на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Воспитание различных категорий девиантного поведения

Воспитание различных категорий девиантного поведения

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу: «ПЕДАГОГИКА»

Тема: “Воспитание различных категорий девиантного поведения. ”

Проверил: к. пед. н. доцент

Лузгин С. А.

Рязань 2002 г.

План

Введение 3

Девиантное поведение – что это такое? 4

СМИ – причина девиантного поведения? 8

Практическая психотерапия или протяни падающему в пропасть руку! 13

Центры психологической реабилитации 18

Заключение 22

Литература 23

Введение

К вопросам воспитания «трудных детей» сейчас приковано особенно

пристальное внимание общественности, ученых, педагогов. Газеты и журналы

пестрят заголовками и целыми редакционными рубриками: «Шаги школьной

реформы», «Неблагополучные семьи: социально-педагогическая помощь»,

«Особенности молодежных субкультур и их влияние на нынешнее поколение

подростков», «Смысложизненные предпочтения подростков», «Внимание:

беспризорные дети» и т. д. Активно обсуждаются проблемы детской

проституции, наркомании, снижение возраста преступников. Но это в печати, в

Internete, на телевидении, в свете специально организованных дискуссионных

«круглых столов». А что же в реальной жизни, среди нас? Кто должен

заниматься воспитанием «трудных детей» и как это делать?

Самое красноречивое отношение общества к этим проблемам просматривается,

если оценить результаты социологических опросов прохожих на улице.

Большинство «первых встречных» недоуменно пожимают плечами. Что тут

спрашивать? С их точки зрения в обществе давно существует четко отлаженная

система воспитания «трудных детей» в специализированных школах, ПТУ,

трудовых лагерях и других учреждениях подобного типа. Все это вроде как год

от года совершенствуется, обновляется. Зачем ломать голову? Какие еще могут

быть проблемы? И скорее всего, ими будут те, кто о трудностях воспитания,

подростках-правонарушителях, о так как называемых «лицах девиантного

поведения» знает только по наслышке. Да, он читали или где-то слышали о

рокерах, панках, скинхедах, металлистах. Да, встречали в подъезде

неприятную компанию во главе с соседским Петькой. Но им вполне ясно, кто и

как должен заниматься «такими личностями». И чаще всего вариант решения

проблемы воспитания этих подростков предлагается один: «для таких есть

только одно место - тюрьма».

Однако, всегда ли это будет единственное и правильное решение? Поломать,

покалечить начинающуюся судьбу так легко. Еще проще, наверное, чем

надломить деревце, растущее у оживленной дороги. Неудачно развернулся рядом

неуклюжий грузовик, и хрупкое деревце, бывшее только что зеленым и

стройным, сломалось. Как его потом выправить, вылечить, чтоб росло дальше,

выше и чтоб росло без изъяна?

В этой работе я постараюсь рассмотреть варианты воспитания лиц

девиантного поведения именно с точки зрения не «сломать» неудачно

начинавшуюся жизнь, а «помочь вернуться» из своих заблуждений в реальный

мир, но уже без злобы, на правах равного.

Девиантное поведение – что это такое?

Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:

1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным

или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и

ожиданиям;

2. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых

формах человеческой деятельности, не соответствующих официально

установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и

ожиданиям.[1]

К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм,

проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.

Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляет

собой группу повышенного риска. Почему?

Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста. Во-

вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-

третьих, противоречия, обусловленные перестройкой организмов социального

контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и

послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие

сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.

Как проявляется это в конкретных явлениях, с которыми приходится

сталкиваться учителям и родителям?

Злоупотребление алкоголем. Эта опасность распространена у нас широко. По

данным опроса спиртные напитки употребляли 75% подростков в возрасте 13-14

лет и 95% в возрасте 17-18 лет. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше

ребенок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет его

потребность в нем.

Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленным

стремлением подростка преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Если

строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве

сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения,

человеку трудно совместить эти противоречивые установки.

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток

стремится погасить характерное для него состояние тревожности и

одновременно – избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.

Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы

юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из

признаков мужественности и взрослости. И само собой разумеется, действует

отрицательный пример родителей.

