3.5. Досуговые социальные институты в социализации подростков.
С целью социализации подрастающего поколения создана специальная
система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме
того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации,
функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество.
Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-
технические центры и т.п., функционирующие в сфере досуга, с расширением
границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей,
подростков и юношество.
Однако, сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое
главное заключается в характере его использования, степени его социальной
насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В
этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратить в
силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к
ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как
пьянство, наркомания, проституция, преступность.
В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о соотношении
между направленным процессом социализации и количественно преобладающим
стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее
воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало
организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в
семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение
кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для
прослушивания. Случайным может оказаться окружение и дела осуществляемые в
этой группе. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он
влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным
явлениям.
Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной
формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной
на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым,
на формирование общечеловеческих ценностей подрастающего поколения. Особая
роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям.
Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств
человека, где формируется основа для развития собственно человеческих
потенций, а также специфические роли и отношения в макро - и микрогруппах,
могла бы оказать существенное воздействие на формирование и развитие
подрастающего поколения.
Весьма существенное значение в социализации детей, подростков и
юношества имеет школа, где на различных этапах в программу образования
включены предметы, способствующие осуществлению этого процесса. В отдельных
школах факультативно преподаются предметы «человековедение», «основы этики
и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и другие,
способствующие становлению человека. Этот процесс усиливается «внедрением»
в школу специальных учебных телепередач, однако всего этого совершенно
недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно
социализация школьников осуществляется через систему внеклассных
мероприятий. Так, лекциями и беседами на нравственно-этические,
экологические, искусствоведческие и другие темы охвачены все учащиеся
средних школ.
Важное место в объеме школьной работы по социализации учащихся
занимают массовые мероприятия. Внутришкольные вечера, беседы, диспуты по
различным проблемам, недели музыки, детской книги и другие мероприятия
способствуют социальному становлению и развитию учащихся.
Указанное выше во многом способствует процессу социализации
подрастающего поколения в условиях школы. Однако, внеклассная работа не
носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех
учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие
форм и методов работы, она не всегда целенаправленна, эпизодична и не имеет
массового характера по причине слабой оснащенности школы и недостатка
специалистов для осуществления процесса социализации детей, подростков и
юношества.
Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и
юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является
учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно
использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее
воздействие на личность. Именно приложением сил творческих союзов и
организаций определяется многообразие форм и средств воздействия досугового
учреждения на детей, подростков и юношество.
Возможность вбирать в себя функции всех социальных институтов,
способствующих формированию и развитию подрастающего поколения, делает
работу досуговых учреждений привлекательной, интересной и содержательной, а
это, в свою очередь, способствует привлечению в них школьников. Досуговое
учреждение дает возможность широким массам школьников развивать свои
творческие способности и открывает пути самореализации личности. В своих
высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и
самовоспитания подрастающего поколения. Причем решаются эти задачи в
досуговом учреждении своеобразно, в ограниченном сочетании с культурным
отдыхом и разумными развлечениями. Это вызывает благоприятный
психологический настрой и облегчает процесс социализации подрастающего
поколения.
Досуговая деятельность базируется на принципе интереса. Если
посетителю будет неинтересно в досуговом учреждении, то он не пойдет в
него. Это обязывает их учитывать конкретные интересы и запросы своих
посетителей, формировать их, направлять в нужное русло и строить свою
работу с их учетом. Направленный интерес создает благоприятную
психологическую установку у посетителей и делает процесс социализации более
эффективным. На такой основе базируется досуговая деятельность.
Однако, в современных социально-экономических условиях, когда детский
досуг недопустимо коммерциализируется и включенность в сферу деятельности
досуговых учреждений в силу отсутствия материальных средств, становится
уделом избранных, говорить о масштабности сферы их влияния не приходится.
В результате, в обществе создается вакуум в сфере социализации
подрастающего поколения. Но природа, как известно, пустот не терпит и все в
большей и большей степени в источник социальной информации превращается
улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс
нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания.
