на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе

определённым образом организованной деятельности вырабатываются». [8.645.]

Из этого определения видно, что качества личности в составе

способностей, присущие личности как таковой, должны присутствовать для

возможности какой- либо конкретной деятельности, в результате которой

развиваются определённые свойства личности, для того же чтобы происходило

развитие определённых свойств деятельность эта должна обладать некоторыми

характеристиками, одна из которых – определённый образ организации процесса

деятельности. Свойства эти, в свою очередь, синтезируясь с существующими

качествами личности, включаются в структуру способности личности к данной

деятельности.

Таким образом, в отличие от Теплова Б.М. Рубиншейн С.Л. наряду с

деятельностным обращается и к личностному подходу в определении

способностей, когда личность рассматривается не только как формирующаяся в

процессе деятельности, но и предопределяющая характер данной деятельности.

Для С.Л. Рубинштейна деятельность представляет собой основу развития

способностей. Он считает, что способности человека—это «прежде всего

способности к труду, к обучению. В труде, обучении они и развиваются.

С.Л. Рубинштейн разбирает вопрос о соотношении общей одаренности и

специальных способностей, считая, что общая одаренность и специальные

способности пронизывают друг друга, и что общая одаренность находит свое

проявление в специальных способностях.

Более детальное и последовательное развитие проблема способностей

получила в работе С.Л. Рубинштейна «Бытие и сознание».

Автор, в противоположность другим существующим точкам зрения, связывает

способности не с конкретным характером человеческой деятельности, а с

развитием психических процессов: мышлением, восприятием и т. д. Он пишет:

«...психический процесс переходит в способность, по мере того как связи,

определяющие его протекание, «стереотипизируются». В результате этой

стереотипизации психический процесс, как таковой, перестает выступать

видимым образом, уходит из сознания: на месте его остается, с одной

стороны, новая «природная способность» — в виде стереотипизированной

системы рефлекторных связей, с другой стороны — продукт ставшего таким

образом невидимым психического процесса, который теперь представляется

неизвестно как с ним связанным продуктом способности».[10.292.]

Это означает, что природная составляющая способности — это не только

врожденные задатки, но и природные качества или особенности человека в их

развитии и совершенствовании. Они приобретают «облик» способности под

влиянием определенным образом складывающихся условий жизни и деятельности

индивида. Природный компонент, включаясь в состав способностей, в этом

качестве подлежит дальнейшему развитию в зависимости от социальных условий.

При этом Рубинштейн считает, что природная способность есть «не просто

возможность, а реальная способность», это то, что «добывается человеком в

его общении с миром».

Автор говорит далее о способностях как о закрепленной в индивиде

системе обобщенных психических деятельностей. [10.292.]

Большое значение имеют высказывания С.Л. Рубинштейна о связи

способностей с общечеловеческими качествами, которые присущи всем людям,

или, по выражению Маркса, с родовыми свойствами.

С. Л. Рубинштейном был поставлен вопрос о связи общественного и

природного в способностях человека. В своей постоянной практической и

теоретической деятельности человечество вырабатывает новые знания, новые

способы действия, которые носят общественный характер. Чтобы индивид мог

освоить эти знания, эти способы, необходимо общение в широком смысле— и как

обучение, и как воспитание. Каждый нормальный человек может освоить эти

общественно выработанные способы действий, «выполнение всех массовых видов

человеческой деятельности становится практически доступным для всех

людей».[10.303.]

Общественно выработанные знания и способы действия влияют на развитие

психических свойств индивида. Однако превращение этих свойств в способность

(например, мышления — в развитую мыслительную способность, простого

восприятия — в художественное творчество и т. д.) возможно только при

определенных условиях деятельности индивида.

Мысль об общественной обусловленности развития способностей не снимает

вопроса о способностях как природном образовании. С.Л. Рубинштейн писал:

«Однако на основании зависимости возможностей человека от осваиваемых им

общественных способов его деятельности никак нельзя заключить о

независимости его способностей от его природных данных, от свойств корковой

деятельности его мозга».[10.304.]

Большой интерес для нас представляет работа С.Л. Рубинштейна «Проблемы

общей психологии, в которой он рассматривал вопрос о способностях в его

связи с вопросом о развитии, отмечая «развитие человека, в отличие от

накопления «опыта», овладения знаниями, умениями, навыками, — это и есть

развитие его способностей, а развитие способностей человека — это и есть

то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления

знаний и умений».[11.220-221.]

Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно

выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают

многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто

насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия;

способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития

человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в

процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического

развития».[11.227.]

С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей

человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация

возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает

новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более

высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых

возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей». [11.227-

228]

Кроме того, что Р.С. Немов принимал положения об определении понятия

способности, выведенные Б.М. Тепловым, Немов Р.С. разработал свою систему

взглядов на основе более современных представлений. Разделяя способности на

общие и специальные, Немов Р.С. подходил и выделению общих способностей с

точки зрения психофизической функциональности, выделяя умственные,

моторные, мнемические, речевые и другие способности человека.[1.376.]

Так же говоря о том, что задатки дают возможность развития

способностей, определяя специфику понятия «специальные способности»

говорил о том, что для их развития «необходимы задатки особого рода и их

развитие».[1.376.] В этом можно усмотреть отношение Немова Р.С. к природным

задаткам как к обуславливающим успешность выполнения человеком какой-либо

специфической деятельности, но Немов вслед за Б.М. Тепловым и С.Л.

Рубинштейном, говорит о возможности компенсации отсутствующей способности

какой-либо функционально однородной способностью.[1.378.]

Дифференцируя специальные способности, Р.С. Немов определяет их по

виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он

выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические,

литературные, художественно-творческие и др.».[1.376.]

Интересно, что специальные способности Немов Р.С. разделяет на

теоретические и практические. Причем он не предполагает их сочетания в

принципе, говоря о том, что сочетаться они могут лишь у «одарённых,

всесторонне развитых людей».[1.376.]

Одарённость Немов Р.С., вслед за Тепловым Б.М., рассматривает как

степень развития специальных способностей, т.е. применительно к

деятельности. Это несколько отлично от взгляда С.Л. Рубинштейна, который,

как мы уже упоминали, рассматривал одарённость как уровень развития общих

способностей, являющихся основой для успешности во всех видах

деятельности.[7.641]

Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными

способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и

воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования

качеств личности…». Под творческими подразумевается такие, которые

определяют «создание предметов материальной и духовной культуры,

производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное

творчество в различных областях человеческой деятельности».[1.377.] При

этом Немов не говорит об обычной несочетаемости первых и последних.

Следующие две группы, в которые Немов выделяет все способности это

предметные и межличностные. Предметные подразделяет на предметно-

деятельностные и предметно-познавательные.[1.337.] Межличностные

способности (способности к общению) как и предметные – социально

обусловлены. Но Немов указывает на недостаточность внимания уделяемого

психологами проблеме межличностных способностей, которые «имеют не меньшее

значение для психологического развития человека, его социализации и

приобретения им необходимых форм общественного поведения», чем предметно –

деятельностные.[1.377.] В своих трудах Р.С. Немов наиболее плотно подходит

к рассмотрению способностей межличностного характера.

В процессе развития способностей Немов выделяет несколько этапов, на

одном из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы

способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, и

на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная

способность.[1.388.]

Становление специальных способностей активно начинается уже в детском

возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и

средних классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым нам особенно важно

отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме нашей работы.

На первых этапах значительное влияние на развитие специальных

способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к

развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские,

художественно-изобразительные, иные творческие способности».[1.388.]

Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая

деятельность.

Важным моментом в развитии способностей у детей, по Немову, выступает

комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких

взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и

разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается

ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и

разностороннего развития его способностей.[1.388]

Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности

развивающей способности:

1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть

связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,

обнаружения в себе новых возможностей».

2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе

возможностей ребёнка.

Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как

средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому

же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,

порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых

успехов.

В целом Р.С. Немов предлагает более подробную классификацию

способностей, опираясь, однако же, на принятое в советской и российской

психологии определение способностей, которое выведено Б.М. Тепловым.

Отличительной чертой его теории способностей является то, что Немов

рассматривает процесс становления способностей поэтапно, и говорит о

комплексности развития способностей, выделяет этапы их развития не от

вступления в ту или иную деятельность, а в прямой зависимости от возраста.

Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии

творчества, Лук А.Н. на основе анализа психологической литературы и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.