на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Вольдорские школы

велико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержали

государственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, что

все ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование.

Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе.

Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в более

младших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школу

до конца 12-го года обучения.

Подробное исследование биографии бывших учеников вальдорфских школ

показало, что 12-летнее школьное образование имеет важное значение в

биографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональный

путь с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимают

высокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельности

педагогику.

На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школа

отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с

личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его

духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в

таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки,

образование человека в этом возрасте будет недостаточным.

На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописному

изображению различных тем (ландшафт, растение, настроение в природе и

т.д.). В музыке все дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере,

на одном музыкальном инструменте. В младших классах все играют на флейтах.

Затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифференцируется

на несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь,

как и в школьном хоре, разучивают произведения великих композиторов. От

тесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия на

углубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имеет

декламирование, хоровое художественное чтение, которое практикуется во всех

классах. Поэзия полностью раскроется лишь перед тем, кто не только читает

стихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. В

эвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьники

учатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке и

музыке.

Если дети и подростки занимаются искусством, они учатся работать из

живого творческого духа. При любой художественной работе, даже если она

весьма проста, ребенок так обрабатывает материал, что в нем выявляется

нечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Это

относится и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требует

упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого

переживания. Переживание и деятельность приобретают характер

духовно—закономерного действия. Молодой человек развивает способности,

благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены в

вещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так искусство

приводит школьников к пониманию творческой природы человека.

Также и преподавание ремёсел школы имеют в своем учебном плане по чисто

педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте

12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работах в мастерских. Это время,

когда молодой человек, в связи со вторым изменением телосложения и

связанным с этим разрушением гармонических детских движений, индивидуально

должен достичь дальнейшего выражения своих волевых сил. Здесь ремесло

играет важную роль. Так различные способы обработки дерева учеником с по

мощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуют

от него строгой деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлению

волей. Сначала дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большое

значение уделяется пригодности и полезности, чтобы исключить все ни к чему

не обязывающие действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения,

например, должен изготовить простой предмет мебели, это потребует от него в

эскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а в

реализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом и

материалами.

Система воспитания в вальдорфской школе

Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на

учете условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда

должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает

вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной

сегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины,

занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно только

физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени,

насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности

воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля

зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и

духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат

в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в

вальдорфских школах.

Глубокое понимание развития в детстве и юности показывает, что это не

просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знании и умении. Этот

процесс отчетливо расчленен в связи с тем, что в ребенке происходят

метаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру;

прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая место

новым. Это происходит наиболее отчетливо на седьмом году жизни и в возрасте

от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития

с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. В

отличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская

педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее

заданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные перемены

и находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако, на каждой ступени

необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и

преподавание.

Организация преподавания

Школа, которая желает воплотить идеал широкого и целостного человеческого

образования, должна при организации преподавания следить за тем, чтобы

учебный материал не становился выше человека. Тиранией учебного материала

можно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основное

условие состоит к том, чтобы преподавание проходило, по возможности, в

более тесном контакте между учителем и учениками. Если учитель строит свои

уроки с учетом душевных особенностей, индивидуальных способностей и

слабостей своих учеников и предпринимает необходимые шаги для развития

учеников, стараясь при этом постоянно вновь и вновь духовно проникать в

материал, то у учебников не остается никакой функции. Учебники, как

правило, слишком бедны по содержанию и в них нет отношения к конкретной

педагогической ситуации. Задача учебника — дать некий усредненный объем

знаний. Если это преобладает в преподавании, то школа погружается в

бесцветную монотонность. Напротив, учитель в вальдорфской школе постоянно

заново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То,

что обсуждается и изучается в процессе преподавания, находит отражение

затем в рабочих тетрадях и в «тетрадях эпох» учеников. Начиная со средних

классов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами и

обобщениями учеников.

Ежедневная организация преподавания, соответствующая внутреннему строю

жизни подрастающего человека, исходит из различных особенностей предметов

обучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальная

область (например, родной язык, история, география, математика,

человековедение, естествознание, физика, химия) даются в форме так

называемых эпох. В течение всего срока 12-летнего обучения, (а по

возможности и на 13-м году обучения при подготовке к выпускному экзамену)

ежедневно с самого начала утренних занятий, на сдвоенном уроке в течение 3-

4 недель обсуждается определенная тема. Занятие одной темой продолжительное

время позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда,

когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденный

накануне материал. Это даст возможность при большом диапазоне способностей

учеников старательно работать над расширением знаний, созреванием

способностей и углублением силы переживания. Опасение, что в связи с такой

организацией преподавания ученики затем забудут пройденный материал, не

подтверждается практикой. В действительности опыт показывает, что в начале

новой эпохи материал аналогичной эпохи, пройденной несколько месяцев назад,

быстро восстанавливается. Как известно, лучше всего усваивается тот

материал, которым человек интенсивно и с интересом занимался, с которым он

был связан. Таким образом, преподавание эпохами соблюдает принцип экономии,

концентрации и плодотворного перерыва.

Оно одновременно является основой для гигиенической организации учебного

дня. Своим содержанием оно обращается к таким качествам в ученике, как

восприятие и мыслительное проникновение в материал, т.е. к тем духовно-

душевным силам, которые особенно свежи и подвижны в утренние часы. В

течение дня к преподаванию по эпохам примыкают предметы, которые требуют

постоянной тренировки и упражнений. Это уроки иностранного языка,

искусства, музыки, эвритмии, живописи, пластики, ручного труда. Эти

предметы, составляющие так называемое «специальное преподавание», даются

на простых и сдвоенных уроках. Те уроки, которые требуют применения

физических сил (садоводство, ремесло, физкультура) проводятся, по

возможности, во второй половине дня или перед обедом. Сначала умственная

деятельность, затем — всё, что требует упражнений и занятий искусством, и

затем — телесная волевая деятельность. Это дает осмысленную

последовательность активизации всего человека.

Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннем

начале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы — это

время высокой языковой пластичности. Уроки английского и французского

языков начинаются уже с первого года обучения. В некоторых вальдорфских

школах вторым языком является не французский, а русский. Сначала дети

изучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен и

пьесок. Когда затем на четвёртом году обучения начинаются письмо и

грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь

избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно

должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.

Труд и искусства в вальдорфской школе.

В последние десятилетия школа все в большей и большей степени

ограничивалась лишь областью научных рассмотрений, которые к тому же

необходимо было свести до уровня ребенка или подростка. При этом было

упущено из виду, что наука может пролить свет только на уже существующие в

мире структуры и законы, да и то лишь в ограниченных частных аспектах.

Созиданию мира и жизни она способствует весьма незначительно. Особенно это

относится к человеку. Но через эстетический анализ не вырастают

художественные способности; религиозное чувство развивается не через

философию религии. Также на деле обстоит и в практических областях. Сама по

себе наука обеднила бы жизнь, особенно при ее аналитических методах. И

школа, ориентированная на научное рассмотрение мира, не может пробудить

задатки, заложенные в ребенке, полностью раскрыть их истинно человеческим

образом. Поэтому преподавание в вальдорфской школе с самого начала

расширено за счет обучения искусству и ремеслу. Дети и подростки все 12 лет

посещают уроки живописи, рисования, пластики (особенно начиная с 9-го года

обучения), музыки (вокал, инструмент), эвритмии и художественной речи. Силы

художественного творчества стимулируются уже в младших классах благодаря

тому, что на занятиях искусством отказываются от чисто внешнего отображения

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.