на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Социально-педагогические аспекты подготовки будущих менеджеров через довузовские структуры

экономического обоснования, высокой организации в ее создании и развитии.

Довузовская подготовка будущих менеджеров сможет играть позитивную роль при

условии максимального использования преимуществ складывающихся новых

экономических отношений, рынка труда, а также достаточно высокого

интеллектуального, творческого потенциала молодежи, положительных в целом

традиций системы образования, механизма взаимодействия средней и высшей

школы.

Высокий образовательный и первичный профессиональный уровень,

достигаемый в системе довузовской подготовки, сознательный выбор профессии

менеджера, адаптированность к ней дает возможность молодежи повысить свою

конкурентоспособность, мобильность на рынке труда, уменьшить риск стать

безработным, добиться успеха в сфере общественного производства, частного

предпринимательства и услуг.

1. Раскрыть теоретические и методологические подходы к исследованию

проблемы первичного обучения и профессиональной подготовки будущих

менеджеров.

2. Дать анализ количественных и качественных показателей существующей

довузовской практики работы с молодежью по формированию кадрового

потенциала рыночных реформ.

3. Выявить и раскрыть основные направления и методику исследования системы

довузовского обучения и воспитания будущих управленцев.

4. Раскрыть условия и предпосылки создания системы довузовской подготовки,

содержательно-организационные формы ее функционирования.

5. Определить роль, место и эффективность довузовского обучения в

непрерывной системе подготовки менеджеров.

6. Раскрыть основные направления и пути совершенствования управления

системой довузовской подготовки.

7. Разработать практические рекомендации по профессиональной ориентации,

отбору, адаптации и развитию управленческих задатков в процессе

начального экономико-управленческого образования и воспитания.

Часть 2. Уровни и содержательно-организационные

формы системы довузовской подготовки

Подбор учебных дисциплин должен соответствовать тем основным

представлениям о деятельности менеджера, на которые идет ориентация при

отборе слушателей на факультете. Кроме того, он должен способствовать

созданию определенной деловой и творческой атмосферы, где наряду с

совершенствованием и приобретением новых знаний и навыков, должно

утвердиться решение о правильно сделанном жизненном выборе. Накопленный

нами опыт позволил выделить основные составляющие этого процесса. Во-

первых, это четкое выяснение и даже вплоть до схематизирования (поскольку

схема всегда позволяет представить процесс более наглядно и целостно) об

основных гранях профессии. Во-вторых, рациональная организация предметных

направлений и осуществление связей между предметами.

Таким образом, чтобы реализовать оба требования, упорядочим наши

представления о профессии менеджера, используя схему И.И.Винокурова (1994,

с.6), а затем, рассуждая о назначении и сути основных учебных курсов,

определим их необходимость для теоретической подготовки будущих

руководителей.

Схематично, деятельность менеджера можно отобразить с.о.:

Волевой человек Пользователь

руководитель, организатор информацией

Менеджер

Душа коллектива Знаток Интеллектуал

и

производства культурный

человек

Согласно указанным направлениям и ведется подготовка менеджеров.

Первое направление включает группу предметов, которые знакомят с

основами экономики: основы рыночной экономики, введение в микро- и

макроэкономику, основы экономических знаний, основы бухгалтерского учета и

аудита, основы экономики фирмы международная система бухучета и аудита,

основы маркетинга, начала менеджмента, основы рекламы.

Второе направление заключается в обучении будущих менеджеров приемам

получения и использования информации. Сюда отнесем такие предметы как:

персональный компьютер и документирование управленческой деятельности,

стенография.

Третья группа предметов объединяет введения в специальности

производственного и непроизводственного менеджмента, менеджмента

внешнеэкономической деятельности предприятий, административного и

природоохранного менеджмента, маркетинга, финансов и кредита.

Четвертое направление учебной деятельности факультета должен

сформировать так называемый культурный пласт менеджера. Поэтому среди

предметов этого цикла - иностранный язык, украинский, основы государства и

права, введение в культурологию.

Пятый цикл предметов должен помочь менеджеру в создании своего личного

имиджа. Поэтому к нему относятся такие предметы, как основы ораторского

мастерства, основы психологических знаний, общение и этикет, общая

физическая подготовка.

Часть 3. Развитие форм и методов профориентации

будущих менеджеров

Специфика профессиональной ориентации к менеджменту определяется уже

особенностями самой профессии. Ведь не существует менеджера вообще, он

работает в конкретной сфере по организации производства, оказанию услуг,

организации досуга и быта и т.д. Поэтому школьники, выбирающие профессию

менеджера, берут на себя задачу не только изучать деятельность по

управлению определенной сферой хозяйственной жизни, но и, прежде всего, -

все, связанное с выполнением функций руководителя, организатора, работника,

ставящего цели перед коллективом и обеспечивающего их достижение,

мотивирующего эффективную работу других и контролирующего ее.

