на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

Устинова

Ольга

Волгоград

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………………………………..2

1. Роль природы в эстетическом воспитании………………………………………………..4

2. Понятие экологического воспитания………………………………………………………8

3. Отношение к природе в дошкольном возрасте………………………………………….12

4. Ознакомление детей с жизнью животных в природных

условиях…………………………………………………………………………………………………17

5. методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников

средствами природы………………………………………………………………………………..21

6. пример проведения занятия: роль окраски в жизни животных,

или «кто какого

цвета?»…………………………………………………………………………..26

заключение………………………………………………………………………………………………….29

список литературы………………………………………………………………………….30

введение.

Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники

воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа

- не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник

творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не

только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в

эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это

эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику

красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на

человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время

неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:

«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое

звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских

композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и

других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах

И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -

источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом

художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда

первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения

людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные

эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,

наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как

гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался

всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело

видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди

полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические

интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.

Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но

особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в

детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных

изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему.

Характерная особенность этого процесса – диалектический переход

количественных изменений в качественные преобразования физических,

психических и духовных характеристик личности.

В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное

развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру.

Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа

личности, её нужно организовать и разумно направить.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не

изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется

общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту

природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно

быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка,

совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к

природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное

значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного

воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических

чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует

физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

1. Роль природы в эстетическом воспитании.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,

человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях

с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует

постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в

большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь

есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что

отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается

внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.

Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и

оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать

звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут

видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,

в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких

минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так

разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть

города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,

парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:

замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и

распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,

которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и

зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному

существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,

научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите

ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте

кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если

он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы

видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение

к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»

окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»

животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это

пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение

к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических

впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа

занимает значительное место, способствует формированию и развитию

эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней».

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -

это сложное моральное чувство, которое органически соединено с

эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и

экскурсий.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об

охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно

знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его

увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми

дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого

возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к

самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по

отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять

гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за

голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную

роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность

ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность

побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную

побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая

его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной

мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -

основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего

ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно

воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же

лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в

правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они

наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,

эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой

вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в

нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не

только направленность интересов, но и особенности этого восприятия

(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек

руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и

эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или

воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.