экономического обоснования, высокой организации в ее создании и развитии.
Довузовская подготовка будущих менеджеров сможет играть позитивную роль при
условии максимального использования преимуществ складывающихся новых
экономических отношений, рынка труда, а также достаточно высокого
интеллектуального, творческого потенциала молодежи, положительных в целом
традиций системы образования, механизма взаимодействия средней и высшей
школы.
Высокий образовательный и первичный профессиональный уровень,
достигаемый в системе довузовской подготовки, сознательный выбор профессии
менеджера, адаптированность к ней дает возможность молодежи повысить свою
конкурентоспособность, мобильность на рынке труда, уменьшить риск стать
безработным, добиться успеха в сфере общественного производства, частного
предпринимательства и услуг.
1. Раскрыть теоретические и методологические подходы к исследованию
проблемы первичного обучения и профессиональной подготовки будущих
менеджеров.
2. Дать анализ количественных и качественных показателей существующей
довузовской практики работы с молодежью по формированию кадрового
потенциала рыночных реформ.
3. Выявить и раскрыть основные направления и методику исследования системы
довузовского обучения и воспитания будущих управленцев.
4. Раскрыть условия и предпосылки создания системы довузовской подготовки,
содержательно-организационные формы ее функционирования.
5. Определить роль, место и эффективность довузовского обучения в
непрерывной системе подготовки менеджеров.
6. Раскрыть основные направления и пути совершенствования управления
системой довузовской подготовки.
7. Разработать практические рекомендации по профессиональной ориентации,
отбору, адаптации и развитию управленческих задатков в процессе
начального экономико-управленческого образования и воспитания.
Часть 2. Уровни и содержательно-организационные
формы системы довузовской подготовки
Подбор учебных дисциплин должен соответствовать тем основным
представлениям о деятельности менеджера, на которые идет ориентация при
отборе слушателей на факультете. Кроме того, он должен способствовать
созданию определенной деловой и творческой атмосферы, где наряду с
совершенствованием и приобретением новых знаний и навыков, должно
утвердиться решение о правильно сделанном жизненном выборе. Накопленный
нами опыт позволил выделить основные составляющие этого процесса. Во-
первых, это четкое выяснение и даже вплоть до схематизирования (поскольку
схема всегда позволяет представить процесс более наглядно и целостно) об
основных гранях профессии. Во-вторых, рациональная организация предметных
направлений и осуществление связей между предметами.
Таким образом, чтобы реализовать оба требования, упорядочим наши
представления о профессии менеджера, используя схему И.И.Винокурова (1994,
с.6), а затем, рассуждая о назначении и сути основных учебных курсов,
определим их необходимость для теоретической подготовки будущих
руководителей.
Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:
Волевой человек Пользователь
руководитель, организатор информацией
Менеджер
Душа коллектива Знаток Интеллектуал
и
производства культурный
человек
Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.
Первое направление включает группу предметов, которые знакомят с
основами экономики: основы рыночной экономики, введение в микро- и
макроэкономику, основы экономических знаний, основы бухгалтерского учета и
аудита, основы экономики фирмы международная система бухучета и аудита,
основы маркетинга, начала менеджмента, основы рекламы.
Второе направление заключается в обучении будущих менеджеров приемам
получения и использования информации. Сюда отнесем такие предметы как:
персональный компьютер и документирование управленческой деятельности,
стенография.
Третья группа предметов объединяет введения в специальности
производственного и непроизводственного менеджмента, менеджмента
внешнеэкономической деятельности предприятий, административного и
природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и кредита.
Четвертое направление учебной деятельности факультета должен
сформировать так называемый культурный пласт менеджера. Поэтому среди
предметов этого цикла - иностранный язык, украинский, основы государства и
права, введение в культурологию.
Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего личного
имиджа. Поэтому к нему относятся такие предметы, как основы ораторского
мастерства, основы психологических знаний, общение и этикет, общая
физическая подготовка.