В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых
действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат
– безудержный рост детской преступности и страстное желание детей
разбогатеть, не прикладывая при этом на физических, ни интеллектуальных
усилий.
В условиях усиления тенденции сокращения вложений государственных
средств в развитие детско-юношеских досуговых учреждений, исходя из посылки
вредоносности «растаскивания» личности ребенка по ведомствам и сферам
влияния, а также опираясь на международный опыт организации детского
досуга, представляется целесообразным сконцентрировать материальные
средства, кадровый потенциал и основную досуговую деятельность детей,
подростков и юношества в детских садах и учебных заведениях. В результате
чего, все без исключения дети, подростки и юноши (девушки) будут вовлечены
в орбиту педагогически направленной культурно-досуговой деятельности.
Вместе с тем, параллельно с всеобщей системой может существовать
специальная или дополнительная система, обеспечивающая социализацию
подрастающего поколения в сфере досуга. То есть, могут существовать два
типа моделей социализации детей, подростков и юношества в сфере досуга –
общая и специальная, каждая со своим наполнением.
ТИПЫ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА В СФЕРЕ ДОСУГА.
Общая модель
Специальная модель
(обязательная)
(добровольная)
Типы социально-досуговых учреждений:
(основные)
семья, детский сад, учебные заведения семья,
парки,
средние школы, школы-интренаты, летние
лагеря, библиотеки,
специнтернаты, ПТУ, колледжи, технические
станции,
техникумы, вузы и т.д.
культурно-досуговые центры,
физкультурно-спортивные комплексы,
музыкальные, хореографические,
художественные школы.
(вспомогательные)
средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы,
технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.
Виды деятельности в сфере досуга
Программные виды деятельности: Добровольные
виды
Общественно-политическая,
деятельности
Художественная (музыка, изо,
(ориентацией на
Хореография, драма),
склонности и способности).
Техническая, спортивная.
Направления деятельности
(общая и специальные модели)
- этнография;
- история;
- эстетика;
- экология;
- человековедение;
- профориентация;
- техника.
Формы деятельности общей и специальной моделей
Индивидуальные, групповые, массовые.
Заметим, что общая модель социализации должна осуществляться за счет
государства в рамках детских садов и школьных досуговых программ, а также
за счет самоорганизации семейного досуга (самодосуга).
Специальная модель социализации может осуществляться на уровне
коммерческих структур, и то, что она не будет доступна всем детям,
существенно не отразится на социальном здоровье нации, ибо предполагается,
что общая модель вбирает в себя необходимый минимум социальных знаний,
умений и навыков для детей, подростков и юношества.
Рассмотрим функции социальных институтов, призванных осуществлять
становление и развитие индивида в сфере досуга, в рамках общей модели.
Семья, как институт социализации в большинстве случаев играет решающую
роль в деле формирования личности, ее ценностных ориентаций. Семья,
формируя молодое поколение, приобщает детей к ценностям и нормам общества.
В определенном смысле семья может рассматриваться как своеобразный институт
культуры, ибо семья обеспечивает многостороннее участие детей в культуре
общества.
Путь социализации ребенка, осуществляемый прежде всего посредством
активного и внимательного восприятия окружающего мира, начиная от природы,
общения людей, красоты, растворенной во всех формах жизни и деятельности
человека, оказывает значительно более глубокое и серьезное влияние, если он
начинается в самом раннем возрасте, что возможно только в семье.
Целостный нравственно-этический подход к явлениям жизни – результат
деятельности, кропотливой и индивидуальной работы с ребенком, которую, в
первую очередь, выполняет семья с ее неповторимым в каждом случае опытом и
традициями воспитания, сложившимся бытовым укладом, духовными интересами и
потребности.
Предпосылкой художественного формирования ребенка является совместная
культурно-досуговая деятельность родителей и детей. Данные исследования
показывают, что совместная досуговая деятельность взрослых и детей в семье
носит в целом относительно активный характер
Опыт наблюдения за природой в разные времена года развивает чувство
гармонии, цвета, пространства, обогащает воображение и развивает фантазию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|