Практически умеет работать с процессами образования и развития, владеет
способами собственных оригинальных методик педагогической и
антропологической работы. В отличие от исполнителя он свободен и
инициативен при разработке стратегии и тактики своей профессиональной
деятельности.
Субъективность педагога проявляется в его способности к построению,
проектированию своей деятельности, ее изучению и развитию. Им специально
простраивается образовательный процесс, разрабатывается его содержание и
форма с учетом личностного взаимодействия учителя и учеников. Этот процесс
включает в себя не только обучение как прямое, непосредственное
взаимодействие учителя, направленное на усвоение учеником знаний, умений,
навыков, но и учение, как особое проектирование деятельности ученика как
субъекта, которая должна быть направлена не только на познание внешнего
мира, но и самого себя в условиях самоорганизации, самореализации.
Отношение с учащимися занимают центральное место в труде учителя, так
как характер именно этих отношений определяет результат педагогической
деятельности. В силу этого субъективность педагога нельзя понимать, как
качество, присущее только индивидуальному субъекту. Она существует как
единство интра- и интериндивидуального компонентов личности.
Как отмечает Л.И. Анциферова [ ], отношения личности
реципроктны. Человек не только сам относится, но и фиксирует в себе
отношение других людей. Реципроктность отношений выражена в понятии
«отраженная субъектность», предложенном А.В. Петровским, под которым
понимается идеальная представленность одного человека в другом. Педагог,
отражаясь в учениках, выступает как деятельное начало, способствующее
изменению их взглядов и отношений.
Однако эти взгляды служат импульсом развития и самого педагога, так
как ему не безразличны особенности отношения другого участника
взаимодействия – ученика. Чувствует ли себя ученик субъектом собственной
деятельности и субъектом взаимодействия с учителем – это «отражается» в
педагоге и определяет качество субъективности.
Важной характеристикой педагога как субъекта деятельности является и
то, что он в отличии от специалиста – предметника, который в своей
профессиональной деятельности не выходит за рамки своего статуса (статус –
это характеристика предметно –регламентируемых отношений, в которых
человеку однозначно предписаны, заданы в готовом виде его место, способы
взаимодействия, система взглядов и оценок) встает по отношению к своей
деятельности в определенную профессиональную позицию. Позиция – это
комплекс представлений педагога о себе как профессионале, устойчивые
системы отношения к себе, к ученику, к коллегам, определяющие его
поведение. Профессиональная позиция включает в себя осознание учителем
норм, правил, модели своей деятельности (требование к педагогической
деятельности, общению, личности) как эталонов для оценивания своих качеств.
Именно здесь на основании общей образованности складывается
профессиональное кредо учителя, из которого он исходит в своей
профессиональной деятельности. Другими словами можно сказать, что
профессиональная позиция по существу есть индивидуальное самоопределение
личности в контексте профессиональной деятельности и выстраивании на этой
основе профессиональной концепции «Я – педагог». Согласно Э. Бернсу «Я –
концепция» представляет собой диалектическую совокупность свойственных
каждой личности установок, направленных на саму личность. Позитивная «Я –
концепция» создает позитивное отношение к себе, самоуважение, самопринятие,
ощущение собственной ценности. Только в случае позитивной «Я – концепции»
педагог будет стремится к саморегуляции, самоактуализации в педагогической
деятельности. Чувствуя себя стойко и уверенно, он будет доброжелателен и
справедлив ко всем своим ученикам, будет способен осуществлять
педагогическую деятельность не в форме действий, направленных на подавление
личности и самостоятельности ученика, а на создание оптимальных условий для
творческой самодеятельности учащихся.
§2. Требования к личности педагога как субъекту педагогической
деятельности.
Анализ психолого – педагогической литературы показал существование
общего представления о педагогической деятельности, как социально важного
явления, особого вида общественно полезной деятельности взрослых людей
направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни.
В народном сознании всегда жила мысль о высокой общественной миссии
педагога. Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала, - это
сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд,
требующий от человека проявлений всех свойств и характеристик его личности.
К.Д. Ушинский утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего
распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности
непосредственного воспитателя, стоящего лицом к миру воспитанника влияние
личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,
которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни
системой наказаний и поощрений»[ ].
Однако при рассмотрении психологической структуры деятельности
учителя, мы увидели существование различных подходов к пониманию сущности
данного понятия, а, следовательно, и требования к личности педагога –
субъекту педагогической деятельности. А.И. Щербаков [ ] выделяет в
качестве систематизирующих педагогической деятельности такие функции как:
информационная, мобилизационная, развивающая, ориентационная. Выбор
функций, которые педагог призван выполнять, в процессе реализации стоящих
перед ним педагогических задач А.И. Щербаков аргументирует следующим
образом.
