велико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержали
государственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, что
все ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование.
Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе.
Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в более
младших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школу
до конца 12-го года обучения.
Подробное исследование биографии бывших учеников вальдорфских школ
показало, что 12-летнее школьное образование имеет важное значение в
биографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональный
путь с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимают
высокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельности
педагогику.
На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школа
отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с
личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его
духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в
таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки,
образование человека в этом возрасте будет недостаточным.
На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописному
изображению различных тем (ландшафт, растение, настроение в природе и
т.д.). В музыке все дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере,
на одном музыкальном инструменте. В младших классах все играют на флейтах.
Затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифференцируется
на несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь,
как и в школьном хоре, разучивают произведения великих композиторов. От
тесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия на
углубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имеет
декламирование, хоровое художественное чтение, которое практикуется во всех
классах. Поэзия полностью раскроется лишь перед тем, кто не только читает
стихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. В
эвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьники
учатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке и
музыке.
Если дети и подростки занимаются искусством, они учатся работать из
живого творческого духа. При любой художественной работе, даже если она
весьма проста, ребенок так обрабатывает материал, что в нем выявляется
нечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Это
относится и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требует
упражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческого
переживания. Переживание и деятельность приобретают характер
духовно—закономерного действия. Молодой человек развивает способности,
благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены в
вещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так искусство
приводит школьников к пониманию творческой природы человека.
Также и преподавание ремёсел школы имеют в своем учебном плане по чисто
педагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте
12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работах в мастерских. Это время,
когда молодой человек, в связи со вторым изменением телосложения и
связанным с этим разрушением гармонических детских движений, индивидуально
должен достичь дальнейшего выражения своих волевых сил. Здесь ремесло
играет важную роль. Так различные способы обработки дерева учеником с по
мощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуют
от него строгой деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлению
волей. Сначала дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большое
значение уделяется пригодности и полезности, чтобы исключить все ни к чему
не обязывающие действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения,
например, должен изготовить простой предмет мебели, это потребует от него в
эскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а в
реализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом и
материалами.
Система воспитания в вальдорфской школе
Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и на
учете условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегда
должны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникает
вопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычной
сегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины,
занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно только
физическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени,
насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенности
воспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из поля
зрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной и
духовной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежат
в основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей в
вальдорфских школах.
Глубокое понимание развития в детстве и юности показывает, что это не
просто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знании и умении. Этот
процесс отчетливо расчленен в связи с тем, что в ребенке происходят
метаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру;
прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая место
новым. Это происходит наиболее отчетливо на седьмом году жизни и в возрасте
от 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развития
с совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. В
отличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфская
педагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранее
заданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные перемены
и находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако, на каждой ступени
необходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание и
преподавание.
Организация преподавания
Школа, которая желает воплотить идеал широкого и целостного человеческого
образования, должна при организации преподавания следить за тем, чтобы
учебный материал не становился выше человека. Тиранией учебного материала
можно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основное
условие состоит к том, чтобы преподавание проходило, по возможности, в
более тесном контакте между учителем и учениками. Если учитель строит свои
уроки с учетом душевных особенностей, индивидуальных способностей и
слабостей своих учеников и предпринимает необходимые шаги для развития
учеников, стараясь при этом постоянно вновь и вновь духовно проникать в
материал, то у учебников не остается никакой функции. Учебники, как
правило, слишком бедны по содержанию и в них нет отношения к конкретной
педагогической ситуации. Задача учебника — дать некий усредненный объем
знаний. Если это преобладает в преподавании, то школа погружается в
бесцветную монотонность. Напротив, учитель в вальдорфской школе постоянно
заново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То,
что обсуждается и изучается в процессе преподавания, находит отражение
затем в рабочих тетрадях и в «тетрадях эпох» учеников. Начиная со средних
классов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами и
обобщениями учеников.
Ежедневная организация преподавания, соответствующая внутреннему строю
жизни подрастающего человека, исходит из различных особенностей предметов
обучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальная
область (например, родной язык, история, география, математика,
человековедение, естествознание, физика, химия) даются в форме так
называемых эпох. В течение всего срока 12-летнего обучения, (а по
возможности и на 13-м году обучения при подготовке к выпускному экзамену)
ежедневно с самого начала утренних занятий, на сдвоенном уроке в течение 3-
4 недель обсуждается определенная тема. Занятие одной темой продолжительное
время позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда,
когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденный
накануне материал. Это даст возможность при большом диапазоне способностей
учеников старательно работать над расширением знаний, созреванием
способностей и углублением силы переживания. Опасение, что в связи с такой
организацией преподавания ученики затем забудут пройденный материал, не
подтверждается практикой. В действительности опыт показывает, что в начале
новой эпохи материал аналогичной эпохи, пройденной несколько месяцев назад,
быстро восстанавливается. Как известно, лучше всего усваивается тот
материал, которым человек интенсивно и с интересом занимался, с которым он
был связан. Таким образом, преподавание эпохами соблюдает принцип экономии,
концентрации и плодотворного перерыва.
Оно одновременно является основой для гигиенической организации учебного
дня. Своим содержанием оно обращается к таким качествам в ученике, как
восприятие и мыслительное проникновение в материал, т.е. к тем духовно-
душевным силам, которые особенно свежи и подвижны в утренние часы. В
течение дня к преподаванию по эпохам примыкают предметы, которые требуют
постоянной тренировки и упражнений. Это уроки иностранного языка,
искусства, музыки, эвритмии, живописи, пластики, ручного труда. Эти
предметы, составляющие так называемое «специальное преподавание», даются
на простых и сдвоенных уроках. Те уроки, которые требуют применения
физических сил (садоводство, ремесло, физкультура) проводятся, по
возможности, во второй половине дня или перед обедом. Сначала умственная
деятельность, затем — всё, что требует упражнений и занятий искусством, и
затем — телесная волевая деятельность. Это дает осмысленную
последовательность активизации всего человека.
Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннем
начале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы — это
время высокой языковой пластичности. Уроки английского и французского
языков начинаются уже с первого года обучения. В некоторых вальдорфских
школах вторым языком является не французский, а русский. Сначала дети
изучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен и
пьесок. Когда затем на четвёртом году обучения начинаются письмо и
грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь
избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно
должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.
Труд и искусства в вальдорфской школе.
В последние десятилетия школа все в большей и большей степени
ограничивалась лишь областью научных рассмотрений, которые к тому же
необходимо было свести до уровня ребенка или подростка. При этом было
упущено из виду, что наука может пролить свет только на уже существующие в
мире структуры и законы, да и то лишь в ограниченных частных аспектах.
Созиданию мира и жизни она способствует весьма незначительно. Особенно это
относится к человеку. Но через эстетический анализ не вырастают
художественные способности; религиозное чувство развивается не через
философию религии. Также на деле обстоит и в практических областях. Сама по
себе наука обеднила бы жизнь, особенно при ее аналитических методах. И
школа, ориентированная на научное рассмотрение мира, не может пробудить
задатки, заложенные в ребенке, полностью раскрыть их истинно человеческим
образом. Поэтому преподавание в вальдорфской школе с самого начала
расширено за счет обучения искусству и ремеслу. Дети и подростки все 12 лет
посещают уроки живописи, рисования, пластики (особенно начиная с 9-го года
обучения), музыки (вокал, инструмент), эвритмии и художественной речи. Силы
художественного творчества стимулируются уже в младших классах благодаря
тому, что на занятиях искусством отказываются от чисто внешнего отображения
Страницы: 1, 2, 3
|