на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов

Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов

Введение

На современном этапе развития России образование утверждается в

качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно

национального, так глобального характера. Это усиливает необходимость

осмысления целей, ценностей, тенденций развития образования.

Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие

самореализации человека, человек и его права как мера и критерий качества

образования, образование как связь времен - вот те гуманистические

ценности, которые должны встать в центр педагогической деятельности.

В соответствии с этими требованиями права граждан Свердловской

области в сфере образования нормативно зафиксированы в целом ряде

документов регионального и федерального уровня. Анализируя данные

нормативные акты, мы видим, что в центре внимания стоит педагог-

профессионал, способный обеспечить качество предоставленной образовательной

(или педагогической) услуги, что в свою очередь явится предпосылкой

реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности,

иными словами - повлияет на качественные изменения состояния общества.

Подтверждение тому мы находим в докладе директора департамента образования

Свердловской области В.В. Нестерова «Права обучающихся: педагогические

условия реализации». Он отмечает увеличивающийся разрыв между целями

образования, его содержанием, организацией, уровнем профессиональной

образованности и компетентностью педагогов. Причем подчеркивает, что

общество «вправе спросить в первую очередь с высшей педагогической школы:

почему образовательный процесс в вузе не ориентирует на работу

общеобразовательной школе вообще (в лучшем случае 40%), во-первых, во-

вторых, почему в школу продолжают приходить люди, в лучшем случае

озабоченные предметом преподавания, а не педагогическими проблемами, почему

ребенок, подросток как человек и как личность остается вне

профессионального поля?» [ ]

Действительно, в теории и практике высшего педагогического образования

длительное время преобладала традиция готовить не столько субъекта

профессиональной деятельности, сколько учителя практика. По-прежнему немало

тех, кто считает, что главное в подготовке будущего учителя - сообщить ему

сумму знаний. Поэтому практически не уделяется внимание становлению

личности профессионала, развитию у него позитивной концепции «Я педагог».

Исходя из современных реальностей, ведущей задачей профессионально -

педагогической подготовки студентов в педагогическом вузе следует считать

формирование и развитие личности педагога - антропотехника, то есть

педагога, способного работать с детской субъективностью, проектировать

образовательные процессы, обеспечивающие развитие индивидуальности ученика.

Эффективное решение этой задачи возможно только при условии, если в

содержании профессиональной подготовки будет включена, в первую очередь,

культура педагогического мышления, основанного на глубоком теоретическом

осмыслении как педагогической, так и социальной действительности, осознание

закономерностей и принципов педагогического процесса, на предвидении

результатов деятельности. Только в этом случае будущий профессионал

окажется, способен к проектированию и моделированию образовательных

процессов, встраивая субъект-субъектное сотрудничество с учащимися.

Между тем изучение опыта использования психолого-педагогических

дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов обнаружило

отсутствие активных методов развития их профессионального мышления.

Фактически, по-прежнему, подразумевается, что усвоение психологических

знаний само по себе приведет к становлению профессиональной компетентности

выпускников ВУЗа. В результате новые поколения педагогов окажутся слабо

подготовленные к решению основных проблем современного личностно-

ориентированного образования.

Актуальность данной проблемы определила выбор нашего исследования:

«Видео-практикум как активный метод развития профессионального

мышления студентов».

. Цель: Разработать задания для видео-практикума по психологии

обучения, обеспечивающие развитие у студентов способности к

профессиональному мышлению.

. Объект: Процесс становления профессионального мышления студента в

период вузовской подготовки.

. Предмет: Условия и средства развития профессионального мышления у

студентов на занятиях по психологии обучения.

. Гипотеза: Видео-практикум может выступать средством активного

развития профессионального мышления студентов на занятиях по

психологии обучения при условии, если:

.

1) он будет содержать такие записи уроков, которые позволят обнажить

механизм педагогического взаимодействия учителя и учащихся в

образовательном процессе;

2) если структура занятий с использованием видеоматериала будет

включать в качестве обязательных компонентов:

- подготовительный этап направленный на активизацию знаний

по рассматриваемой проблеме;

- основной этап - целенаправленный просмотр видеоматериалов;

- заключительный этап:

. рефлексивный анализ;

. дискуссия по заданным вопросам.

3) Если для активизации мыслительной деятельности студентов фрагмент

видеозаписей для занятий будут подобраны по принципу

противопоставления.

Для проверки гипотезы были решены следующие задачи:

1. Изучено состояние проблемы в отечественной психолого-педагогической

литературе;

2. Определена содержательная сущность понятий: «педагогическая

деятельность, «профессиональное мышление», «субъект

профессиональной деятельности», «активный метод обучения»;

3. Разработаны принципы построения видео-практикума для занятий по

психологии обучения;

4. Отснят и смонтирован видеоматериал в контексте решаемых задач

профессиональной подготовки студентов.

