека, его социализации и
приобретения им необходимых форм общественного поведения», чем предметно –
деятельностные.[1.377.] В своих трудах Р.С. Немов наиболее плотно подходит
к рассмотрению способностей межличностного характера.
В процессе развития способностей Немов выделяет несколько этапов, на
одном из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы
способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, и
на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная
способность.[1.388.]
Становление специальных способностей активно начинается уже в детском
возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и
средних классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым нам особенно важно
отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме нашей работы.
На первых этапах значительное влияние на развитие специальных
способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к
развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские,
художественно-изобразительные, иные творческие способности».[1.388.]
Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая
деятельность.
Важным моментом в развитии способностей у детей, по Немову, выступает
комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких
взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и
разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается
ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и
разностороннего развития его способностей.[1.388]
Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности
развивающей способности:
1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть
связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,
обнаружения в себе новых возможностей».
2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе
возможностей ребёнка.
Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как
средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому
же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых
успехов.
В целом Р.С. Немов предлагает более подробную классификацию
способностей, опираясь, однако же, на принятое в советской и российской
психологии определение способностей, которое выведено Б.М. Тепловым.
Отличительной чертой его теории способностей является то, что Немов
рассматривает процесс становления способностей поэтапно, и говорит о
комплексности развития способностей, выделяет этапы их развития не от
вступления в ту или иную деятельность, а в прямой зависимости от возраста.
Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии
творчества, Лук А.Н. на основе анализа психологической литературы и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|