Возникновение интереса к своему внутреннему миру И.Ю. Кулагина относит
к возрасту в 11-12 лет, после чего происходит постепенное усложнение и
углубление самопознания.[17.147.] Подросток начинает открывать для себя
свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями,
свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. И.Ю. Кулагина
выделяет, что такая подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе
самом порождают и исповедальный характер.[17.148] Это может отражаться и в
индивидуальном творчестве подростков, дневниках, стихах, литературно-
творческих работах.
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию
когнитивного, поведенческого и связанного с ними оценочного компонентов
представления о собственном «Я», так называемой «Я-концепции» [17.148.] Для
подростка важно не только знать какой он есть на самом деле, но и насколько
значимы его индивидуальные особенности.
Формирование этого новообразования предопределяет становление отношения
к себе, к учебной деятельности, к своему творчеству. То есть особенности
развития представления о собственном «Я» обуславливают критичность
отношения ребёнка к процессу собственного творчества, к его результатам, к
собственным возможностям и т.д.
И.Ю. Кулагина говорит о том, что помимо реального «Я» – представления о
себе настоящем, «Я-концепция» включает в себя «Я» идеальное – представление
о том каким хочется или нужно быть.[17.149.] «При высоком уровне притязаний
и недостаточном осознании своих возможностей, - отмечает И.Ю. Кулагина, -
идеальное «Я» может слишком отличаться от реального», и в итоге
переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным
своим положением приводит к неуверенности в себе.[17.149] Это, что
совершенно очевидно, значительно снизит эффективность процесса развития
многих творческих способностей. Ведь для того, чтобы способность
развивалась, как мы помним, необходимо реализовать существующий уровень
возможностей, но при неуверенности в себе, в своих силах и возможностях,
при снижении уровня самооценки стремление к реализации своих способностей у
подростка исчезает.
Н.С. Лейтес выделял ещё одну важную особенность развития личности
подростка выделяющуюся в процессе обучения – это «перемещение центра
внимания учащихся с учителя на товарищей по классу».[20.46] Это объясняется
типом ведущей деятельности подростков, которой, по определению И.Ю.
Кулагиной становится интимно-личностное общение.[17.152.] В своём
творчестве подростки стремятся не только к общению во время самой
творческой деятельности, но и общению через результаты своего творчества, а
это уже прямой путь к истинному искусству. Ведь «искусство – это, прежде
всего общение средствами искусства».[15.23.] Излюбленными темами для
сочинений в этих классах становятся те, в которых можно рассказать о себе
или своём сверстнике, звучащие примерно так: «Кто он мой настоящий друг?»,
или «Моя первая встреча с прекрасным».
Стремление к ощущению своей значимости, к демонстрации своей
самостоятельности, к выделению своего «Я» в общении определяет важность для
подростка результатов своей деятельности, эту особенность отмечает Н.С.
Лейтес: «Для подростков важен результат – возможность разрешить
практическую задачу, получить реальный продукт».[20.49.]
Направленность на результат одно из важнейших условий продуктивности и
полноценности творческого процесса, как это отмечает Я.А. Пономарёв в своём
труде по психологии творчества.[16.28-34.] Стремясь к достижению результата
деятельности субъект предвосхищает его. Это определяет развитие творческой
способности к предвидению, в основу которой А.Н. Лук полагал такую высшую
психическую функцию как творческое воображение. [12.34.]
Среди противоречий возникающих в связи с особенностями развития психики
подростка, которые выделяет И.Ю. Кулагина, отметим, стремление подростков
во всём походить на сверстников и в то же время попытки выделится в группе
сверстников. [17.160.]
Стремление выделится в среде сверстников, заставляет подростка желать
признания высокой значимости и ценности результатов своего индивидуального
творчества. И иногда, возникающее в процессе обучения противоречие между
реально признаваемой значимостью результата и желаемой может привести к
завышенной самооценке значимости своих идей [20.50-51]. Результатом чего,
по заключению Р.С. Немова является желание никому не показывать созданное,
не высказывать возникших идей, ни с кем ими не делиться, и оставить их при
себе. [21.167.]
