на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль самооценки в самовоспитании старших школьников

или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить.

Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется

избирательность общения, потребность в уединении.

«Странное чувство сейчас преследует меня, - пишет в дневнике

восьмиклассница, - Я чувствую одиночество. Раньше я, наверное была центром

общества, а теперь - нет. Но как ни удивительно, меня это не задевает, не

обижает. Мне стало нравиться одиночество. Мне хочется, чтобы никто не

влезал в мою жизнь, у меня полное равнодушие ко всем, я думала: зачем жить?

Но сейчас я очень хочу жить...» У этой девочки и в школе и дома всё

благополучно, и сама она социально очень активна. Чувство одиночества, о

котором она пишет, - нормальное явление, следствие рождения внутренней

жизни. О иногда подобное переживание может быть острым и драматичным.

Становление личности включает в себя также становление относительно

устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе.

Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я» или «я - концепция») -

сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию

своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?»

подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу

и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё

могу сделать в жизни?»

Далее свою мысль я хочу продолжить словами Н.Ф.Добрынина: «Юноша

хорошо понимает, что всякое вмешательство в жизнь возможно только в

условиях общества, в условиях коллективной деятельности, отсюда потребность

в общении связывается у него с жизнь коллектива. Именно коллектив даёт ему

возможность проявить не только сои способности, но даёт ему и уверенность

в возможности тех изменений, которые кажутся ему нужными. Дружный коллектив

всё больше воспринимается им как та сила, с помощью которой можно всего

добиться.

Вместе с тем коллектив требует постоянной работы над самим собой,

познание самого себя, своих способностей и своих возможностей и овладение

этими возможностями, овладение самим собой, своей волей, своими чувствами и

стремлениями. Самопознание всё больше связывается с возможностями такого

овладения самим собой. И юноша всё большее значение придаёт развитию своей

воли. Он задумывается над особенностями своего характера, так как

возможностей его проявления у него значительно больше, а умение оценивать

собственные силы и умение понимать, как нужно развивать эти силы становится

более осознанными. Он начинает понимать, как нужно формировать свой

характер и развивать свои способности.

Вместе с тем он всё больше и больше начинает разбираться в

достоинствах и недостатках других людей, в особенности своих товарищей, в

тесном общении с которыми формируется его личность, с которыми он делится

своими мнениями, желаниями, в спорах с которыми ищет и добивается истины.

Критика и самокритика являются типичными для этого возраста. Они должны

быть направлены в нужную сторону и не переходит в мелкие распри и обиды.»

Исходя из слов И.С.Кона и Н.Ф.Добрынина и моих личных соображений

можно подвести итог о психологическом состоянии личности юноши. К этому

периоду у него уже достаточно определенны и стойки особенности характера,

способностей, темперамента. Физически формирование уже почти закончилось,

но при всём этом появляется «ценнейшее приобретение - открытие своего

внутреннего мира». Происходит переход от внешнего управления к

самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация,

которую юноша начинает искать в своём внутреннем мире. Размышляя он

начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни.

Для того, чтобы её добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие

положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает

сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут

быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может

претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых

сторон. Старший школьный возраст - это возраст интенсивного формирования

мировоззрения. У старшеклассников уже не только имеется достаточный запас

знаний, но и отчётливо проявляется стремление и возможность к их

систематизации, упорядочиванию. В данный период резко возрастает интерес к

теоретическим знаниям, желание обобщить опущенные факты, установить общие

принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом

предшествующего психологического развития, и прежде всего развитием

понятийного мышления.

5

Высокий уровень развития самосознания старшего школьника, в свою

очередь, приводит к самовоспитанию.

Как показывают исследования, уже младшие школьники могут

охарактеризовать свой поступок, но они не в состоянии установить связи

между своими поступками и особенностями своей личности. Они объясняют своё

поведение лишь внешними обстоятельствами. На вопрос: «Почему ты постоянно

нарушаешь дисциплину на уроке?», они могут ответить так : «Петя мне рожки

показал, вот я и рассмеялся, а потом стал рассказывать , как мы в лес

ездили».

Несколько иначе в этом отношении выглядит подросток, который

устанавливает связь между особенностями личности и своими поступками.

Характерна мотивировка следующего рода: « Я боюсь темноты, стараюсь прыгать

через «коня»,потому что у меня слабая воля.» Однако и у подростка нет еще

обобщенного и устойчивого мнения о себе. Он еще не может отделить

существенное от несущественного в своем поведении и характере.

Самовоспитание подростка не принимает самостоятельного характера, остается

ситуативным.

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника

систематизировать и обобщать свои знания о себе.

Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём

характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно

оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: «как

узнать свой характер, что бы правильно оценить его?»; «Может ли человек со

слабым здоровьем иметь сильный характер?»; «Чем объяснить слабость

характера ряда весьма талантливых и умных люде?»; «Как освободиться от

дурных привычек?».

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими

трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия.

Наиболее типичные из них:

1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не

всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, который

рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со

стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке,

действовать по-своему («Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить»);

3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и

беспринципность в малом, незначительном;

4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время

проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи,

тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно,

чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в

помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и

классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что

следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать.

Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно

рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить

совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и

отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те

личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он

правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не

занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования

старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не

потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся.

Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный

результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с

большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать

своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать

совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной

заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных

способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой

умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в

спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего

каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к

самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и

есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

6

Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского

возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со

взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным

и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка

общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род

занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере

предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка

воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия

накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального и психологического аспекта

поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если

в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения

зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот

фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования

родителей.

Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и

характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия

характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль

взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей

степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и

социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае

последовательно и вместе с тем четко и рационально:

родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их

обсуждение подростком;

власть используется ими в меру необходимости;

в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не

считают себя непогрешимыми;

родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только

его желаниями.

Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это

стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль

вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и

нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся

необоснованными , вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и

пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.