на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Роль семьи в подготовке детей к школе

подвижных игр. Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие

и ребятам доставляют огромную радость.

Для дошкольников наиболее предпочтительны игры, направленные на

развитие следующих познавательных процессов (см. Приложение 1):

- памяти;

- мышления;

- логического мышления;

- внимания;

- воображения.

2. Советы родителям.

Совет – наставление, указание, предложение, как поступить;

рекомендация… Так раскрывается в словарях значение этого слова.

Возникает вопрос: почему советы, предлагаемые учеными и практиками

воспитателями детского сада, оказываются непригодными для мам? Очевидно,

потому что воспитатели и мамы руководствуются разными «законами» в

воспитании дошкольников.

Жизнь воспитанника детского сада организуется в соответствии с

режимом дня, который рассчитан таким образом, чтобы педагог успел

справиться с пятнадцатью и более детьми, причем с учетом их потребностей и

возможностей.

В семье же «законы» диктует быт. А он не починяется ни возможностям,

ни потребностям младшего члена семьи. Мама признает право малыша

удовлетворять свои потребности в игре, в общении, познании,

самоутверждении. Но на практике, вынужденная выполнять череду ежедневных

бытовых обязанностей, она не находит времени для специальных занятий с

ребенком. И, как следствие, возникают конфликты. Вот один из типичных

примеров.

Мама сообщает дочке: «Одевайся, пойдем в магазин». В ответ слышит6

«Не хочу… Не пойду!» мама в сердцах заявляет: «Ну и оставайся дома, а я

пойду одна!» однако тут же в ее воображении проносятся картины того, что

может случиться с ее дочкой, пока она отсутствует: возьмет спички – будет

пожар, выйдет на балкон – упадет. И принимается безапелляционное решение:

«Одевайся, нечего разговаривать… Мне некогда!» ребенок плачет или в какой-

нибудь другой форме выражает свой протест против насилия со стороны

взрослого.

А если попробовать иначе? Вернемся к началу конфликта.

Мама. Одевайся, идем в магазин.

Дочь. Не хочу! Не пойду!

Мама. А… ну ладно, не пойдем. Хлеба-то нет? Перетерпим, без хлеба

поедим. Пап придет, скажет: «Есть хочу», - но обеда нет. сегодня обойдемся

без обеда (тоном сочувствия), не одевайся, никуда не пойдем.

Дочь. А молока надо?

Мама (вздыхая). Конечно, да и картошки маловато.

Дочь. Мама, а давай еще масло купим!

Мама. Правильно, надо и масла купить (тоном делового сотрудничества),

поможешь мне донести.

Сопротивление дочери переходит в обсуждение совместных дел. Надо

заметить, что ссора с ребенком занимает больше времени, чем разговор с ним

как с партнером по совместному выполнению бытовых дел. Поэтому мама,

рассуждая, складывая пакеты в сумку, пересчитывая деньги, с радостью

обнаруживает, что ее пятилетняя «скандалистка» в хорошем настроении готова

сопровождать ее.

Итак, совет маме, данный воспитателем, призван смягчить ситуацию

бытового конфликта, предупредить применение нажима, насилия над ребенком,

разрушающих любовь и уважение членов семьи друг к другу.

Да, надо искать согласия с ребенком, чтобы не потерять контакта с

ним. Каждый конфликт уносит время и нервы. А игра, юмор поднимают планку

взаимоуважения, углубляют любовь и заботу друг о друге.

Самое отвратительное, самое презренное свойство, рано развивающееся в

человеке, – жадность. Неудержимое и все возрастающее стремление подгребать

под себя (что именно – неважно!) еще, еще, является источником многих бед.

Жадный почти всегда бывает и завистливым. Жадный завистник способен на

обман, двуличие, предательство.

Учите малыша делиться с вами, сами делитесь с ним. Научите малыша

движению руки от себя, воспитаете в нем зародыш щедрости, считайте –

сделано очень многое для его будущего счастья. На втором по

отвратительности месте стоит вранье. Правдивость – основа доверия. А без

доверия не бывает ни дружбы, ни любви. Чтобы ребенок не вырос вруном,

первое и основное, на мой взгляд, что нужно делать родителям – никогда его

не обманывайте. Обещали – сделайте. Воспитание примером надежнее воспитания

одними словами.