Возникновению такой ситуации может способствовать желание подростка
слиться с группой, ничем не выделятся, отвечающее потребности в
безопасности, которое, о чем говорит Кулагина И.Ю., психологи называют
социальной мимикрией. По утверждению Н.С. Лейтнеса, дети в этом возрасте
остерегаются угрозы выглядеть «белой вороной» среди сверстников, прослыть
«выскочкой», «учительским любимчиком».[20.46-47.] Боязнь выделится в
группе, очень опасна для развития творческих способностей. Р.С. Немов
рассматривая познавательные психологические процессы определял эту
особенность психики как «…склонность к конформизму», которая выражается « в
доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не
отличаться от них в своих сужденьях и поступках».[21.166.]
Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут
основными помощниками в снижении дестабилизирующего развитие творческих
способностей эффекта данного противоречия.
Таким образом, мы делаем выводы о том, что анализ психолого-
педагогической литературы позволил определить ряд особенностей влияющих на
процесс развития творческих способностей у детей младшего подросткового
возраста.
Сам процесс развития личности ребёнка это в основном процесс «врастания
в культуру» сами особенности которого отводят в нём важную роль творческой
деятельности подростков.
Доминанта интеллектуального развития – развитие теоретического
рефлексивного мышления определяет особую успешность на этой стадии развития
таких творческих способностей как зоркость в поисках проблем и гибкость
мышления, способности к переносу опыта, сближения понятий.
Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь
оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё таки чаще
всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой
мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути
стремления к его продуктивности – одна из задач педагогики решающей
проблему развития творческих способностей подростка.
Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-
концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей
индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства
взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований
определяют особенности творческого процесса – его направленность,
эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка.
Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность
развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть
в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно
влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки
подростка и уверенности в своих силах и возможностях.
Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно-
личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества
подростка, направленность творчества на результат.
Из противоречий возникающих в этом возрасте и влияющих на развитие
творческих способностей стремление подростков к социальной мимикрии и в то
же время желание выделится в группе сверстников. Последствия этого
противоречия снижают эффективность организации педагогом творческой
деятельности учащихся.
В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития
творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических
особенностей.
3. Условия и пути развития творческих способностей школьников
подросткового возраста.
«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся
некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то
объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей
стратегии, нужно учить учиться».[12. 49] Эти слова принадлежат известному
советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие
способности Лук А.Н.. Действительно, зачастую учитель требует от ученика
лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде.
Такого рода деятельность преимущественно развивает мнемические способности
учащихся и зачастую воспитывает из школьников «зубрилок». Эта выпуклость
нашего образования выступает во всех своих недостатках очень часто. Так, на
интеллектуальных международных школьных олимпиадах наши подростки и юноши
проявляли достаточно высокий уровень эмпирических знаний, но не могли
справиться с таким, например, вопросом: «Почему в СССР крышки
канализационных люков круглые, а в США квадратные?»[22.28.] Для ответа на
этот и подобные вопросы необходимо было применить умение решения творческих
задач, залогом такого умения служит достаточная развитость творческих
способностей. В частности этот пример иллюстрирует низкий уровень развития
способности к преодолению функциональной привязанности объекта. Объектом в
данном случае является качество предмета – его форма.
Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе
выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том,
что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные
ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам
находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных
учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники
не раскрываются, не реализуют своих возможностей».[12.50.]
Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих
способностей, не может организовать действительно творческую деятельность,
в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ
Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие
способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как
направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать
только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек
творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность
учеников.
Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в
целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности,
которые и являются условиями их развития. [1.388.]
Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер
деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением
новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для
развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе
«Воспитание творчества».[15.10-12.]
Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в
деятельности, необходимо помнить о том, что подросток стремится к решению
максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе
условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С.
Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной но
выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне
потенциального развития ребёнка.
При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке
творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей
работе «Литературное творчество ребят» Н.Р. Бершадская, придерживаться
«принципа спирали».[26.12.] Реализовать этот принцип возможно лишь при
длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановки
тем сочинений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|