на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социализация подростков в сфере досуга

педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в

семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека

социальной среде.

1.2 Этапы социализации.

В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них

характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в

систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе

развития. Можно выделить семь этапов.

Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной

информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом

следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

Вторым этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение

получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным

социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней

отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают

глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности,

часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как

позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души

неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной

информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе

социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это

может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая

информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в

этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение

полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на

данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или

иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации

все труднее привести ребенка к своим ценностям.

В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных

ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора

благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.

Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система

поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют

сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом

прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в

результате неоднократного повторения определенных воздействий извне,

проходя через этап обобщения и закрепления.

На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс

происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное

качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в

шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.

Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной

деятельности.

Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализация как

поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве

параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему

логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот

процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном

уровне.

1.3 Функции социализации.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и

общества:

- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая

жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него

специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного

общества во временном контексте;

- личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека

посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и

установок человека в системе социальных отношений;

- ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей

определяющих образ жизни человека;

- коммуникативно-информационная, приводящая человека во

взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая

человека информацией с целью формирования его образа жизни;

- прокреативная функция, порождающая готовность действовать

определенным образом;

- творческая функция, в процессе реализации которой рождается

стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и

преобразовывать мир вокруг себя;

- компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических,

психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

Функции социализации не только раскрывают, но и

определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют

активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития

личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить

себя в определенной сфере деятельности.

1.4 Уровни социализации.

Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

1. Биологический уровень.

Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно

как и любое растение или животное является частью космоса. Человек

подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.

2. Психологический уровень.

В процессе социализации выделяется две стороны личности – как

субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается

деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя

(самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким

образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как

результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого

человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему,

проблемных ситуаций.

3. Социально-педагогический уровень.

Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и

отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль

социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности,

влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как

объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также

общественных институтов на личность.

Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-

временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни

человека.

Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом

социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе

социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с

другими людьми, общностями, системами.

1.5. Стадии и формы социализации.

Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную

периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные

потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть

стадий социализации.

1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального

развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной

чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.

2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления

себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы,

папы, животных, растительного мира. Это период становления и

функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого,

практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность

ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на

него.

3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно

предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения

целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой

приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт

подчинения.

4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка

расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно

распространить во все поры своего существования. Это период

конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к

себе и, как результат, требования к самому себе.

5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется

«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих

конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к

друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система

социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую

ценность представляет мнение товарищей. Потребность в

самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя

признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться

своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые

расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное

значение для подростков имеет его положение в семье, которое при

благоприятном морально-психологическом климате может активно на него

воздействовать.

6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в

самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость

самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.

Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих

самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов,

оценок, ценностных ориентаций и установок.

На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется

определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две

формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.

Выделяют две формы социализации подрастающего поколения:

направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).

Направленная форма социализации – это специально разработанная

определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы

сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.

Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это

автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с

постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.

Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт,

будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на

ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы

деятельности того или иного социального института.

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ (11-15 ЛЕТ).

2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.

Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными

социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в

обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром

взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое

психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.

1. Характерной чертой самосознания является проявление у подростка

способности и потребности познать самого себя как личность, с ее

специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к

самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те

новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа

жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные

требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение

которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько

многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером,

умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.