на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне

жизненный опыт, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлять

заботу о младших, строить свои взаимоотношения с товарищами, сверстниками.

( )

Одновременно местожительства – это сфера организации свободного

времени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой,

общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного

формирования личности.

Как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной

значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения

учащихся по месту жительства. ( )

Известно, что одни и те же подростки могут по-разному вести себя в

условиях школы и класса, дома и двора. Поведение детей по месту жительства

может быть неизвестно педагогам и родителям. Местожительство наиболее ярко

отражает основные характерологические черты внешкольной среды – и прежде

всего её широкий социальный характер. То обстоятельство, что именно по

месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе,

способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации их

общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно,

создаёт естественные, благоприятные условия для активизации взрослых в

воспитании детей.

В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом

массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в

совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её

ближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Являясь

своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических

коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится

тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном

воспитании различные социальные институты. ( )

Анализируя процесс развития взаимодействия школы с другими

институтами, усилия педагогических коллективов были сосредоточены в

основном на отработке внутришкольных форм взаимодействия и недооценивалась,

слабо использовалась внешкольная среда как сфера реализации этого процесса.

А между тем опыт показывает, что в рамках школы не могут в полной мере

раскрываться воспитательные возможности, например, семьи или

общественности. Именно в семейно-бытовой микросреде и её ближайшем

окружении школа, семья и общественность наиболее близки друг к другу,

естественным образом объединены между собой не только по целям и задачам,

но и по месту и времени их реализации. ( )

Система контактов ребенка с окружающим миром сложна и многогранна.

Воспитание во внешкольных условиях – это не только непосредственное

воздействие на личность ребёнка, но и опосредованное – путём нравственного

совершенствования окружающей среды.

На результативность воспитательной работы с детьми и подростками по

месту жительства непосредственно влияет уровень воспитанности окружающих и

особенно близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного,

культурного уровня взрослых, включённость ребёнка в систему положительных

общественных отношений по месту жительства, создание возможностей для

воспитания детей на конкретных примерах, боевых и трудовых традициях

народа, целенаправленная система внешкольных мероприятий, создание

благоприятной моральной атмосферы в семье, обеспечение единства

воспитательных требований в школе, семье и по месту жительства – всё это

оздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на идейно-

нравственное развитие личности.

Специфика внешкольной среды, индивидуальные различия в характеристике

каждого дома, семьи, разнообразие запросов, интересов, способностей людей

заставляют тщательно изучать их и учитывать в воспитательной работе. Только

так можно добиться наиболее полного развития духовных потребностей,

наилучшего использования воспитательных возможностей семьи, микрорайона. (

)

1.2. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.

В современных условиях развития общества внешкольные учреждения

выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих всем желающим

дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации

работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по

интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их

активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения.

Идея комплексности и многопрофильности деятельности детей во

внешкольных учреждениях предполагает интенсивную социализацию личности,

расширение возможностей овладения жизненным опытом. Ребёнок во внешкольном

учреждении имеет возможность свободно выбрать занятие из различных видов

общественно значимой деятельности, а также свободно переходить от одного

вида деятельности к другому, общаться в нескольких коллективах,

избирательно взаимодействуя с окружающим миром. Участие взрослых в этом

процессе ставит ребёнка в равноправное положение со старшими. Формирование

гуманистического отношения к ребёнку осуществляется посредством реализации

права личности на выдвижение целей деятельности в добровольном объединении,

на участие в принятии решений о её содержании, методах, на участие в

коллективном анализе и оценке её результатов. Демократизация

взаимоотношений в учреждениях дополнительного образования позволяет

сформировать из участников добровольных объединений не просто коллектив, а

коллектив единомышленников, что стимулирует как коллективный, так и

индивидуальный творческий поиск в деятельности. ( )

Индивидуализация темпа и объёма освоения детьми знаний и умений во

внешкольных учреждениях обусловлена рядом особенностей их работы. В них, в

отличие от школы, нет жёстких требований к результатам деятельности в конце

занятий. Каждый может продвигаться своим темпом: может освоить программу,

рассчитанную на год, за более длительный или, наоборот, сокращенный срок,

получая по своему желанию консультации педагога, литературу и т.д.

Во внешкольных учреждениях у учащихся нет прежней ученической

репутации, оценка личности делается по деятельности без стереотипов оценки

учебных школьных успехов. Поэтому каждый воспитанник имеет возможность

начать новый этап в своей жизни. Отсутствие боязни оказаться в числе

отстающих создает психологически комфортные условия, раскрепощает

подростков. Успехи детей сравниваются только с их предыдущими достижениями,

а не с достижениями сверстников. Одобрение всех целесообразных способов

деятельности ребёнка способствует его личностному росту, установлению

отношений взаимоответственности в системе: «педагог – ученик».

