педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в
семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека
социальной среде.
1.2 Этапы социализации.
В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них
характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в
систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе
развития. Можно выделить семь этапов.
Первым этапом социализации является восприятие индивидом социальной
информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом
следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.
Вторым этапом социализации подростка является интуитивное соотнесение
получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным
социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней
отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают
глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности,
часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как
позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души
неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной
информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе
социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это
может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая
информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в
этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.
Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение
полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на
данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или
иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации
все труднее привести ребенка к своим ценностям.
В качестве четвертого этапа выступает формирование ценностных
ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора
благоприятствующего положительному исходу этого этапа выступает идеал.
Основой пятого этапа служат поступки, логически выстроенная система
поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют
сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом
прорабатываются второй – четвертый этапы, в других они возникают лишь в
результате неоднократного повторения определенных воздействий извне,
проходя через этап обобщения и закрепления.
На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс
происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное
качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в
шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.
Седьмой этап выражается в осмыслении и оценке своей социальной
деятельности.
Из данного пункта можно сделать следующий вывод. Социализация как
поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве
параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему
логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот
процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном
уровне.
1.3 Функции социализации.
Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и
общества:
- нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая
жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него
специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного
общества во временном контексте;
- личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека
посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и
установок человека в системе социальных отношений;
- ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей
определяющих образ жизни человека;
- коммуникативно-информационная, приводящая человека во
взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая
человека информацией с целью формирования его образа жизни;
- прокреативная функция, порождающая готовность действовать
определенным образом;
- творческая функция, в процессе реализации которой рождается
стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и
преобразовывать мир вокруг себя;
- компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических,
психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.
Функции социализации не только раскрывают, но и
определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют
активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития
личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить
себя в определенной сфере деятельности.
1.4 Уровни социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
1. Биологический уровень.
Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно
как и любое растение или животное является частью космоса. Человек
подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.
2. Психологический уровень.
В процессе социализации выделяется две стороны личности – как
субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается
деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя
(самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким
образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как
результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого
человека, а второй – логикой развертывания внешних, по отношению к нему,
проблемных ситуаций.
3. Социально-педагогический уровень.
Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и
отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль
социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
Уровни социализации демонстрируют основу человеческой личности,
влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность как
объект, так и субъект воздействия личности на себя и общество, а также
общественных институтов на личность.
Включенность в обозначенные выше уровни обуславливает пространственно-
временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни
человека.
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом
социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе
социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с
другими людьми, общностями, системами.
1.5. Стадии и формы социализации.
Стадии социализации можно выделить, проанализировав возрастную
периодизацию. Так как каждому возрастному этапу соответствуют определенные
потребности, нужды, ощущения, особенности и т. д., то можно выделить шесть
стадий социализации.
1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального
развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной
чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная стадия (до 3-х лет). Этот период отождествления
себя со всем, что окружает ребенка, от мебели, игрушек, до мамы,
папы, животных, растительного мира. Это период становления и
функционирования так называемого «сенсомоторного, доречевого,
практического интеллекта» (Ж. Пиаже). Вся психическая деятельность
ребенка состоит из восприятий действительности и моторных реакций на
него.
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно
предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения
целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой
приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт
подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка
расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно
распространить во все поры своего существования. Это период
конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к
себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется
«взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих
конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к
друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система
социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую
ценность представляет мнение товарищей. Потребность в
самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя
признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться
своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые
расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное
значение для подростков имеет его положение в семье, которое при
благоприятном морально-психологическом климате может активно на него
воздействовать.
6. Концептуальная стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом в
самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость
самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане.
Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих
самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов,
оценок, ценностных ориентаций и установок.
На каждой стадии воздействие на индивида осуществляется
определенным образом, направленно или спонтанно. Но чаще всего эти две
формы воздействия дополняют друг друга, компенсируя недостатки предыдущей.
Выделяют две формы социализации подрастающего поколения:
направленная (целенаправленная) и ненаправленная (спонтанная).
Направленная форма социализации – это специально разработанная
определенным обществом система средств воздействия на человека с тем, чтобы
сформировать его в соответствии с целями и интересами этого общества.
Ненаправленная, или стихийная форма социализации – это
автоматическое формирование определенных социальных навыков в связи с
постоянным пребыванием индивида в непосредственном социальном окружении.
Резюмируя вышесказанное можно отметить, что любой социальный институт,
будь то школа, семья или любительское объединение могут воздействовать на
ребенка как целенаправленно, так и спонтанно, все зависит от программы
деятельности того или иного социального института.
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ (11-15 ЛЕТ).
2.1 Психолого-физиологическая характеристика подростков.
Особенности проявлений подросткового возраста определяются конкретными
социальными обстоятельствами, и, прежде всего, изменением места ребенка в
обществе, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром
взрослых, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое
психологическое новообразование этого возраста, как самосознание.
1. Характерной чертой самосознания является проявление у подростка
способности и потребности познать самого себя как личность, с ее
специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к
самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те
новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа
жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные
требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение
которых определяется не столько успехами школьника в учении, сколько
многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером,
умением соблюдать «кодекс нравственности», принятый среди подростков, все
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|