Специфика профориентации в стенах вуза состоит также и в том, что к нам

приходят абитуриенты, в общих чертах определившиеся с будущей

специальностью (будущий врач не идет готовиться к поступлению в

экономическом вузе, а будущий строитель в медицинском). Не останавливаясь

подробно на хрестоматийных задачах профессиональной ориентации, отметим,

что концептуально задача довузовской подготовки заключается не в отборе

самых лучших абитуриентов в число студентов, а в создании адекватных

условий для раскрытия творческого потенциала и талантов каждой личности. То

есть важным является не столько соответствие школьника, пришедшего в

довузовскую подготовку требованиям профессиограммы менеджера или юриста,

сколько его способность к обучению по предлагаемым программам, а также

степень заинтересованности в дальнейшей учебе в выбранном вузе.

Некоторые исследователи оценивают такую работу как создание

мотивационной среды и предупреждают об опасности получения учащимися

неадекватного впечатления о вузе, если в процессе мотивирования

умалчивается о недостатках качества преподавания или организации учебного

процесса.

По нашему мнению, одним из путей решения этой проблемы с возможностью

получения начального экономического образования можно считать деятельность

факультета довузовской подготовки Донецкой государственной академии

управления (ДонГАУ).

Преподаватели и сотрудники факультета решают следующие задачи:

выявление и развитие специальных качеств и склонностей для работы в

управленческой сфере; организация учебно-воспитательного процесса для

получения первичных знаний и практических навыков в сфере менеджмента и

маркетинга; обеспечение целевой подготовки наиболее одаренных детей для

поступления в академию на льготных условиях.

Первым этапом знакомства с будущими слушателями становится

собеседование. Однако если в производственной или коммерческой фирме

собеседование используется как инструмент отбора персонала, помогающее в

значительной мере оценить такие важные качества претендента как

компетентность, предприимчивость, самоорганизованность, личностные

параметры, потенциальную полезность для фирмы, то собеседование в системе

довузовской подготовки имеет целью выявить основные психические

характеристики личности и спрогнозировать их динамику к появлению лидерских

качеств или наоборот.

Способности и склонности к управленческой деятельности выявляются также

с помощью системы психологических и образовательных тестов. В отличие от

собеседования, результаты тестов не отражают перспективу развития

способностей и склонностей ребенка, но позволяют определить его “стартовый”

потенциал. Прежде всего, диагностируются такие характеристики личности как

мотивированность, направленность, а также динамические психические качества

(внимание, память, мышление, речь). Умения и навыки слушателей довузовской

подготовки оцениваются по трем компонентам: по результатам индивидуального

тестирования, по результатам самооценки слушателя, по результатам

характеристики классных руководителей. Каждый год результаты тестов

подтверждают незначительные расхождения между общей оценкой, сделанной на

факультете и в общеобразовательной школе; и значительные отклонения (в

сторону увеличения) между названными оценками и самооценкой учащегося.

Первое расхождение объясняется неравномерностью уровня преподавания и

неравнозначностью требований в современных школах. Второе - неадекватным

восприятием собственной личности и собственных возможностей, что прежде

всего связано с возрастом и недостаточной опытностью школьников.

Далее следует работа, направленная на развитие определенных групп

качеств: профессионально-деловых, административно-организаторских,

социально-психологических, моральных. Этому способствует особым образом

организованная программа подготовки, которая, помимо общеобразовательных и

экономических дисциплин включает практический менеджмент, участие в научно-

исследовательской деятельности, настоящем бизнесе.

Практический менеджмент (“Ролевая практика”) базируется на имитационной

модели поведения менеджера, формально выраженной в перечне ролей,

предлагаемых учащемуся для исполнения в течение определенного времени. При

этом его задача участника “Ролевой практики” состоит в том, чтобы

познакомиться, “примерить” на себя и выбрать роль, психологически наиболее

комфортную и перспективную. Это дает возможность приобрести определенный

социально-психологический статус, который потом надолго закрепляется за

личностью и определяет ее дальнейшие поступки. В ходе освоения различных

менеджерских ролей (менеджер по науке, менеджер по культуре, администратор

по этике и культуре поведения, менеджер-координатор бизнес-практики)и т.д.

Будущие студенты управленческого вуза учатся завоевывать внимание

аудитории, исполнять посильные задания по организации вечеров, деловых

встреч, конкурсов, экскурсий, овладевают первичными навыками

профессиональной управленческой деятельности.

В дальнейшем, во время учебы в академии, приобретенный социально-

психологический статус, как правило, усваивается и закрепляется, а студент,

прошедший ролевую практику на довузовском этапе, затрачивает значительно

меньше усилий для его поддержания, что позволяет направить активность на

профессиональную подготовку.

На факультете также созданы благоприятные условия для привлечения

слушателей к процессу научного поиска. Эффективными формами этой работы

являются подготовка рефератов и участие во Всеукраинском бизнес-турнире

“Экономическая эрудиция”, а также в конкурсах-защитах научно-

исследовательских работ, которые проводятся в рамках Малой академии наук

школьников. Под руководством преподавателей слушатели готовят работы по

экономике, маркетингу, менеджменту, где не только глубоко анализируют

общетеоретические положения, но представляют опыт практической деятельности

фирм и предприятий.

