девиантной группы:
Облегчает совершение девиантных действий, если подросток к ним внутренне
готов;
Обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких
действиях;
Уменьшает эффективность личных и социальных контрольных механизмов,
которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. При этом
образуется порочный круг.
Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их
подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая
антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и
т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в
социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где
такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают
отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения
девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение
способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшат
возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению
девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки
из немотивированных становятся мотивированными.
Итак, кратко охарактеризовав что подразумевается под девиантным
поведением, стоит перейти к рассмотрению причин его вызывающих и способов
борьбы с ним.
СМИ – причина девиантного поведения?
Еще одним фактором, способствующим романтизации девиантного поведения
среди подростков, являются наши средства массовой информации. Те, которые
должны воспитывать «лиц девиантного поведения», наоборот способствуют
увеличению их численности.
В качестве примера можно привести теле репертуар только одного дня
нашего телевидения: "Любовь со смертью" (о похождениях молодой некрофилки),
"Колдовская любовь" (сочетание черной магии и "тяжелой" эротики),
"Космическая морская пехота" (о "крутых" американских парнях, наводящих
"американский порядок" в космических просторах), "Главная цель" (о
повадках, приемах и зверствах американской мафии - учебное пособие для
доморощенных российских бандитов), "Бандитский Петербург" (поделка уже
отечественных мастеров экрана, фильм, изобилующий перестрелками,
поножовщиной, трупами и кровью). А чего стоят блоки телевизионных новостей,
где все та же кровь и те же трупы и катастрофы. На современном
отечественном телевидении у Запада позаимствовано все: "Поле чудес" и
диснеевские мультфильмы, американское шоу с русским названием "Добрый вечер
с Игорем Угольниковым" и "Дог-шоу", каналы MTV и СТС.
В августе-декабре 2001 г. Единым научно-методическим центром Комитета по
культуре Правительства Москвы совместно с Институтом социально-политических
исследований РАН проведено социологическое исследование "Молодежь Москвы о
средствах массовой информации". В нем участвовали молодые москвичи в
возрасте 14-20 лет. Выборочная совокупность составила 754 человека. Среди
них - учащиеся школ и колледжей, студенты. На вопрос о том, из каких
источников они получают наиболее интересную, полезную информацию о жизни
молодежи, ответы распределились следующим образом.
Источники информации о жизни молодежи
(Здесь и далее в % от числа опрошенных)[4]
|Из телепрограмм |27,7 |
|Из радиопрограмм |19,1 |
|Из газет |14,3 |
|Из журналов |18,2 |
|Из сети "Интернет" |12,3 |
|Из слухов |8,1 |
|Из других источников |0,3 |
Как видно из приведенных данных, на первом месте оказалось телевидение.
Радио в последние годы переживает период подъема, оно - на втором месте по
своим информационным возможностям. В основном, это новые радиостанции,
ориентированные в своей деятельности на молодежную аудиторию, чьи
информационно-музыкальные программы пользуются большой популярностью и
отражают как музыкальные пристрастия, так и "околомузыкальную" жизнь,
освещают широкий спектр молодежных проблем.
В ходе нашего исследования молодым респондентам был задан вопрос,
сколько времени они уделяют тем или иным информационно-культурным
источникам. Лидирующие места заняли телевидение и радио, а в "арьергарде"
оказались книги.
Сколько времени Вы уделяете:[5]
|Источник информации |1-2ч.|3-4ч. |Более 4ч.|Не уделяю|
|Чтению газет и журналов |56,4 |20,5 |4,7 |18,4 |
|Прослушиванию аудио- и |46,8 |22,7 |9,3 |21,2 |
|видеокассет | | | | |
|Видеофильмам |43,8 |24,6 |7,3 |24,3 |
|Телепередачам |43,6 |36,8 |14,3 |5,3 |
|Изучению специальной |36,9 |12,1 |5,1 |45,9 |
|литературы, учебников | | | | |
|Радиопередачам |35,5 |26,9 |14,9 |22,7 |
|Чтению художественной |34,3 |15,7 |7,5 |42,5 |
|литературы | | | | |
К лидерам, формирующим мнение, представления и запросы подростков и
молодежи можно отнести популярных артистов и певцов, музыкальные группы,
диск-жокеев, спортивных кумиров и модельеров, газетных, журнальных,
телевизионных и радиокомментаторов, обозревателей и ведущих программ и т.
п.
Печатной периодике молодежь уделяет значительно меньшее внимание. Тиражи
большинства современных газет и журналов невелики. По охвату аудитории они
намного уступают электронным СМИ. В условиях современного мегаполиса
воздействие СМИ на человека многократно возрастает, т.к. в информационный
процесс включается множество дополнительных факторов, усиливающих
пропагандистское воздействие.
