на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социализация подростков в сфере досуга

3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная

система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме

того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации,

функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество.

Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-

технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением

границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей,

подростков и юношество.

Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое

главное заключается в характере его использования, степени его социальной

насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В

этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в

силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к

ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как

пьянство, наркомания, проституция, преступность.

В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении

между направленным процессом социализации и количественно преобладающим

стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее

воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало

организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в

семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение

кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для

прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в

этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он

влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным

явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной

формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной

на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым,

на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая

роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств

человека, где формируется основа для развития собственно человеческих

потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах,

могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие

подрастающего поколения.

Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и

юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования

включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных

школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики

и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие,

способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением»

в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно

недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно

социализация школьников осуществляется через систему внеклассных

мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические,

экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся

средних школ.

Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся

занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по

различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия

способствуют социальному становлению и развитию учащихся.

Указанное выше во многом способствует процессу социализации

подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не

носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех

учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие

форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет

массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка

специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и

юношества.

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и

юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является

учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно

использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее

воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и

организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового

учреждения на детей, подростков и юношество.

Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов,

способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает

работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а

это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое

учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои

творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих

высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и

самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в

досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным

отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный

психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего

поколения.

Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если

посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в

него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих

посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою

работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную

психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более

эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.

Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский

досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности

досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится

уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.

В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации

подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в

большей и большей степени в источник социальной информации превращается

улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс

нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания.

В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых

действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат

– безудержный рост детской преступности и страстное желание детей

разбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных

усилий.

В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных

средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки

вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам

влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского

досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные

средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей,

подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате

чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены

в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.

Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать

специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию

подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два

типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга –

общая и специальная, каждая со своим наполнением.

ТИПЫ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.

Общая модель

Специальная модель

(обязательная)

(добровольная)

Типы социально-досуговых учреждений:

(основные)

семья, детский сад, учебные заведения семья,

парки,

средние школы, школы-интренаты, летние

лагеря, библиотеки,

специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические

станции,

техникумы, вузы и т.д.

культурно-досуговые центры,

физкультурно-спортивные комплексы,

музыкальные, хореографические,

художественные школы.

(вспомогательные)

средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы,

технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

Виды деятельности в сфере досуга

Программные виды деятельности: Добровольные

виды

Общественно-политическая,

деятельности

Художественная (музыка, изо,

(ориентацией на

Хореография, драма),

склонности и способности).

Техническая, спортивная.

Направления деятельности

(общая и специальные модели)

- этнография;

- история;

- эстетика;

- экология;

- человековедение;

- профориентация;

- техника.

Формы деятельности общей и специальной моделей

Индивидуальные, групповые, массовые.

Заметим, что общая модель социализации должна осуществляться за счет

государства в рамках детских садов и школьных досуговых программ, а также

за счет самоорганизации семейного досуга (самодосуга).

Специальная модель социализации может осуществляться на уровне

коммерческих структур, и то, что она не будет доступна всем детям,

существенно не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается,

что общая модель вбирает в себя необходимый минимум социальных знаний,

умений и навыков для детей, подростков и юношества.

Рассмотрим функции социальных институтов, призванных осуществлять

становление и развитие индивида в сфере досуга, в рамках общей модели.

Семья, как институт социализации в большинстве случаев играет решающую

роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья,

формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормам общества.

В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт

культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей в культуре

общества.

Путь социализации ребенка, осуществляемый прежде всего посредством

активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная от природы,

общения людей, красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности

человека, оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он

начинается в самом раннем возрасте, что возможно только в семье.

Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни – результат

деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в

первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и

традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и

потребности.

Предпосылкой художественного формирования ребенка является совместная

культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследования

показывают, что совместная досуговая деятельность взрослых и детей в семье

носит в целом относительно активный характер

Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство

гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.