Часть 3. Развитие форм и методов профориентации
будущих менеджеров
Специфика профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже
особенностями самой профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он
работает в конкретной сфере по организации производства, оказанию услуг,
организации досуга и быта и т.д. Поэтому школьники, выбирающие профессию
менеджера, берут на себя задачу не только изучать деятельность по
управлению определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде всего, -
все, связанное с выполнением функций руководителя, организатора, работника,
ставящего цели перед коллективом и обеспечивающего их достижение,
мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.
Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам
приходят абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей
специальностью (будущий врач не идет готовиться к поступлению в
экономическом вузе, а будущий строитель в медицинском). Не останавливаясь
подробно на хрестоматийных задачах профессиональной ориентации, отметим,
что концептуально задача довузовской подготовки заключается не в отборе
самых лучших абитуриентов в число студентов, а в создании адекватных
условий для раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности. То
есть важным является не столько соответствие школьника, пришедшего в
довузовскую подготовку требованиям профессиограммы менеджера или юриста,
сколько его способность к обучению по предлагаемым программам, а также
степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.
Некоторые исследователи оценивают такую работу как создание
мотивационной среды и предупреждают об опасности получения учащимися
неадекватного впечатления о вузе, если в процессе мотивирования
умалчивается о недостатках качества преподавания или организации учебного
процесса.
По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы с возможностью
получения начального экономического образования можно считать деятельность
факультета довузовской подготовки Донецкой государственной академии
управления (ДонГАУ).
Преподаватели и сотрудники факультета решают следующие задачи:
выявление и развитие специальных качеств и склонностей для работы в
управленческой сфере; организация учебно-воспитательного процесса для
получения первичных знаний и практических навыков в сфере менеджмента и
маркетинга; обеспечение целевой подготовки наиболее одаренных детей для
поступления в академию на льготных условиях.
Первым этапом знакомства с будущими слушателями становится
собеседование. Однако если в производственной или коммерческой фирме
собеседование используется как инструмент отбора персонала, помогающее в
значительной мере оценить такие важные качества претендента как
компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные
параметры, потенциальную полезность для фирмы, то собеседование в системе
довузовской подготовки имеет целью выявить основные психические
характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению лидерских
качеств или наоборот.
Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также
с помощью системы психологических и образовательных тестов. В отличие от
собеседования, результаты тестов не отражают перспективу развития
способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его “стартовый”
потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики личности как
мотивированность, направленность, а также динамические психические качества
(внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской
подготовки оцениваются по трем компонентам: по результатам индивидуального
тестирования, по результатам самооценки слушателя, по результатам
характеристики классных руководителей. Каждый год результаты тестов
подтверждают незначительные расхождения между общей оценкой, сделанной на
факультете и в общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в
сторону увеличения) между названными оценками и самооценкой учащегося.
Первое расхождение объясняется неравномерностью уровня преподавания и
неравнозначностью требований в современных школах. Второе - неадекватным
восприятием собственной личности и собственных возможностей, что прежде
всего связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.
Далее следует работа, направленная на развитие определенных групп
качеств: профессионально-деловых, административно-организаторских,
социально-психологических, моральных. Этому способствует особым образом
организованная программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и
экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в научно-
исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.
Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной
модели поведения менеджера, формально выраженной в перечне ролей,
предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного времени. При
этом его задача участника “Ролевой практики” состоит в том, чтобы
познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль, психологически наиболее
комфортную и перспективную. Это дает возможность приобрести определенный
социально-психологический статус, который потом надолго закрепляется за
личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В ходе освоения различных
менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по культуре, администратор
по этике и культуре поведения, менеджер-координатор бизнес-практики)и т.д.
Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать внимание
аудитории, исполнять посильные задания по организации вечеров, деловых
встреч, конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками
профессиональной управленческой деятельности.
В дальнейшем, во время учебы в академии, приобретенный социально-
психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а студент,
прошедший ролевую практику на довузовском этапе, затрачивает значительно
меньше усилий для его поддержания, что позволяет направить активность на
профессиональную подготовку.