И еще: учите малыша помогать вам. И не дрожите над каждым его шагом:

ой, ошпарится, ой, оцарапается… Жизнь без риска невозможна. Неужели вы бы

хотели превратить существование своего ребенка в стерильно бездеятельное

присутствие на земле? Нет? Значит, пусть берет в руки и молоток, и щетку, и

ножик… И единственное что от вас требуется: присматривайте за ним и

помогайте, но не слишком навязчиво, давайте ему свободу действий.

Активные дети. Не всем мамам это нравится. «Никакого сладу с ним нет.

минуту не посидит спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет

и в угол поставит – а толку чуть. Сразу из угла выбегает. А в садике как

безобразничает – особенно когда тихий час – прыгает, петухом кричит,

подушками в ребят кидается. В общем, хулиган».

И таких «хулиганов» много, воспитывать их трудно, особенно в

коллективе. Но приклеивать к ним ярлык «хулиган» несправедливо. То, что они

не могут спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что

они носятся на велосипедах, мешая играть другим детям, и т.п. – не их вина.

Часто такие ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в

неподвижности они не в состоянии.

Повышенная подвижность – или, как ее называют врачи, двигательная

расторможенность – во многом врожденная особенность, определяемая типом

протекания нервных процессов человека. Но справиться с этим можно

правильным воспитанием.

Давайте представим себе два варианта воспитания.

I вариант. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную

непоседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной

усидчивости: пусть привыкает! И малыш оказывается в затруднительном

положении: он при всем желании не может действовать так, как хотят

взрослые. Протест ребенка часто выражается в намеренном игнорировании

указаний взрослых. А нервная система малыша, и без того не слишком

устойчивая, расшатывается еще сильнее, что вызывает… повышение двигательной

расторможенности.

II вариант. Родители, учитывая особенности своего сына (дочери),

стараются общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального

количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются

последовательно и неукоснительно. Ни в коем случае не допускают

перевозбуждения ребенка. Учат выполнять до конца вначале самые

кратковременные задания, со временем – все более длительные. Стремятся

заполнить время ребенка самыми разнообразными заданиями – благодаря их

частой смене малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно

целенаправленно и «усидчиво».

Не стоит уточнять, какой вариант наиболее подходит для воспитания.

Однако следует помнить, что путь этот долог и труден. Но потом вы с

удовольствием пожнете плоды своего труда.

Заключение

Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно

малыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно

есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с

незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько

серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли было

отдавать его в детский сад? Действительно ли малышу там хорошо? Внимательны

ли к нему взрослые? Не обижают ли дети?» но заботливый, добрый взгляд

воспитателя вселял надежду. Сейчас уже не хочется вспоминать внезапно

налетавшие болезни, все эти инфекции и вирусы, вызывавшие столько тревог и

волнений, и постоянный червячок сомнений: «Это все из-за того, что ходит в

детский сад, не ходил бы, так и не болел». И после болезней снова периоды

привыкания к режиму детского сада… Но малыш подрастал, и родители с

приятным удивлением отмечали изменения в нем. Сейчас уже не вспомнить, что

однажды поразило больше: самостоятельно слепленная им из пластилина крепкая

морковка или упорное желание застегнуть все пуговицы на новой куртке, а

может быть, горсть его любимых конфет, протянутая девочке из группы, и его

такое радостное: «Оля, на! Вкусные очень!» Карандаш стал увереннее держать,

считать может уже до 10, песенки и стихи новые выучил, сам завязывает

шнурки, цветы поливает. Да разве все перечислишь?

Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал

самостоятельно, у него появились друзья в группе, и воспитательница уже на

втором месте после мамы, так часто он упоминает ее имя дома. Благодатное

время для родителей. Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка: ему

интересно в детском саду и уютно. Но вот на горизонте замаячила школа.

Конец спокойствию родителей.

«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной

неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами. Контрольными,

домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем

беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное

чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не

повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не

вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем

более.

«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся

родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному

учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые

серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили

ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к

интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать

его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка

чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость,

невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет в школе!» – подчас

восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном

благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают

учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко

возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго

заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И

упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и

начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению

в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями:

«Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носится не будет»,

«опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с

двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни

разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.

Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается

необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для

освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе

сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это

один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного

детства.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в

известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,

находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно

- родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и

сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя

обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже

развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности

ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К

концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная

готовность к учению в школе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.