на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов

Практически умеет работать с процессами образования и развития, владеет

способами собственных оригинальных методик педагогической и

антропологической работы. В отличие от исполнителя он свободен и

инициативен при разработке стратегии и тактики своей профессиональной

деятельности.

Субъективность педагога проявляется в его способности к построению,

проектированию своей деятельности, ее изучению и развитию. Им специально

простраивается образовательный процесс, разрабатывается его содержание и

форма с учетом личностного взаимодействия учителя и учеников. Этот процесс

включает в себя не только обучение как прямое, непосредственное

взаимодействие учителя, направленное на усвоение учеником знаний, умений,

навыков, но и учение, как особое проектирование деятельности ученика как

субъекта, которая должна быть направлена не только на познание внешнего

мира, но и самого себя в условиях самоорганизации, самореализации.

Отношение с учащимися занимают центральное место в труде учителя, так

как характер именно этих отношений определяет результат педагогической

деятельности. В силу этого субъективность педагога нельзя понимать, как

качество, присущее только индивидуальному субъекту. Она существует как

единство интра- и интериндивидуального компонентов личности.

Как отмечает Л.И. Анциферова [ ], отношения личности

реципроктны. Человек не только сам относится, но и фиксирует в себе

отношение других людей. Реципроктность отношений выражена в понятии

«отраженная субъектность», предложенном А.В. Петровским, под которым

понимается идеальная представленность одного человека в другом. Педагог,

отражаясь в учениках, выступает как деятельное начало, способствующее

изменению их взглядов и отношений.

Однако эти взгляды служат импульсом развития и самого педагога, так

как ему не безразличны особенности отношения другого участника

взаимодействия – ученика. Чувствует ли себя ученик субъектом собственной

деятельности и субъектом взаимодействия с учителем – это «отражается» в

педагоге и определяет качество субъективности.

Важной характеристикой педагога как субъекта деятельности является и

то, что он в отличии от специалиста – предметника, который в своей

профессиональной деятельности не выходит за рамки своего статуса (статус –

это характеристика предметно –регламентируемых отношений, в которых

человеку однозначно предписаны, заданы в готовом виде его место, способы

взаимодействия, система взглядов и оценок) встает по отношению к своей

деятельности в определенную профессиональную позицию. Позиция – это

комплекс представлений педагога о себе как профессионале, устойчивые

системы отношения к себе, к ученику, к коллегам, определяющие его

поведение. Профессиональная позиция включает в себя осознание учителем

норм, правил, модели своей деятельности (требование к педагогической

деятельности, общению, личности) как эталонов для оценивания своих качеств.

Именно здесь на основании общей образованности складывается

профессиональное кредо учителя, из которого он исходит в своей

профессиональной деятельности. Другими словами можно сказать, что

профессиональная позиция по существу есть индивидуальное самоопределение

личности в контексте профессиональной деятельности и выстраивании на этой

основе профессиональной концепции «Я – педагог». Согласно Э. Бернсу «Я –

концепция» представляет собой диалектическую совокупность свойственных

каждой личности установок, направленных на саму личность. Позитивная «Я –

концепция» создает позитивное отношение к себе, самоуважение, самопринятие,

ощущение собственной ценности. Только в случае позитивной «Я – концепции»

педагог будет стремится к саморегуляции, самоактуализации в педагогической

деятельности. Чувствуя себя стойко и уверенно, он будет доброжелателен и

справедлив ко всем своим ученикам, будет способен осуществлять

педагогическую деятельность не в форме действий, направленных на подавление

личности и самостоятельности ученика, а на создание оптимальных условий для

творческой самодеятельности учащихся.

§2. Требования к личности педагога как субъекту педагогической

деятельности.

Анализ психолого – педагогической литературы показал существование

общего представления о педагогической деятельности, как социально важного

явления, особого вида общественно полезной деятельности взрослых людей

направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни.

В народном сознании всегда жила мысль о высокой общественной миссии

педагога. Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала, - это

сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд,

требующий от человека проявлений всех свойств и характеристик его личности.

К.Д. Ушинский утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего

распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности

непосредственного воспитателя, стоящего лицом к миру воспитанника влияние

личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,

которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни

системой наказаний и поощрений»[ ].

Однако при рассмотрении психологической структуры деятельности

учителя, мы увидели существование различных подходов к пониманию сущности

данного понятия, а, следовательно, и требования к личности педагога –

субъекту педагогической деятельности. А.И. Щербаков [ ] выделяет в

качестве систематизирующих педагогической деятельности такие функции как:

информационная, мобилизационная, развивающая, ориентационная. Выбор

функций, которые педагог призван выполнять, в процессе реализации стоящих

перед ним педагогических задач А.И. Щербаков аргументирует следующим

образом.