На факультете также созданы благоприятные условия для привлечения
слушателей к процессу научного поиска. Эффективными формами этой работы
являются подготовка рефератов и участие во Всеукраинском бизнес-турнире
“Экономическая эрудиция”, а также в конкурсах-защитах научно-
исследовательских работ, которые проводятся в рамках Малой академии наук
школьников. Под руководством преподавателей слушатели готовят работы по
экономике, маркетингу, менеджменту, где не только глубоко анализируют
общетеоретические положения, но представляют опыт практической деятельности
фирм и предприятий.
Конкурсы, турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим
дисциплинам вуза дополняются выставками творческих работ слушателей,
выпусками факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение
этих вопросов организации работы на факультете способствует развитию у
будущих студентов творческого мышления, желания заниматься научной работой,
стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.
Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и
интеллектуальных затрат, что ведет к резкому увеличению психологической
нагрузки на школьников. Поэтому тренировка и развитие таких качеств как
стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость могут и должны
обеспечиваться в процессе воспитания юных менеджеров. Программы
экономических и управленческих дисциплин, предлагаемых на факультете,
предполагают обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций в
процессе деловых игр, а также психологическую коррекцию личности с
установкой на приобретение стереотипов управленческого поведения.
Приведем некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной
практике.
1. “Прежде чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально
оценить его причины и следствия”.
2. “Я привык наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо
расслабиться”.
3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке есть
место и для отдыха, и для работы”.
4. “Я понимаю радость неудачи”.
Можно поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку
навыков самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого
эмоционального и морального сознания как негативный фактор. Однако
овладение любой профессией сопровождается усвоением определенного набора
аксиом; и чем оно успешнее, тем успешнее практическая деятельность.
Специфика профессии менеджера состоит в умении реализовывать управленческие
ситуации с целью повышения прибылей организации, интересы которой он
представляет. И эффективность его работы будет тем выше, а личное
удовлетворение от работы тем полнее, чем большее количество стереотипов
управленческого поведения в нем заложено и успешно реализуется в процессе
профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость коренного реформирования образования в соответствии с
новыми экономическими отношениями актуализирует необходимость практических
исследований в области подготовки специалистов для той или иной
профессиональной сферы деятельности. Одним из таких исследований является
анализ системы довузовской подготовки, как этапа в становлении личности
школьника и адаптации к будущей профессии. В этой связи становится
необходимой разработка социально-педагогического аспекта подготовки будущих
управленцев, с учетом того, что практика довузовской подготовки опережает
теорию.
Важным является также вопрос определения методологии довузовского
образования, в особенности довузовской подготовки будущих управленцев, что
в известной степени делает данное исследование оригинальным. В настоящей
работе сделана попытка теоретического обоснования концепции довузовского
образования, а также определения дальнейших его перспектив через развитие
новых форм и методов профориентационной работы со школьниками.
В скором времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь
те учебные заведения, которые сейчас вложат или уже вложили необходимые
средства в создание подготовительных структур, которые помогут не только
правильно определить наиболее подходящую сферу деятельности, но и
адаптировать будущих студентов к требованиям и программам подготовки
специалистов. А также те, которые в отборе студентов будут использовать
теорию управления персоналом, элементами которой являются кадровый
менеджмент и маркетинг образования.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих
способностей./ Вопросы психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.
2. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет
довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк:
ДонГАУ, 1998 - 40 с.
3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. /
Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года.
- Донецк, 1997. - С. 126-127.
4. Донецька державна академія управління. Факультет довузівської
підготовки. Концепція та програма діяльності факультету. - Донецьк,
1994.
5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная
ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51
6. Концепція профорієнтації учнівської молоді.// Психолого-педагогічні
новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.
7. Можаровский В.А. Система подготовки будущих менеджеров в довузовских
формах подготовки / Материалы международной научной коференции. 30-31
октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.
8. Можаровский В.А., Бурега В.В. Некоторые социально-педагогические
аспекті довузовской подготовки будущих менеджеров. / Материалы
международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк,
1997. - С. 134-135.
9. Практическая психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.
10. Розанов В.В. Психология управления. - М.: “Бизнес-Школа “Интел-
Синтез”, 1997. - С. 97-109
11. Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск, 1996.
Страницы: 1, 2
|