Конкурсы, турниры, конференции по экономике, менеджменту, другим

дисциплинам вуза дополняются выставками творческих работ слушателей,

выпусками факультетской газеты, праздничными вечерами и концертами. Решение

этих вопросов организации работы на факультете способствует развитию у

будущих студентов творческого мышления, желания заниматься научной работой,

стимулирует активность научно-познавательной и практической деятельности.

Освоение перечисленных видов работ требует значительных эмоциональных и

интеллектуальных затрат, что ведет к резкому увеличению психологической

нагрузки на школьников. Поэтому тренировка и развитие таких качеств как

стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость могут и должны

обеспечиваться в процессе воспитания юных менеджеров. Программы

экономических и управленческих дисциплин, предлагаемых на факультете,

предполагают обязательное проигрывание и анализ проблемных ситуаций в

процессе деловых игр, а также психологическую коррекцию личности с

установкой на приобретение стереотипов управленческого поведения.

Приведем некоторые утверждения, применяемые обучаемыми в их учебной

практике.

1. “Прежде чем дать эмоциональную оценку событию, я должен реально

оценить его причины и следствия”.

2. “Я привык наблюдать за собой и всегда знаю, когда необходимо

расслабиться”.

3. “Я умею рационально использовать свое время. В моем распорядке есть

место и для отдыха, и для работы”.

4. “Я понимаю радость неудачи”.

Можно поспорить, что данные схемы утверждения, предполагая выработку

навыков самоконтроля, иногда могут выступать в условиях неразвитого

эмоционального и морального сознания как негативный фактор. Однако

овладение любой профессией сопровождается усвоением определенного набора

аксиом; и чем оно успешнее, тем успешнее практическая деятельность.

Специфика профессии менеджера состоит в умении реализовывать управленческие

ситуации с целью повышения прибылей организации, интересы которой он

представляет. И эффективность его работы будет тем выше, а личное

удовлетворение от работы тем полнее, чем большее количество стереотипов

управленческого поведения в нем заложено и успешно реализуется в процессе

профессиональной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость коренного реформирования образования в соответствии с

новыми экономическими отношениями актуализирует необходимость практических

исследований в области подготовки специалистов для той или иной

профессиональной сферы деятельности. Одним из таких исследований является

анализ системы довузовской подготовки, как этапа в становлении личности

школьника и адаптации к будущей профессии. В этой связи становится

необходимой разработка социально-педагогического аспекта подготовки будущих

управленцев, с учетом того, что практика довузовской подготовки опережает

теорию.

Важным является также вопрос определения методологии довузовского

образования, в особенности довузовской подготовки будущих управленцев, что

в известной степени делает данное исследование оригинальным. В настоящей

работе сделана попытка теоретического обоснования концепции довузовского

образования, а также определения дальнейших его перспектив через развитие

новых форм и методов профориентационной работы со школьниками.

В скором времени, ощутимые преимущества перед конкурентами будут иметь

те учебные заведения, которые сейчас вложат или уже вложили необходимые

средства в создание подготовительных структур, которые помогут не только

правильно определить наиболее подходящую сферу деятельности, но и

адаптировать будущих студентов к требованиям и программам подготовки

специалистов. А также те, которые в отборе студентов будут использовать

теорию управления персоналом, элементами которой являются кадровый

менеджмент и маркетинг образования.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Борисова Е.М., Логинова Г.П., Мдивани М.О. Диагностика управленческих

способностей./ Вопросы психологии. - № 2. - 1997. - С.112-121.

2. Бурега В.В., Костина Л.Н., Можаровский В.А., Симченко Г.В. Факультет

довузовской подготовки: становление, развитие, перспективы. - Донецк:

ДонГАУ, 1998 - 40 с.

3. Гамаюнов В.Г., Можаровский В.А. Дидактика и формирование менеджера. /

Материалы международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года.

- Донецк, 1997. - С. 126-127.

4. Донецька державна академія управління. Факультет довузівської

підготовки. Концепція та програма діяльності факультету. - Донецьк,

1994.

5. Конева Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная

ориентация. // Высшее образование в России. - №4. - 1996. - С. 47-51

6. Концепція профорієнтації учнівської молоді.// Психолого-педагогічні

новини. - Липень-серпень, 1994 р. - С. 5, 7.

7. Можаровский В.А. Система подготовки будущих менеджеров в довузовских

формах подготовки / Материалы международной научной коференции. 30-31

октября 1997 года. - Донецк, 1997. - С. 132-133.

8. Можаровский В.А., Бурега В.В. Некоторые социально-педагогические

аспекті довузовской подготовки будущих менеджеров. / Материалы

международной научной коференции. 30-31 октября 1997 года. - Донецк,

1997. - С. 134-135.

9. Практическая психология для менеджеров. - М.: “Филин”, 1996. - 368 с.

10. Розанов В.В. Психология управления. - М.: “Бизнес-Школа “Интел-

Синтез”, 1997. - С. 97-109

11. Якокка Л. Карьера менеджера. - Минск, 1996.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.