Во внешкольных учреждениях под руководством профессионалов дети имеют

возможность заполнить своё свободное время такими видами деятельности с

образовательным содержанием, которых нет в школе (театр, радиоэлектроника и

др.), тем самым расширить взгляд на мир.

Важную роль социально-педагогического значения играют внешкольные

учреждения как очаги организации свободного времени, досуга молодёжи

школьного возраста. Они придают позитивную целеустремлённость спонтанно

возникающим в молодёжной среде объединениям по интересам, отвлекая от

бездумного времяпрепровождения школьников «на улице». ( )

Занятость детей в коллективах внешкольных учреждений увеличивает

бюджет времени семьи для внутрисемейной экономической деятельности, а также

возможности познания родителями особенностей развития своего ребёнка,

которые часто бывают скрыты от родителей из-за ограниченности в семье его

социальный ролей.

Во внешкольных учреждениях каждый школьник получает широкие

возможности реализации личностного потенциала в социально значимой

деятельности: выступления в концертах, спектаклях, участие в выставках

художественного и научно-технического творчества, массовой работе в

микрорайоне для его жителей и т.п., помимо самореализации обеспечивают

активное включение в жизнь общества. Привлечение внешкольными учреждениями

к работе в них специалистов из различных предприятий, организаций науки и

культуры делает возможным освоение учащимися новых достижений общества в

естественной среде на современном им уровне развития науки и техники.

Внешкольные учреждения играют определённую роль в профессиональном

самоопределении детей и подростков. Так, по данным 1990 года до 60%

воспитанников внешкольных учреждений делают профессиональный выбор в

соответствии с профилем посещаемых кружков, объединений, секций. Это

связано также и с тем, что высокий профессионализм многих педагогов

внешкольных учреждений позволяет подросткам за 3-5 лет занятий овладеть

профессиональными знаниями и умениями на уровне ПТУ. ( )

Удовлетворение потребностей и интересов учащихся в различных сферах

внешкольной деятельности, развитие их творческих способностей

осуществляется через систему непрерывного образования, обеспечения

дополнительных возможностей творческого, интеллектуального, физического и

эстетического развития, профессионального самоопределения, самореализации

личности. В этой связи нельзя не отметить комплексный характер влияния

внешкольной работы на становление личности подрастающего человека, в

котором кроме образовательного направления можно выделить воспитательные

компоненты, возможности саморазвития в интересной деятельности и общении, а

также различные способы самореализации школьника за пределами обязательного

учебного времени. Здесь можно выделить устойчивую тенденцию зависимости

выбора учащимися тех или иных видов внешкольной деятельности от возраста

воспитанников, насущных потребностей общества и личности, а также от типа

школьного учреждения.

Учащиеся начальных классов более отзывчивы на образовательно-

воспитательные виды деятельности вне рамок учебной программы, направленные

преимущественно педагогом и родителями. Недостаточная самостоятельность

младших школьников проявляется в доминирующей роли педагогов-воспитателей.

Правополушарный тип мышления ребёнка делает более предпочтительными занятия

художественно-эстетического направления, среди которых музыка и движение,

рисование, различные виды театрализации, декоративно-прикладное искусство;

конкретный тип мышления предполагает выполнение несложных операций

трудового характера и конструирования, а естественная доверчивость к

окружающим и любознательность приводит детей в кружки юннатско-

биологического направления. Что же касается конкретных форм обучения, то

коллективно-групповые из них здесь являются предпочтительными.

В подростковом возрасте существенно меняется роль учащегося по

отношению к себе и к окружающим, и это во многом обуславливает выбор им

различных видов внешкольной деятельности. Такой выбор становится более

дифференцированным и индивидуальным. Психологи отмечают наличие

ситуативных, нередко неустойчивых интересов. С другой стороны,

прослеживается стремление к объединению уже по своему выбору, сознательно,

а не по чьей-либо рекомендации, как это превалировало в начальных классах.

Формирование чувства взрослости и недостаток способов и средств

самоутверждения в глазах сверстников и взрослых порождает появление срывов,

нередко недозволенных приемов противопоставления другим, стремление к

абсолютной самостоятельности и ряд других условий коренным образом меняют

роль педагога-организатора внешкольного учреждения при работе с

подростковой аудиторией. Она более трансформируется в умение педагога

направлять, корректировать собственные устремления подростка, привлекать

его как помощника для выполнения серьезной и ответственной работы. Огромным

стимулом для начала занятий в любой деятельности подростка является

интерес, начинающийся с яркого, увлекательного, неожиданного, неординарного

дела, участие в котором значительно расширяет область самостоятельности

школьника, дает ему возможность творческого проявления в самых различных

областях. Несомненным стимулирующим фактором может быть также яркая и

неординарная личность самого руководителя, его умение «вести за собой»,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.