на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне

Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне

Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в

микрорайоне.

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с

учащимися в микрорайоне.

Местожительство как место воспитания.

Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.

Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту

жительства.

Центр воспитательной работы как условие социализации личности.

Пути взаимодействия Центра воспитательной работы с семьями

воспитанников.

Глава 2. Из опыта работы в микрорайоне образовательно-воспитательного

комплекса «Алые паруса» города Новокуйбышевска Самарской области.

2.1. Краткая характеристика образовательно-воспитательного комплекса

«Алые паруса».

2.2. Проблемный анализ состояния образовательно-воспитательного

комплекса.

2.3. Концепция дальнейшего развития образовательно-воспитательного

комплекса «Алые паруса».

2.4. Программа развития образовательно-воспитательного комплекса.

2.5. Реализация программы микрорайонного образовательно-

воспитательного комплекса «Алые паруса».

Заключение.

Список используемой литературы.

Приложения.

Введение.

Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко

обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения

среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм

и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и

психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном

снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной

сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-

социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой

поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений

социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется

содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания;

осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных

и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть

учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей,

психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и

социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детским и

взрослым населением микрорайона и другие. Каждое из таких учреждений вносит

определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых

страдают дети.

Проблема воспитания и перевоспитания детей и подростков всегда была

одной из ведущих в педагогике. Методологические, теоретические и

методические аспекты воспитания ребёнка освещены в фундаментальных работах

отечественных педагогов: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого,

А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, Г.И.Щукиной, Л.И.Новиковой и многих других.

Отечественной педагогической наукой накоплен большой объём

теоретических и прикладных знаний в области педагогики среды. Теория и

практика среды в социальной воспитании детей особенно активно развивались в

20-30-е годы советской власти. Это было обусловлено, по крайней мере, двумя

факторами. Первый – социальное положение детей: сиротство, беспризорность,

правонарушения среди подростков – «социальные болезни» общества и

педагогические проблемы, которые требовали своего решения. Второй – успешно

развивавшаяся в то время педология. В работах П.П.Блонского,

Л.С.Выготского, В.Н.Шульгина, С.Т.Шацкого, И.Залкинда, Н.Н.Иорданского

раскрыты теоретические основы социального воспитания и перевоспитания

детей. Однако после известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О

педологических извращениях в системе Наркомпроса» исследования в этой

области прекратились и вновь начали развиваться лишь в 60-70-е годы в связи

с проблемами системного воспитания детей. Исследования Х.И.Лейметса,

Б.П.Битиниса, Л.И.Новиковой, О.С.Газмана, В.Д.Семёнова и других посвящены

проблемам воспитания ребёнка в разных социумах, среди которых ведущая роль

принадлежала школе как главному институту социального воспитания детей.

Актуализация проблем воспитания в современных условиях, появление

воспитательных учреждений нового типа, введение институтов социальных

педагогов и социальных работников обусловили возрастание интереса учёных к

методологическим и теоретическим исследованиям в области социальной

педагогики.

Проблемы развития социальной работы в России и за рубежом, оказания

социально-педагогической помощи детям рассмотрены в работах А.Г.Асмолова,

В.Г.Бочаровой, И.А.Зимпей, М.В.Фирсова и других, вопросы структуры,

содержания и форм работы социальных служб освещены в трудах Б.Н.Алмазова,

С.А.Беличевой, В.А.Иванникова, В.Д.Семёнова и других, различным аспектам

профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников

посвящены исследования М.А.Галагузовой, Р.А.Литвак, Л.Я.Олиференко,

А.В.Мудрина и других.

Проблемам непрерывного образования посвящены работы Л.В.Казаковой,

В.Д.Семёнова. В частности разработкой проблем дополнительного образования

занимаются В.Г.Бочарова, М.Г.Бушканец, В.И.Ерзунов, Н.А.Новосельцева,

В.Е.Триодин и другие.

Однако в изученных нами источниках недостаточно разработаны социально-

педагогические проблемы дополнительного образования и воспитания детей.

Таким образом, возникают противоречия между:

современными социально-экономическими преобразованиями общества и

ростом числа дезадактированных детей;

созданием новых педагогических учреждений и недостаточной

разработанностью теоретических и практических основ для их успешной

деятельности.