Методы исследования:

1. Контент - анализ психолого-педагогической литературы;

2. Метод проектирования и моделирования учебных ситуаций для занятий

по психологии обучения;

3. Опросные методы (беседа и интервью).

Новизна исследования состоит в том, что впервые разработан видео-

практикум по психологии обучения направленный на развитие профессионального

рефлексивного мышления.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью

применения видеоматериалов на занятиях по психолого-педагогическим

дисциплинам.

Апробация и внедрение осуществлялось на кафедре психологии НТГПИ в

виде лабораторно-практических занятий. Подготовлен материал для публикации

методического пособия "Практикум по психологии обучения студентов".

База исследования: Видеозапись уроков математики, русского языка,

чтения, развития речи (всего 24 урока, тринадцати учителей из ОУ № 34, 43,

86).

Этапы исследования:

1. Изучение литературы - январь 1997г. - март 1998г.

2. Снятие материалов - сентябрь 1997г. - апрель 1998г.

3. Монтирование и обработка материалов

- январь 1997г. - май

1998г.

4. Апробирование материала

- март 1998г. - май

1998г.

5. Оформление - май

1998г.

Глава 1. Психологические основы педагогической

деятельности.

§1. Педагог – субъект профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность учителя, как и любой другой вид трудовой

деятельности, имеет общественно историческую природу. Её цель и средства,

формы и методы вырабатываются в ходе общественно-педагогической практики.

Индивид, принимающий на себя роль учителя, лишь в той мере оказывается

способным ее исполнять, в какой он овладевает ее содержанием и ее формами.

В своей практической деятельности учитель выступает как преподаватель той

или иной учебной дисциплины, выполняет функции классного руководителя,

участвует в методической работе, пропагандирует научно-педагогические

знания. Но какой бы вид работы учитель не проводил, он всегда остается

учителем-воспитателем, систематически осуществляющим педагогические

функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащегося.

Функции эти вытекают из социально – педагогических целей, которые

общество предъявляет школе.

Современное общество ставит новые задачи образованию.

Образование – это путь и форма становления целостного человека,

обретение им образа человечества в пространстве культуры и во времени

истории.

Сущность и цель утверждающегося нового образования – это

действительное развитие общих родовых способностей человека, обретение им

универсальных способов деятельности и мышления (А.С. Арсеньев, Г.С.

Батищев, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.).

Суть профессиональной деятельности педагога в контексте этой парадигмы

образования составляет социально – педагогическое и психологическое

проектирование образовательных процессов, обеспечивающих становление

личности ребенка. Полноценная реализация этой функции возможна только

объектом профессиональной деятельности.

В словаре С.И. Ожегова субъект определяется как познающий и

действующий человек, существо противостоящее миру, как носитель каких-либо

свойств [ ]. В психологическом словаре большой акцент делается на

внутренние детерминации активности личности. Так, понятие субъект означает

«существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать

целенаправленно, т.е. на основе образа предметного мира. Субъект – это

человек, познающий и преобразующий мир».[ ] Именно в этом

значении, как показал анализ литературы (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Б.

Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.) и

употребляется в психолого–педагогический исследованиях термин «субъект

деятельности».

Впервые в таком контексте исследовал категорию «субъект» Б.Г. Ананьев.

Он отмечал, что человек – субъект прежде всего основных социальных

деятельностей – труда, общения, познания. [ ]

По мнению авторов сущностными характеристиками субъекта деятельности,

отличающим его от простого исполнителя является способность к

самостоятельному целепологанию и предвосхищению последствий своих

действий, свобода выбора и ответственность за принятое решение.

Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.)

значит освоить (подчеркнуто А.В.) эту деятельность, овладеть ею, быть

способным к ее осуществлению и творческому преобразованию[ ]. Или,

иначе говоря, стать субъектом можно будучи компетентным в содержании и

процессе осуществления деятельности. Однако парадокс состоит в том, что

субъектность не только следствие наращиваемого профессионального

потенциала, но и условие его наращивания. Сформировавшиеся смысловые

установки, позитивное Я, в нашем контексте «Я - педагог», побуждают

человека, «требуют» от него постоянного самосовершенствования и

саморазвития профессиональной деятельности. Только в позиции субъекта

человек способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет

практического преобразования, относится к самому себе, оценивать способы

деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Только позиция субъекта обеспечивает ему непрерывность и устойчивость

профессионального роста.

По определению В.И. Слободчикова и Н.А. Исаевой, субъект

профессиональной педагогической деятельности – это педагог профессионал. Он

отличается от учителя – предметника тем, что ориентирован на работу с

детьми, с человеческой субъективностью, а не с учебным материалом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.