на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

Возникновение интереса к своему внутреннему миру И.Ю. Кулагина относит

к возрасту в 11-12 лет, после чего происходит постепенное усложнение и

углубление самопознания.[17.147.] Подросток начинает открывать для себя

свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями,

свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. И.Ю. Кулагина

выделяет, что такая подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе

самом порождают и исповедальный характер.[17.148] Это может отражаться и в

индивидуальном творчестве подростков, дневниках, стихах, литературно-

творческих работах.

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

когнитивного, поведенческого и связанного с ними оценочного компонентов

представления о собственном «Я», так называемой «Я-концепции» [17.148.] Для

подростка важно не только знать какой он есть на самом деле, но и насколько

значимы его индивидуальные особенности.

Формирование этого новообразования предопределяет становление отношения

к себе, к учебной деятельности, к своему творчеству. То есть особенности

развития представления о собственном «Я» обуславливают критичность

отношения ребёнка к процессу собственного творчества, к его результатам, к

собственным возможностям и т.д.

И.Ю. Кулагина говорит о том, что помимо реального «Я» – представления о

себе настоящем, «Я-концепция» включает в себя «Я» идеальное – представление

о том каким хочется или нужно быть.[17.149.] «При высоком уровне притязаний

и недостаточном осознании своих возможностей, - отмечает И.Ю. Кулагина, -

идеальное «Я» может слишком отличаться от реального», и в итоге

переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным

своим положением приводит к неуверенности в себе.[17.149] Это, что

совершенно очевидно, значительно снизит эффективность процесса развития

многих творческих способностей. Ведь для того, чтобы способность

развивалась, как мы помним, необходимо реализовать существующий уровень

возможностей, но при неуверенности в себе, в своих силах и возможностях,

при снижении уровня самооценки стремление к реализации своих способностей у

подростка исчезает.

Н.С. Лейтес выделял ещё одну важную особенность развития личности

подростка выделяющуюся в процессе обучения – это «перемещение центра

внимания учащихся с учителя на товарищей по классу».[20.46] Это объясняется

типом ведущей деятельности подростков, которой, по определению И.Ю.

Кулагиной становится интимно-личностное общение.[17.152.] В своём

творчестве подростки стремятся не только к общению во время самой

творческой деятельности, но и общению через результаты своего творчества, а

это уже прямой путь к истинному искусству. Ведь «искусство – это, прежде

всего общение средствами искусства».[15.23.] Излюбленными темами для

сочинений в этих классах становятся те, в которых можно рассказать о себе

или своём сверстнике, звучащие примерно так: «Кто он мой настоящий друг?»,

или «Моя первая встреча с прекрасным».

Стремление к ощущению своей значимости, к демонстрации своей

самостоятельности, к выделению своего «Я» в общении определяет важность для

подростка результатов своей деятельности, эту особенность отмечает Н.С.

Лейтес: «Для подростков важен результат – возможность разрешить

практическую задачу, получить реальный продукт».[20.49.]

Направленность на результат одно из важнейших условий продуктивности и

полноценности творческого процесса, как это отмечает Я.А. Пономарёв в своём

труде по психологии творчества.[16.28-34.] Стремясь к достижению результата

деятельности субъект предвосхищает его. Это определяет развитие творческой

способности к предвидению, в основу которой А.Н. Лук полагал такую высшую

психическую функцию как творческое воображение. [12.34.]

Среди противоречий возникающих в связи с особенностями развития психики

подростка, которые выделяет И.Ю. Кулагина, отметим, стремление подростков

во всём походить на сверстников и в то же время попытки выделится в группе

сверстников. [17.160.]

Стремление выделится в среде сверстников, заставляет подростка желать

признания высокой значимости и ценности результатов своего индивидуального

творчества. И иногда, возникающее в процессе обучения противоречие между

реально признаваемой значимостью результата и желаемой может привести к

завышенной самооценке значимости своих идей [20.50-51]. Результатом чего,

по заключению Р.С. Немова является желание никому не показывать созданное,

не высказывать возникших идей, ни с кем ими не делиться, и оставить их при

себе. [21.167.]

Возникновению такой ситуации может способствовать желание подростка

слиться с группой, ничем не выделятся, отвечающее потребности в

безопасности, которое, о чем говорит Кулагина И.Ю., психологи называют

социальной мимикрией. По утверждению Н.С. Лейтнеса, дети в этом возрасте

остерегаются угрозы выглядеть «белой вороной» среди сверстников, прослыть

«выскочкой», «учительским любимчиком».[20.46-47.] Боязнь выделится в

группе, очень опасна для развития творческих способностей. Р.С. Немов

рассматривая познавательные психологические процессы определял эту

особенность психики как «…склонность к конформизму», которая выражается « в

доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не

отличаться от них в своих сужденьях и поступках».[21.166.]

Педагогическое мастерство учителя и его общечеловеческие качества будут

основными помощниками в снижении дестабилизирующего развитие творческих

способностей эффекта данного противоречия.

Таким образом, мы делаем выводы о том, что анализ психолого-

педагогической литературы позволил определить ряд особенностей влияющих на

процесс развития творческих способностей у детей младшего подросткового

возраста.