Итак, социальные потребности общества в дополнительном образовании и

воспитании детей, педагогическая неразработанность проблем дополнительного

образования в педагогических учреждениях определили актуальность выбранной

темы исследования «Особенности социально-педагогической работы по месту

жительства».

Цель исследования - выявить особенности социально-педагогического

процесса в микрорайоне.

Объект исследования – социально-педагогический процесс в детских

образовательных учреждениях.

Предмет исследования – социально-педагогический процесс в центре

воспитательной работы в микрорайоне.

Гипотеза исследования – Социально-педагогический процесс будет

проходить успешно, если функционирует целостная система социально-

педагогических служб, в основе которых лежит функционально-структурная

модель, включающая компоненты:

функциональный компонент, который имеет три составляющие:

- диагностическую (изучение социального развития детей и их

потребностей);

- деятельную (системообразующие виды деятельности);

- прогностическую (задачи воспитательного центра).

структурный компонент, который имеет 4 уровня:

- дошкольное образование;

- начальное общее образование;

- основное общее образование;

- среднее (полное) общее образование; а также дополнительные

образовательные услуги на каждом уровне.

В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой

исследования определены следующие задачи:

Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.

Разработать модель Центра воспитательной работы в микрорайоне.

Определить основные направления социализации детей и подростков в ЦВР.

Начать экспериментальную работу по проверке выдвинутых положений.

Методы исследования.

Во время выполнения длительной работы использовались эмпирические

(наблюдение, описание, диагностика, эксперимент) и теоретические

(моделирование) методы исследования, а также методы, применяемые на

теоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

аналогия.

Базой исследования является Образовательно – воспитательный комплекс в

микрорайоне на основе межведомственного взаимодействия города

Новокуйбышевска Самарской области.

Глава 1.

Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в

микрорайоне.

1.1.Местожительство как место воспитания.

Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных

сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне

её, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейший принцип педагогики.

( )

Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания людей в

семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное,

основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как

объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного

воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени,

управление им в интересах гармоничного развития личности.

Понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание

– это прежде всего направленное действие посредством которого индивиду

стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают

не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад.

Воспитывает улица, воспитывают общественные организации, вся окружающая

обстановка, весь общественный строй. Социализация наряду с воспитанием

включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивид

приобщается к культуре.

В социальной педагогике (исследования Б.П.Битиниса, М.А.Галагузовой,

Л.Мудрика, В.Д.Семёнова) рассматриваются содержание, формы и методы

социального воспитания; основное внимание уделяется социальному воспитанию

в детских дошкольных учреждениях, школах, внешкольных учреждениях, семье и

других. ( )

Школа – один из ведущих институтов воспитания. Она должна обеспечить

целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. У

педагогических коллективов ещё немало трудностей, проблем, нерешённых

вопросов в организации свободного времени, общения по месту жительства,

внешкольного воспитания учащихся, и поэтому современная школа не может

работать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия с

другими государственными и общественными институтами.

Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной. А

внешкольная среда более противоречива и специфична, в определённой мере

стихийна. ( )

Сознание и поведение детей формируется под действием микросреды, того

опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни. Воспринимая

огромный позитивный нравственный опыт, накопленный обществом, дети (и

молодёжь) подчас сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными

привычками, слышат высказывания, которые противоречат социальному окружению

(образу жизни). И если с этим негативным опытом не бороться, то дети, как

губка, впитывают его в себя, усвоят и в дальнейшем подобный опты может

стать отправной точкой отклоняющегося поведения, правонарушений

несовершеннолетних.

Таким образом, воспитательная среда, в которой дети приобретают

социальный опыт, и оказывает существенное влияние на поведение личности. (

)

Как наиболее стабильная из воспитательных сфер жизнедеятельности

учащихся, как часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование

и развитие личности, рассматривается в передовом современном опыте –

местожительство. Ещё задолго до прихода в школу, ребёнок входит в этот мир,

включаясь в отношения с определённой общностью людей.

На различных возрастных этапах он реализует свои личностные

потребности в общении, познании окружающей действительности, развитии

творческих начал, в самоутверждении, активной деятельности. Здесь школьник

сверяет получаемые знания с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.