Употребление наркотиков. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с

психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и

переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей

впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания

узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают

обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое

явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90%

наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников,

собирающихся в определенных местах.

Более точно распределение можно проследить по данным социологического

опроса.

Причины употребления наркотиков молодыми людьми (в %)[2]

|1 |Под влиянием других людей, компаний |85,5 |

|2 |Из-за употребления спиртных напитков |7,6 |

|3 |От безделья, отсутствия занятий |57,7 |

|4 |От незнания всех последствий употребления |15,7 |

| |наркотиков | |

|5 |Из-за стремления к удовольствию |59,2 |

|6 |Желание выглядеть взрослым |23,3 |

|7 |Чтобы забыть плохое |35,1 |

|8 |Отсутствует контроль взрослых |13,8 |

|9 |Ради интереса к «запретному плоду» |54,1 |

|10 |От неумения контролировать себя |22,6 |

|11 |По принуждению |7,9 |

|12 |Чтобы стать «своим» |43,2 |

Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность всегда были

характерными чертами группового поведения подростков и юношей. Это и

жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую

без правил) за сферы влияние между разными группами подростков, и так

называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно

невинных, посторонних людей.

«Харьков, заводской район, квартал типовых пятиэтажек. В одном из этих

домов, прямо на лестничной площадке, компания семнадцатилетних ребят ногами

и палками насмерть забила молодого инженера. Повод был ничтожный: кто-то

кому-то что-то не так сказал…»[3]

Подростковая агрессия – чаще всего следствие общей озлобленности и

пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и

несправедливостей (бросил отец, плохие оценки в школе, отчислили из спорт

секции и т. п.). Изощренную жестокость нередко проявляют также жертвы

гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности

свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них

– своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки:

меня все считают слабым, а я все могу! Подростковые и юношеские акты

вандализма и жестокости, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль

каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная

ответственность устраняется («А я что? Я – как все!»). Совместно

совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой

солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которое

потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут

объяснить.

Суицидальное поведение. Проблема юношеских самоубийств многие годы была

у нас под запретом. Поэтому распространены два ошибочных мнения:

1. Что юношеские самоубийства в особенности совершают только психически

больные, ненормальные люди;

2. Что именно юношеский возраст, в силу его кризисного, почти

психопатологического характера, дает максимальный процент самоубийств.

У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так

называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера (в

свое время опубликование гетевского «Вертера» вызвало волну самоубийств

среди немецкой молодежи). Следует иметь в виду, что количество суицидальных

попыток многократно превышает количество осуществленных самоубийств. Среди

подростков 32 % суицидальных попыток приходится на долю 17-тилетних, 31% -

16-тилетних, 21 % - 15-тилетних, 12 % - 14 -тилетних и 4 % - 12-ти-13-

тилетних. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; хотя

девушки предпринимают таки попытки гораздо чаще, многие из них имеют

демонстративных характер. Неудачные суицидальные попытки большей частью не

повторяются.

В 9 случаях из 10 юношеские покушения на самоубийство – не желание

покончить счеты с жизнью, а крик о помощи. О подобных желаниях подростки и

юноши часто говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток

совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может

вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то

конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Среди

мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки указывают на

различные способы таким образом оказать влияние на других людей: «дать

понять человеку, в каком ты отчаянии», «показать, как ты любишь другого»,

«выяснить, любит ли тебя действительно другой», «повлиять на другого, чтобы

он изменил свое решение» (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы

суицида несколько).

Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны.

Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение

образуют единый блок, так что вовлечение юноши или девушки в один вид

девиантных действий повышает вероятность вовлечения также и в другой. До

некоторой степени совпадают и способствующие девиантному поведению

социальные факторы (школьные трудности, травматические жизненные события,

влияние девиантной группы подростков). Девиантное поведение в начале

всегда бывает немотивированным. Подросток, как правило, хочет

соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (социальные

условия, противоречивые ожидания других, недостаток материальных ресурсов,

плохое владение нормальными способами социальной адаптации и/или

преодоление трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его

самосознании и толкает на поиск в других направлениях.

Важнейший фактор такого развития – девиантные сверстники. Наличие

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.