Сам процесс развития личности ребёнка это в основном процесс «врастания

в культуру» сами особенности которого отводят в нём важную роль творческой

деятельности подростков.

Доминанта интеллектуального развития – развитие теоретического

рефлексивного мышления определяет особую успешность на этой стадии развития

таких творческих способностей как зоркость в поисках проблем и гибкость

мышления, способности к переносу опыта, сближения понятий.

Воображение в данном возрасте выходит на новый уровень развития, теперь

оно имеет более продуктивный характер, чем в детстве, но всё таки чаще

всего оно уходит «в интимную сферу» и становится субъективной формой

мышления. Преодоление этого, направление развития воображения по пути

стремления к его продуктивности – одна из задач педагогики решающей

проблему развития творческих способностей подростка.

Главными новообразованиями этого возраста являются становление «Я-

концепции» подростка, а также возникновение рефлексии и осознание своей

индивидуальности, проистекающие возникающего в этом возрасте чувства

взрослости. Особенности становления и развития данных новообразований

определяют особенности творческого процесса – его направленность,

эффективность, продуктивность, и отношение к творчеству самого подростка.

Возникновение этих новообразований дают возможность повысить эффективность

развития критичности сознания подростка. Противоречиям, могущим возникнуть

в процессе становления «Я-концепции» подростка, свойственно негативно

влиять на развитие творческих способностей путём снижения самооценки

подростка и уверенности в своих силах и возможностях.

Типом ведущей деятельности в данном возрасте является интимно-

личностное общение, что определяет характер индивидуального творчества

подростка, направленность творчества на результат.

Из противоречий возникающих в этом возрасте и влияющих на развитие

творческих способностей стремление подростков к социальной мимикрии и в то

же время желание выделится в группе сверстников. Последствия этого

противоречия снижают эффективность организации педагогом творческой

деятельности учащихся.

В целом же подростковый возраст во многом благоприятен для развития

творческих способностей, но имеет в этом плане ряд специфических

особенностей.

3. Условия и пути развития творческих способностей школьников

подросткового возраста.

«Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся

некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то

объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей

стратегии, нужно учить учиться».[12. 49] Эти слова принадлежат известному

советскому психологу, изучавшему психологию творчества и творческие

способности Лук А.Н.. Действительно, зачастую учитель требует от ученика

лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде.

Такого рода деятельность преимущественно развивает мнемические способности

учащихся и зачастую воспитывает из школьников «зубрилок». Эта выпуклость

нашего образования выступает во всех своих недостатках очень часто. Так, на

интеллектуальных международных школьных олимпиадах наши подростки и юноши

проявляли достаточно высокий уровень эмпирических знаний, но не могли

справиться с таким, например, вопросом: «Почему в СССР крышки

канализационных люков круглые, а в США квадратные?»[22.28.] Для ответа на

этот и подобные вопросы необходимо было применить умение решения творческих

задач, залогом такого умения служит достаточная развитость творческих

способностей. В частности этот пример иллюстрирует низкий уровень развития

способности к преодолению функциональной привязанности объекта. Объектом в

данном случае является качество предмета – его форма.

Одним из условий развития творческих способностей у учащихся в школе

выступает личность самого педагога. На это указывал А.Н. Лук, говоря о том,

что «если учитель обладает высшими творческими возможностями, то одаренные

ученики добиваются блистательных успехов. …Если же преподаватель сам

находится внизу шкалы «творческие способности», успехи менее способных

учащихся оказываются более высокими. В этом случае ярко одаренные школьники

не раскрываются, не реализуют своих возможностей».[12.50.]

Дело в том, что учитель, обладающий низким уровнем развития творческих

способностей, не может организовать действительно творческую деятельность,

в процессе которой, как мы выяснили при теоретическом анализе работ

Рубинштейна С.Л., Б.М. Теплова и Немова Р.С., развиваются творческие

способности. Если учитель не обладает таким свойством личности как

направленность на творчество, то и от своих учеников он будет требовать

только знаний репродуктивного уровня. Если же учитель сам человек

творческий, то он стремиться и умеет организовать творческую деятельность

учеников.

Р. С. Немов, определяя сущность процесса развития способностей в

целом, выдвинул ряд требований к деятельности, развивающей способности,

которые и являются условиями их развития. [1.388.]

Особо среди таких условий Немов Р.С. выделял творческий характер

деятельности. Она должна быть связана с открытием нового, приобретением

новых знаний, что обеспечивает интерес к деятельности. Это условие для

развития творческих способностей выделял Левин С.А. в своей работе

«Воспитание творчества».[15.10-12.]

Для того чтобы школьники не утратили заинтересованности в

деятельности, необходимо помнить о том, что подросток стремится к решению

максимально трудных для него задач. Это поможет нам реализовать второе

условие предъявляемое к развивающей деятельности, выдвинутое Немовым Р.С.

Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной но

выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне

потенциального развития ребёнка.

При соблюдении этого условия необходимо от раза к разу при постановке

творческих задач увеличивать их сложность, или, как это определяет в своей

работе «Литературное творчество ребят» Н.Р. Бершадская, придерживаться

«принципа спирали».[26.12.] Реализовать этот принцип возможно лишь при

длительной работе с детьми типичного характера, например, при постановки

тем сочинений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.