на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Вольдорские школы

Вольдорские школы

Удмуртский Государственный Университет

Курсовая работа по предмету:

Педагогические теории, системы, технологии

Выполнил:

Принял:

Студент группы 17-31

Люкшин А. А.

Ижевск 1999

… Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сейчас целые народы,

может быть все человечество в целом, пытаются осознать кошмар этого

столетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическая

деградация и т.д., и т.п.), пытаются, как бы очнуться от его ужасов,

стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, что

силы, вызывавшие все это, более не действуют. Эти силы, коренящиеся в нашем

сознании, весьма активны—и вспышки чудовищного национализма или же

безудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из их

проявлений. Но можно почувствовать, что появляются и новые, нежданные и

свежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф

Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы».

Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе,

имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия.

А Пинский.

Введение

Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашем

столетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос о

роли школы и воспитания в современном обществе. Школа, содержание и методы

преподавания которой определяются государством, часто ставилась на службу

тоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школах

педагогическая ориентация зависит от господствующих политических

направлений. Школа, находящаяся под влиянием политических или экономических

интересов, хотя и может направить развитие человека по определенному руслу,

но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законы

этого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлением

государства, в исторических условиях нашего столетия стала весьма

проблематичной структурой.

Это относится к государственным школам и в демократическом государстве. И

здесь царят деформирующие влияния, возникающие в результате слияния роли

государственного служащего и воспитателя. Как можно воспитать молодежь в

духе свободы и ответственности, если школа с помощью своей бюрократической

структуры управляет учителями через различные инструкции и мелочно опекает

их в их педагогической деятельности?

Создание независимых от государства, свободных школ чрезвычайно

актуально. Но преобразование школьной системы от срощенной с государством в

свободную требует большего, чем просто отказ от государственного управления

и его бюрократии. Оно требует создания педагогики, ориентированной на

человека. Свободная школа была бы лишь туловищем без головы, если бы она

сохранила старое содержание и старые методы преподавания, принятые в

государственных школах, старые формы подготовки учителей

Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы.

Вальдорфские школы своим примером показывают, что преподавание и

воспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека,

только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. Рудольф

Штейнер писал: «Здоровые отношения между школой и социальным организмом

возможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди с

задатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие. Это

произойдет, если школа и система образования будут поставлены на базу

самоуправления внутри социального организма. Государственная и

хозяйственная жизнь должны принимать в себя людей, образованных в сфере

свободной духовной жизни; но они не должны предписывать ход обучения,

согласно своим потребностям. То, что человеку необходимо знать и уметь в

определенном возрасте, должно определяться только его природой. Государство

и экономика должны быть сформированы в соответствии с требованиями

человеческой природы".

В идеале свободной системы образования лежит намерение построить

цивилизацию на таком образовании человека, которое будет освобождено от

чуждых его сути ограничений. В школьной системе, управляемой государством,

учитель стоит в основании иерархии. Его труд в значительном объеме

определяется инструкцией, а не пониманием и инициативой. Предписания,

которым он должен следовать, составляются, как правило, людьми, которые не

видели и не знают конкретных детей. Они направляют преподавание на основе

либо устаревших знаний, либо исходя из педагогической теории.

Передача школы во власть государственного управления была в прошлом

необходимым шагом. С образованием первой вальдорфской школы был сделан

следующий шаг. Преподавание и воспитание были поставлены на фундамент,

позволяющий учителю действовать на основе понимания сущности подрастающего

ребенка с полной ответственностью и инициативой. К внутренним условиям

жизни вальдорфской школы относится то, что работающие в ней учителя должны

постоянно расширять свое понимание человека; живое конкретное познание

человека должно быть источником преподавания.

