на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Вальдорфская школа

Вальдорфская школа

Казанский государственный педагогический университет

«Вальдорфские школы»

Руководитель: Парфилова Г.Г.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.

Оглавление

I. ВВЕДЕНИЕ. Вальдорфская система образования 3

II. Главная часть 5

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики 5

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ее основе и почему

она актуальна для России XXI века? 5

Вальдорфская школа - специализированная школа с гуманитарным уклоном? 7

Дальнейшее образование выпускников вальдорфских школ. 9

Правовой статус вальдорских школ 10

Религиозное воспитание в вальдорфской школе 11

Вальдорфские школы в России. Педагогическое движение - вальдорфская

педагогика 12

Отношение органов управления образованием к вальдорфским школам на местах

12

III. Заключение 15

Литература 16

ВВЕДЕНИЕ. Вальдорфская система образования

Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении

к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и

укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой

жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе

закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде

базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа

пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость,

инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство

ответственности.

Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира,

общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета,

развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него.

Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать

индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения,

накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут

быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что

программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей

человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и

междисциплинарность — отличительная особенность этих программ.

Преподавание в вальдофских школах основано на принципах

преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный

период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и

тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и

поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого

отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под

наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности

своего подопечного. Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить

в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие

возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить

преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный

опыт.

В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен

проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских

школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные

достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя

действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами

мира.

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная

с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный

взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные

области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между

явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов

с учетом возрастных особенностей детей. От двух первых часов занятий до

трех-четырех недель может быть посвящено рассмотрению таких тем как

география Северной Америки, механика, древним римлянам, деревьям, финансам,

питанию или архитектуре. И это оказывается эффективным методом обучения,

который позволяет развить память учащих и поддержать их интерес к учебе.

Тщательно соблюдается баланс между получением практических навыков в работе

в саду, мастерской или на предприятии и занятиями самыми различными видами

искусств: музыкой, ритмикой, театром, живописью и скульптурой.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины

и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще

нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие,

сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению

добра и зла. Вальдофские школы, опираясь на сотрудничество с родителями,

сознательно культивируют эти ценности. Весь процесс обучения направлен на

то, чтобы ребенок "знал и любил этот мир" и его всех обитателей. В этом

смысле завещанный Штайнером подход к образованию является подходом по

истине экологическим.

Штайнеровские школы представляют собой самостоятельные

самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают

друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие

международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут

учителя, которые образуют педагогический коллектив. Директора в такой школе

нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители,

учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной

целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся.

Такая организация — не только модель общины, совместно заботящейся о благе

учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех

лиц, заинтересованных в процветании школы.

«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим

образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос

по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это

единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и

направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его

может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое

поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть

предшествующее»

Рудольф Штейнер

Главная часть

Рудольф Штайнер — основатель вальдорфской педагогики

Рудольф Штайнер (1861—1925), без сомнения, является одним из

интереснейших и удивительнейших духовных явлений нашего столетия: он —

редактор и издатель естественнонаучных трудов Гете, все значение которых

было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор

значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель

антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны

мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре,

театральном искусстве, создано новое искусство движения — эвритмия;

основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером

экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни

положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и

банков; наконец, нельзя не упомянуть о вдохновленной им лечебной педагогике

и медицине. Однако, наибольшую известность его имя получило в связи с

широким распространением педагогических учреждений — прежде всего детских

садов и школ — работающих на основе созданной им педагогики. Учение и

обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Возникновение вальдорфская педагогика, идеи лежащие в ее основе и почему

она актуальна для России XXI века?

Вальдорфская школа и связанный с ней педагогический импульс возникли

в первой четверти нашего столетия в Германии (1919 г.) в связи с поиском в

условиях послевоенного кризиса новых форм социальной жизни общества.

Рудольф Штайнер обратил тогда внимание на то, что принятое в Германии

деление школьной системы на народную, реальную школу — школу с

политехнической и естественнонаучной ориентацией — и гимназию — гуманитарно-

ориентированную школу — усиливают барьеры непонимания между различными

социальными слоями общества. Именно наличие этих барьеров в сознании людей

различных групп населения являлись, по его мнению, одной из существенных

причин разразившихся в Европе социальных катастроф. Дети рабочих имели

возможность посещать только народную (начальную и среднюю) школу. С 14—15

лет они должны были начинать работать на производстве и таким образом

лишались возможности получить полноценное «человеческое образование». С

другой стороны, гимназии с их ранней специализацией, ориентированной на

университетское гуманитарное образование, хотя и давали учащимся массу

знаний, но это знание было совершенно оторвано от потребностей реальной

жизни.

Штайнер не был единственным, который высказывал подобные взгляды.

Целый ряд авторов конца XIX — начала XX столетия объявили современную им

школу виновной в общем культурном и социальном упадке общества. «Профессор

— национальная болезнь Германии» (Юлиус Лангбен). Ницше подверг резкой

критике перенасыщенность преподавания историей, результатом чего явилось

«переполненность голов школьников бесчисленными мертвыми понятиями из

прошлого». Из такой школы выходят «слабые личности», «бродячие

энциклопедии», «образованные филистеры». Они хотя и напичканы

«образованием», но абсолютно чужды реальному ощущению и опыту жизни. Наряду

с односторонним интеллектуализмом резкой критике подвергалась также и

ранняя специализация, которая, хотя и развивает в человеке умения и навыки

в какой-либо частной области, но осуществляет это за счет общего развития

человека. «В чем задача современной школьной системы, — писал один из

педагогов-реформаторов, — особенно старшего звена? Сделать из человека

машину...»

Итак, в широких слоях общества осознавалась потребность в социально-

культурном обновлении. Была осознана роль школы, в общем социально-

культурном кризисе. В обновлении системы образования многие видели путь к

обновлению всего общества в целом. Старую школьную систему должна занять

система образования, сориентированная соответственно на: целостное,

всеобщее, «подлинно человеческое», живое и жизненное. Подчеркивалась роль

искусства в воспитании. Безликого, серого «человека толпы», послушного

колесика в государственной машине, должна была сменить яркая , свободная

личность. Напичканного знаниями, но пассивного и непрактичного

«профессора», должен был сменить активный, способный на создание нового,

творческий тип личности, с сильной волей и развитой жизнью чувств. Таковы

были идеалы, породившие многочисленные попытки изменить положение дел в

системе образования Германии начала столетия и известные в истории

педагогики как движение реформ - педагогики.

Хотя вальдорфскую педагогику и причисляют обычно к реформ-педагогике,

однако это, на мой взгляд, это не вполне правомерно. Штайнер не просто

выразил идеалы, основанные на критике существующего. Он создал целостную

антропологию развития, а также социальную теорию, способную практически

лечь в основу системы образования нового типа, соответствующего нашей

эпохе.

Первая вальдорфская школа была открыта для детей рабочих фирмы

Вальдорф-Астория, которая взяла на себя большую часть расходов на ее

содержание. Однако сразу в нее влились и дети других слоев общества. Таким

образом, с самого начала в вальдорфской школе был устранен какой-либо отбор

по социальному или материальному признаку. Несмотря на то, что вальдорфская

школа стремится и в настоящее время следовать этому принципу,

социологические исследования показывают, что процент детей из среды рабочих

и «низших слоев» населения довольно низок (данные по ФРГ). «Вальдорфские

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.