на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль семьи в подготовке детей к школе

вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие

во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так

произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места

формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически

каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в

коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть

сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если

чувствую признание со стороны своего окружения.

Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке,

можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь

своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями

окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято

говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки,

действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих

людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых

проявлениях коллективистической направленности.

Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную

степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени

объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим

знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью

выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит,

не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех

своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок

почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы

удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А

дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо

«завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено

удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его

уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется

направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.

Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех

родителей, которые не хотят видеть своих детей в будущем эгоистами. На пути

формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит

сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка

направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения

собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком

своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого

всеми (на третьем).

И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского

сада». По многим причинам, и главная из них – именно в детском саду ребенок

учится жить среди людей.

1. Роль режима будущего школьника.

Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться

его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников:

твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку,

воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были

целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая

порождает лень.

Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок

включается в систематический учебный труд, у него появляются новые

обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.

Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к

обучению в школе.

Для детей правильно организованный режим – условие не только

сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха,

различных видов деятельности в течение суток.

Развивающие игры и формирование

интеллектуального развития

«Без игры нет и не может

быть полноценного умственного

развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра

– это искра, зажигающая

огонек пытливости и

любознательности.»

В.А. Сухомлинский

Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой

формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события,

полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.

В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут

оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются

правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.

Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания

дошкольника в семье.

Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто

определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у

ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем

демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в

общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.

Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия

для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр

с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую

деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой

пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного

домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения

сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще

игрой.

В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой

деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь

его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным,

беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг,

преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.

Родителям понятна бывает необходимость объяснить ребенку, особенно

младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности

(подготовка к еде, сну и т. п.), в то время как игра не осознается ими в

должной мере.

Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во

всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках,

коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав

игрушек.

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно

больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить

больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они

ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их

взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному

творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.

Одним из недостатков семейного воспитания является стремление

родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или

дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем

детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор.

Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные,

двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу

готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.

От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными

игрушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним

равнодушен.

Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий

подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и

писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.

Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь скучными и

утомительными для ребенка «домашними уроками». Куда лучше организовать игры-

занятия, которые ребенка увлекут, будут для него интересными. Они могут

быть достаточно сложными и длительными – но все-таки «дошкольными».

Задания этого раздела весьма серьезны по своему содержанию, но они

даны в форме дидактических игр. Они направлены на развитие восприятия,

внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Акцент сделан на обучение

планированию и последовательному проведению намеченного плана в жизнь, на

формирование целенаправленного поведения. В развитии мышления старшего

дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр,

адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них

специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно

формируется к концу дошкольного детства.

Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и

инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок

сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее,

если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А

для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки;

хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что

хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить

читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать

, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь

попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п.

Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в

доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее

самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии

с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее

воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого

лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но

это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от

возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых

в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще

использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае

нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных

взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать

поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в

подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские

возможности младших дошкольников незначительны.

Игры детей среднего и старшего дошкольного возраста уже не требуют

участия взрослых, но нельзя совсем не обращать внимания на то, во что и как

играют дети.

Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные

явления окружающей жизни, например играм в «войну», в «пьяных», в

«милиционеров и жуликов» и т. п.? Дело тут не в детской испорченности, как

иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобными сюжетами позволяют

ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство

опасности. Так же дошкольники любят слушать «страшные» истории, именно

потому, что, сопереживая, они испытывают те сильные чувства, которые в

обыденной жизни им испытывать не приходиться. Следовательно, нужно

переключать детей на игры, которые дали бы им возможность проявить

смелость, ловкость, находчивость, пережить радость победы. Это прежде всего

игры соревновательного характера. Такими являются большинство народных

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.