жизненный опыт, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлять
заботу о младших, строить свои взаимоотношения с товарищами, сверстниками.
( )
Одновременно местожительства – это сфера организации свободного
времени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой,
общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного
формирования личности.
Как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной
значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения
учащихся по месту жительства. ( )
Известно, что одни и те же подростки могут по-разному вести себя в
условиях школы и класса, дома и двора. Поведение детей по месту жительства
может быть неизвестно педагогам и родителям. Местожительство наиболее ярко
отражает основные характерологические черты внешкольной среды – и прежде
всего её широкий социальный характер. То обстоятельство, что именно по
месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе,
способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации их
общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно,
создаёт естественные, благоприятные условия для активизации взрослых в
воспитании детей.
В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом
массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в
совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её
ближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Являясь
своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических
коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится
тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном
воспитании различные социальные институты. ( )
Анализируя процесс развития взаимодействия школы с другими
институтами, усилия педагогических коллективов были сосредоточены в
основном на отработке внутришкольных форм взаимодействия и недооценивалась,
слабо использовалась внешкольная среда как сфера реализации этого процесса.
А между тем опыт показывает, что в рамках школы не могут в полной мере
раскрываться воспитательные возможности, например, семьи или
общественности. Именно в семейно-бытовой микросреде и её ближайшем
окружении школа, семья и общественность наиболее близки друг к другу,
естественным образом объединены между собой не только по целям и задачам,
но и по месту и времени их реализации. ( )
Система контактов ребенка с окружающим миром сложна и многогранна.
Воспитание во внешкольных условиях – это не только непосредственное
воздействие на личность ребёнка, но и опосредованное – путём нравственного
совершенствования окружающей среды.
На результативность воспитательной работы с детьми и подростками по
месту жительства непосредственно влияет уровень воспитанности окружающих и
особенно близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного,
культурного уровня взрослых, включённость ребёнка в систему положительных
общественных отношений по месту жительства, создание возможностей для
воспитания детей на конкретных примерах, боевых и трудовых традициях
народа, целенаправленная система внешкольных мероприятий, создание
благоприятной моральной атмосферы в семье, обеспечение единства
воспитательных требований в школе, семье и по месту жительства – всё это
оздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на идейно-
нравственное развитие личности.
Специфика внешкольной среды, индивидуальные различия в характеристике
каждого дома, семьи, разнообразие запросов, интересов, способностей людей
заставляют тщательно изучать их и учитывать в воспитательной работе. Только
так можно добиться наиболее полного развития духовных потребностей,
наилучшего использования воспитательных возможностей семьи, микрорайона. (
)
1.2. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.
В современных условиях развития общества внешкольные учреждения
выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих всем желающим
дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации
работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по
интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их
активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения.
Идея комплексности и многопрофильности деятельности детей во
внешкольных учреждениях предполагает интенсивную социализацию личности,
расширение возможностей овладения жизненным опытом. Ребёнок во внешкольном
учреждении имеет возможность свободно выбрать занятие из различных видов
общественно значимой деятельности, а также свободно переходить от одного
вида деятельности к другому, общаться в нескольких коллективах,
избирательно взаимодействуя с окружающим миром. Участие взрослых в этом
процессе ставит ребёнка в равноправное положение со старшими. Формирование
гуманистического отношения к ребёнку осуществляется посредством реализации
права личности на выдвижение целей деятельности в добровольном объединении,
на участие в принятии решений о её содержании, методах, на участие в
коллективном анализе и оценке её результатов. Демократизация
взаимоотношений в учреждениях дополнительного образования позволяет
сформировать из участников добровольных объединений не просто коллектив, а
коллектив единомышленников, что стимулирует как коллективный, так и
индивидуальный творческий поиск в деятельности. ( )
Индивидуализация темпа и объёма освоения детьми знаний и умений во
внешкольных учреждениях обусловлена рядом особенностей их работы. В них, в
отличие от школы, нет жёстких требований к результатам деятельности в конце
занятий. Каждый может продвигаться своим темпом: может освоить программу,
рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращенный срок,
получая по своему желанию консультации педагога, литературу и т.д.
Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученической
репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки
учебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможность
начать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числе
отстающих создает психологически комфортные условия, раскрепощает
подростков. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями,
а не с достижениями сверстников. Одобрение всех целесообразных способов
деятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлению
отношений взаимоответственности в системе: «педагог – ученик».
Во внешкольных учреждениях под руководством профессионалов дети имеют
возможность заполнить своё свободное время такими видами деятельности с
образовательным содержанием, которых нет в школе (театр, радиоэлектроника и
др.), тем самым расширить взгляд на мир.
Важную роль социально-педагогического значения играют внешкольные
учреждения как очаги организации свободного времени, досуга молодёжи
школьного возраста. Они придают позитивную целеустремлённость спонтанно
возникающим в молодёжной среде объединениям по интересам, отвлекая от
бездумного времяпрепровождения школьников «на улице». ( )
Занятость детей в коллективах внешкольных учреждений увеличивает
бюджет времени семьи для внутрисемейной экономической деятельности, а также
возможности познания родителями особенностей развития своего ребёнка,
которые часто бывают скрыты от родителей из-за ограниченности в семье его
социальный ролей.
Во внешкольных учреждениях каждый школьник получает широкие
возможности реализации личностного потенциала в социально значимой
деятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставках
художественного и научно-технического творчества, массовой работе в
микрорайоне для его жителей и т.п., помимо самореализации обеспечивают
активное включение в жизнь общества. Привлечение внешкольными учреждениями
к работе в них специалистов из различных предприятий, организаций науки и
культуры делает возможным освоение учащимися новых достижений общества в
естественной среде на современном им уровне развития науки и техники.
Внешкольные учреждения играют определённую роль в профессиональном
самоопределении детей и подростков. Так, по данным 1990 года до 60%
воспитанников внешкольных учреждений делают профессиональный выбор в
соответствии с профилем посещаемых кружков, объединений, секций. Это
связано также и с тем, что высокий профессионализм многих педагогов
внешкольных учреждений позволяет подросткам за 3-5 лет занятий овладеть
профессиональными знаниями и умениями на уровне ПТУ. ( )
Удовлетворение потребностей и интересов учащихся в различных сферах
внешкольной деятельности, развитие их творческих способностей
осуществляется через систему непрерывного образования, обеспечения
дополнительных возможностей творческого, интеллектуального, физического и
эстетического развития, профессионального самоопределения, самореализации
личности. В этой связи нельзя не отметить комплексный характер влияния
внешкольной работы на становление личности подрастающего человека, в
котором кроме образовательного направления можно выделить воспитательные
компоненты, возможности саморазвития в интересной деятельности и общении, а
также различные способы самореализации школьника за пределами обязательного
учебного времени. Здесь можно выделить устойчивую тенденцию зависимости
выбора учащимися тех или иных видов внешкольной деятельности от возраста
воспитанников, насущных потребностей общества и личности, а также от типа
школьного учреждения.
Учащиеся начальных классов более отзывчивы на образовательно-
воспитательные виды деятельности вне рамок учебной программы, направленные
преимущественно педагогом и родителями. Недостаточная самостоятельность
младших школьников проявляется в доминирующей роли педагогов-воспитателей.
Правополушарный тип мышления ребёнка делает более предпочтительными занятия
художественно-эстетического направления, среди которых музыка и движение,
рисование, различные виды театрализации, декоративно-прикладное искусство;
конкретный тип мышления предполагает выполнение несложных операций
трудового характера и конструирования, а естественная доверчивость к
окружающим и любознательность приводит детей в кружки юннатско-
биологического направления. Что же касается конкретных форм обучения, то
коллективно-групповые из них здесь являются предпочтительными.
В подростковом возрасте существенно меняется роль учащегося по
отношению к себе и к окружающим, и это во многом обуславливает выбор им
различных видов внешкольной деятельности. Такой выбор становится более
дифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличие
ситуативных, нередко неустойчивых интересов. С другой стороны,
прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно,
а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах.
Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средств
самоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов,
нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление к
абсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняют
роль педагога-организатора внешкольного учреждения при работе с
подростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагога
направлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекать
его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромным
стимулом для начала занятий в любой деятельности подростка является
интерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарного
дела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельности
школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых различных
областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая и
неординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой»,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|