Какие газеты и журналы читает московская молодежь?[6]
|Название |% | |Название |% |
|"Московский |14,3 | |"FUZZ" |1,8 |
|комсомолец" | | | | |
|"Аргументы и факты" |12,8 | |"Российская газета" |1,7 |
|"Комсомольская |8,2 | |"Труд" |1,5 |
|правда" | | | | |
|"Афиша" |5,4 | |"Штучка" |1,5 |
|"Коммерсант" |5,1 | |"Советская Россия" |1,4 |
|"ОМ" |4,6 | |"Неон" |1,4 |
|"Независимая газета" |3,9 | |"Тусовочка" |1,3 |
|"Птюч" |3,9 | |"Российские вести" |1,2 |
|"YES!" |3,8 | |"Студенческий |1,2 |
| | | |меридиан" | |
|"Молоток" |3,6 | |"Сегодня" |1,0 |
|"Известия" |2,7 | |"КТО?" |0,9 |
|"COOL GIRL" |2,6 | |"Завтра" |0,8 |
|"Криминал" |2,4 | |"Башня" |0,8 |
|"COOL" |2,4 | |"Твое время" |0,6 |
|"Совершенно секретно"|2,3 | |"Красная звезда" |0,4 |
|Газеты |2,2 | |"Правда" |0,4 |
|административных | | | | |
|округов | | | | |
|"Вечерняя Москва" |1,8 | |"Правда Москвы" |0,1 |
Пропагандистская кампания молодежных СМИ, касающаяся борьбы российских
войск с бандитскими и ваххабитскими группировками в Чечне направляла свои
удары на войска, находившиеся в районе боевых действий, смакуя "жестокости"
российских солдат, демонстрируя их "беспомощность и непригодность",
"безграмотность" руководства, одновременно компрометировались действия
нового Президента России В. В. Путина, рисовался образ нового диктатора,
пришедшего к власти в России, параллельно с этим обильно давалась
информация негативно рисующая Российскую Армию вообще - развал, коррупция,
не боеспособность, огромная численность, груды устаревшего оружия, взрывы
на складах и т. п., при этом упор делался на разложение солдат и офицеров,
"ужасы дедовщины", убийства и самоубийства, мародерство, чтобы вызвать у
тех, кто должен призываться в армию и у родителей призывников активное
неприятие службы в армии, панический страх перед ней. Дезертиры, предатели,
уклонисты от службы в армии объявлялись чуть ли не героями. ОРТ, НТВ, ТВЦ,
даже государственная РТР, словно соревнуясь друг с другом, клеветали на
Российскую Армию, Российского Президента, искажали реальные события,
превознося чеченских террористов, делая из них героев-патриотов,
сражавшихся с "оккупантами". Их примеру следовало большинство печатных СМИ.
Та же картина, та же методика прослеживается на примере пропаганды
наркотиков, алкоголя, преступности, сексуальной распущенности в молодежной
среде. На страницах молодежных изданий можно прочитать о том, чем
отличаются одни наркотики от других, каковы "достоинства" и "недостатки"
слабых и сильных наркотиков, как и в каких количествах их употреблять, как
обращаться со шприцем и как разводить, можно найти технологии изготовления
наркотиков в домашних условиях и адреса, места их распространения в городе.
На страницах печатных изданий, по молодежному радио и телевидению
молодежь, зачастую слышит горделивые признания рок-звезд и кинокумиров о
том, какие наркотики они употребляют и как это "круто", как это
способствует творческому процессу, обогащает духовный мир, обостряет
чувства. А после этого исполняется "хит сезона" - песня о наркотических
галлюцинациях и любовном экстазе. Иносказания, недоговоренности, намеки,
логические цепочки, кодовые слова, жаргон наркоманов, анекдоты, шутки на
эту тему - все это стало обычным явлением на телевидении, радио, в прессе.
Все это работает на пропаганду наркотиков, на вовлечение в эту губительную
воронку мальчиков и девочек с самого раннего возраста, на интересы и
прибыли наркомафии.
Во многих печатных и электронных средствах массовой информации,
ориентированных на молодежную аудиторию, значительная часть печатных
площадей, эфирного времени предоставляется откровенной или скрытой
пропаганде и рекламе спиртных напитков, сигарет. Реклама всех сортов пива
буквально заполонила все СМИ. Результатом этого является рост детского и
молодежного алкоголизма. Особенно быстрыми темпами растет, так называемый,
пивной алкоголизм в подростково-молодежной среде.
Романтизация, героизация преступного мира вообще характерная черта
социальной действительности больших городов последних 10-15 лет. Как
элемент этого явления - усиленная трансляция в массы быта, нравов,
"героики" уголовной среды, творческих опытов "лагерной культуры" средствами
массовой информации, эстрадой, театром, кинопроизводителями и кинопрокатом,
литературой и, конечно, журналистикой.
Сексуально-эротические отношения, буквально, эксплуатируются всеми
подростково-молодежными СМИ - газетами, журналами, радио, телевидением.
Многие из них становятся более похожими на медицинские учебники по
гинекологии и урологии. Особенно отличаются в этом смысле такие издания,
как "COOL", "COOL GIRL", "ОМ", "Птюч", российский вариант "Плейбоя" и целый
ряд других изданий. На телевидении в реальное шоу "За стеклом", где с
помощью самых совершенных телекамер, встроенных во все уголки телеквартиры,
зрители всех возрастов - от мала до велика с утра и до ночи могут наблюдать
за тем, как едят, пьют, говорят глупости, моются в душе, совокупляются,
испражняются шестеро отобранных на основании конкурса молодых бесстыжих
идиотов. Более тупого и бессмысленного зрелища, кажется, придумать трудно.
Таким образом многие современные СМИ представляют себе свои задачи по
воспитанию подрастающих поколений. После сказанного выше остается только
удивляться, что еще остаются молодые люди с нормальным, не девиантным
поведением, с желанием быть инженерами, учителями, врачами, психологами.
Поэтому более пристальное внимание к репертуару наших СМИ, как мне
кажется, также один из путей воспитания молодежи. Чтобы своим тлетворным
Страницы: 1, 2, 3, 4
|