Основной целью школьного обучения является вооружение учащихся
знаниями[ ]. Поэтому на первый план в деятельности учителя выступает
информационная функция. Источники знаний весьма многообразны, однако
информационно – логическая деятельность учащихся и психологическая
переработка получаемой детьми информации осуществляется под
непосредственным влиянием учителя[ ]. В связи с этим можно
выделить мобилизационную функцию. Однако труд учителя не сводится только к
этим двум аспектам. Педагог ставит своей задачей всестороннее развитие
индивидуальных способностей школьников. Эта функция названа развивающей. К
содержанию ориентационной функции учителя относится побуждение интереса
учащихся к изучению основ науки и производственному труду, формированию
социальной и общественно значимой профессиональной ориентации с учетом
требования общества, склонностей и возможностей каждого школьника,
воспитание общественно - активной личности[ ]. Рассмотренные функции в
педагогической деятельности учителя, по мнению А.И. Щербакова, являются
основными, специфически педагогическими, так как они непосредственно
обеспечивают достижение успеха в решении единой педагогической задачи
образования и воспитания школьника.
На основании этих функций он определяет требования к личности
педагога. Это фундаментальное, широкое, активное знание предмета
преподавания, умение мобилизировать все физические и умственные силы
учащихся на решение различного рода учебных задач, формировать и укреплять
умения и навыки как учебного, так и производственного труда, глубокое
знание психологических особенностей ребенка.
Не трудно заметить, что структура деятельности учителя, предложенная
А.И. Щербаковым рассчитана на субъект – объектные отношения педагога и
ученика. Она предполагает считать учителя «центральной фигурой
педагогического процесса» в том смысле, что в нем, исключительно в нем
сконцентрировано все содержание учебно-воспитательной работы, от него
исходит и им все кончается, он единственный источник знаний, мыслей,
убеждений для учащихся[ ]. Главная задача учителя сводится к
передаче знаний, формированию умений и навыков учащихся – объектов своего
труда. Н.В. Кузьмина в основу анализа структуры педагогической деятельности
положила, как и А.И. Щербаков функциональный подход[ ]. Но такие
функции, как конструктивная, организационная, коммуникативная, гностическая
– которые А.И. Щербаков определил, как специфически педагогическими, а
общетрудовыми по мнению Н.В. Кузьминой являются основными в
профессиональной деятельности учителя. Н.В. Кузьмина выделяет
педагогическую деятельность, как процесс решения бесчисленного ряда
педагогических задач, подчиняющихся общей конечной цели – формированию
творческой личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания,
поведения[ ].
Данный автор связывает конструктивную функцию с умением отбирать и
строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие личности
учащихся. Организаторская функция представляет собой деятельность учителя
направленную на организацию: собственного поведения (педагогические
действия в реальных условиях деятельности на занятиях и вне их); обратной
связи с учениками; деятельности учащихся, их действий и поступков.
Коммуникативная функция – это совместная деятельность педагога и
учащихся, построение межличностных взаимодействий (восприятие и понимание
людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности,
процесс педагогического общения.
Гностическая функция – умение педагога анализировать и адекватно
оценивать свою деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в
самопознании, самооценки и саморегулировании поведения, стремление к
личному росту, самовыражению, саморегуляции.
Проектировочная функция связана с необходимостью преподавателя,
планировать деятельность свою и учащихся на долгий срок.
Но, для того чтобы успешно реализовывать выше указанные функции,
учитель должен обладать рядом педагогических способностей. Педагогическими
способностями называют ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам
личности учителя, являющиеся условиями успешного выполнения педагогической
деятельности[ ]. В структуре педагогических способностей Н.В. Кузьмина
выделяет два ряда признаков:
Специфическую чувствительность педагога как субъекта
деятельности к объекту, процесса и результатам собственной
педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли
объект – субъекта педагогического воздействия.
Специфическую чувствительность педагога к учащемуся как субъекту
общения, понимания и труда, поскольку главным средством
воспитания являются виды деятельности формирующейся личности
(т.е. учащегося) и способы их организации в условиях получения
искомого конечного результата[ ].
Эти признаки, образуют по ее мнению 2 уровня способностей.
Первый уровень составляют перцептивно - рефлексивные способности,
обращенные к объект – субъекту педагогического воздействия, т.е. учащемуся
в связи с самим собой (педагогом).
Перцептивно – рефлексивные способности включают III вида
чувствительности:
1. Чувство объекта;
2. Чувство меры и такта;
3. Чувство причастности
Уровень сформированности перцептивно – рефлексивных педагогических
способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции[ ].
Второй уровень составляют проективные педагогические способности. Это
особая чувствительность к способам создания продуктивных технологий учебно-
воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых
качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов.
Гностические способности – специфическая чувствительность педагога к
способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого
нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего
ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду[ ].
Коммуникативные способности – это чувствительность педагога к способам
Страницы: 1, 2, 3, 4
|