В целом для работы в вальдорфских школах важно как можно более

разностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истинная

кооперация может преодолеть изоляцию между родительским домом и школой и

обеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперация

выражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учителя

отдельных классов много раз встречаются в течение школьного года на

классных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе и

обучении по различным предметам, чтобы родители имели представление о

содержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также об

отдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классные

родительские вечера являются местом встреч родителей и учителей,

объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Большинство

вальдорфских школ устраивают для родителей общешкольные вечера и доклады по

самым разным темам — от специфических задач школы (новое строительство,

расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этом

почти во всех вальдорфских школах предлагаются разнообразные курсы для

родителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству

(например, живопись, лепка и эвритмия), курс по практическому рукоделию и

ремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования.

Часть инициатив в жизни вальдорфской школы исходит от родителей или

совместного совета родителей и учителей. В вальдорфских школах существуют

органы консультаций и инициатив («Родительско—учительский совет»,

«Родительско— учительский круг», «Круг доверия родителей»), в которых

обсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Таким образом

родители участвуют в делах школы. Интерес родителей к жизни школы сильно

возрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфских

школ связано с активной и поистине жертвенной деятельностью родительских

групп.

Вальдорфские школы всегда являются плодами сотрудничества учителей и

родителей. Такое сотрудничество, возможно, только если коллектив учителей

свободен от ограничений бюрократической школьной администрации и способен

принимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сообщество

создаст свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями и

учителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учеников

старших классов в жизни школы.

Вальдорфские школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но по

сравнению с появившимися гораздо позже интегрированными комплексными

школами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолеть

царящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальную

селекцию и создать равные условия для учеников с различными способностями и

социальным происхождением. Однако интегрированная комплексная школа

основана, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебы

Содержание и методы в принципе остались прежние.

В отличие от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знании

законов развития ребенка. Ориентация образования на так называемые

интеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход к

ребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искусство и

практику, мораль и религию. Подход к человеку как единому целому является

главным педагогическим принципом на всех стадиях учебного плана

вальдорфской школы. Учитывается, например, и тот факт, что молодой человек

нуждается в определённом объеме общего образования и по наступлении половой

зрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение к

миру, вопросы строительства собственной жизни — все это становится

актуальным при достижении половой зрелости и не может развиваться и

формироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, ни

при ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл.

«Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»).

Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностями

ребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизни

ребенка ко второму и от второго — к третьему.

Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка.

Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. Как известно,

педагогический эффект от второгодничества весьма сомнителен. К тому же

низкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации и

зачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфская

педагогика видит необходимость индивидуализации преподавания. Но она

заключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различным

потокам. Индивидуализация должна реализовываться учителем при его

подготовке к уроку. Классный учитель должен стремиться продвинуть вперед в

первую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочь

занятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает в

искусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и на

остальную учёбу и на волю к успеху в целом.

Каждое достижение ученика — это манифестация всей его сущности, его

способностей, его интересов, его прилежания. В каждом успехе можно видеть

шаг, пусть небольшой, по пути развития. И как таковой его и надо оценивать.

В балльной системе отметок вальдорфские школы видят лишь унижение

достоинства и искушение ложного тщеславия. Она создает видимость

объективной оценки, за которой стоит необходимость из суммы оценок

узаконить правовой акт перевода в следующий класс или получения аттестата.

С педагогической точки зрения она является дефектом, внутренне присущим

современной системе образования. Вместо оценок в вальдорфской школе приняты

свидетельства—характеристики, в которых по возможности наиболее подробно

описываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание,

слабости и прогнозы. Только одно не должно следовать из такого

свидетельства — пессимистическое отречение от ученика. Характеристика

положения ученика, в какой—то момент времени должна учитывать возможность

дальнейшего развития (см. гл. Организация преподавания»).

Необходимость приспособиться к содержанию и нормам государственной школы

появляется только в выпускном классе вальдорфской школы в связи с

необходимостью пройти госэкзамены для получения аттестата. Учебный план

вальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть учеников получает после

12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый

«абитур», дающим право на поступление в высшую школу (университет).

Количество абитуриентов среди выпускников вальдорфских школ довольно

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.