Основной целью школьного обучения является вооружение учащихся

знаниями[ ]. Поэтому на первый план в деятельности учителя выступает

информационная функция. Источники знаний весьма многообразны, однако

информационно – логическая деятельность учащихся и психологическая

переработка получаемой детьми информации осуществляется под

непосредственным влиянием учителя[ ]. В связи с этим можно

выделить мобилизационную функцию. Однако труд учителя не сводится только к

этим двум аспектам. Педагог ставит своей задачей всестороннее развитие

индивидуальных способностей школьников. Эта функция названа развивающей. К

содержанию ориентационной функции учителя относится побуждение интереса

учащихся к изучению основ науки и производственному труду, формированию

социальной и общественно значимой профессиональной ориентации с учетом

требования общества, склонностей и возможностей каждого школьника,

воспитание общественно - активной личности[ ]. Рассмотренные функции в

педагогической деятельности учителя, по мнению А.И. Щербакова, являются

основными, специфически педагогическими, так как они непосредственно

обеспечивают достижение успеха в решении единой педагогической задачи

образования и воспитания школьника.

На основании этих функций он определяет требования к личности

педагога. Это фундаментальное, широкое, активное знание предмета

преподавания, умение мобилизировать все физические и умственные силы

учащихся на решение различного рода учебных задач, формировать и укреплять

умения и навыки как учебного, так и производственного труда, глубокое

знание психологических особенностей ребенка.

Не трудно заметить, что структура деятельности учителя, предложенная

А.И. Щербаковым рассчитана на субъект – объектные отношения педагога и

ученика. Она предполагает считать учителя «центральной фигурой

педагогического процесса» в том смысле, что в нем, исключительно в нем

сконцентрировано все содержание учебно-воспитательной работы, от него

исходит и им все кончается, он единственный источник знаний, мыслей,

убеждений для учащихся[ ]. Главная задача учителя сводится к

передаче знаний, формированию умений и навыков учащихся – объектов своего

труда. Н.В. Кузьмина в основу анализа структуры педагогической деятельности

положила, как и А.И. Щербаков функциональный подход[ ]. Но такие

функции, как конструктивная, организационная, коммуникативная, гностическая

– которые А.И. Щербаков определил, как специфически педагогическими, а

общетрудовыми по мнению Н.В. Кузьминой являются основными в

профессиональной деятельности учителя. Н.В. Кузьмина выделяет

педагогическую деятельность, как процесс решения бесчисленного ряда

педагогических задач, подчиняющихся общей конечной цели – формированию

творческой личности человека, его мировоззрения, убеждений, сознания,

поведения[ ].

Данный автор связывает конструктивную функцию с умением отбирать и

строить учебно-воспитательный материал и проектировать развитие личности

учащихся. Организаторская функция представляет собой деятельность учителя

направленную на организацию: собственного поведения (педагогические

действия в реальных условиях деятельности на занятиях и вне их); обратной

связи с учениками; деятельности учащихся, их действий и поступков.

Коммуникативная функция – это совместная деятельность педагога и

учащихся, построение межличностных взаимодействий (восприятие и понимание

людьми друг друга) и отношений в процессе педагогической деятельности,

процесс педагогического общения.

Гностическая функция – умение педагога анализировать и адекватно

оценивать свою деятельность, развивать самосознание, проявляющееся в

самопознании, самооценки и саморегулировании поведения, стремление к

личному росту, самовыражению, саморегуляции.

Проектировочная функция связана с необходимостью преподавателя,

планировать деятельность свою и учащихся на долгий срок.

Но, для того чтобы успешно реализовывать выше указанные функции,

учитель должен обладать рядом педагогических способностей. Педагогическими

способностями называют ряд качеств, имеющих отношение к различным сторонам

личности учителя, являющиеся условиями успешного выполнения педагогической

деятельности[ ]. В структуре педагогических способностей Н.В. Кузьмина

выделяет два ряда признаков:

Специфическую чувствительность педагога как субъекта

деятельности к объекту, процесса и результатам собственной

педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли

объект – субъекта педагогического воздействия.

Специфическую чувствительность педагога к учащемуся как субъекту

общения, понимания и труда, поскольку главным средством

воспитания являются виды деятельности формирующейся личности

(т.е. учащегося) и способы их организации в условиях получения

искомого конечного результата[ ].

Эти признаки, образуют по ее мнению 2 уровня способностей.

Первый уровень составляют перцептивно - рефлексивные способности,

обращенные к объект – субъекту педагогического воздействия, т.е. учащемуся

в связи с самим собой (педагогом).

Перцептивно – рефлексивные способности включают III вида

чувствительности:

1. Чувство объекта;

2. Чувство меры и такта;

3. Чувство причастности

Уровень сформированности перцептивно – рефлексивных педагогических

способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции[ ].

Второй уровень составляют проективные педагогические способности. Это

особая чувствительность к способам создания продуктивных технологий учебно-

воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых

качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов.

Гностические способности – специфическая чувствительность педагога к

способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого

нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего

ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду[ ].

Коммуникативные способности – это чувствительность педагога к способам

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.