на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

воспитатель просит ребят рассказать о том, что они увидели, поощряет

наиболее внимательных. Таким образом, педагог постоянно поддерживает

интерес детей, не дает ему угаснуть. Помогает этому и собственный интерес

воспитателя, его внимание к животным.

Пример.

Как знакомить дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными?

Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к

водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми,

воспитатель отмечает самые характерны признаки ее внешнего вида и повадок

(большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета;

передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве,

прыгает). Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать

лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что

делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а

через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в

тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее.

Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об

этих животных.

При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием

сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и

сравнить их (одни летают, другие плавают), отмечает, как быстро плавает

жук, загребая ножками, какие у него крылышки.

Старшие дошкольники ведут наблюдения не только за лягушками, но и за

жабами, ящерицами, черепахами; из водных обитателей рассматривают жуков и

улиток. Животных помещают в банки на более длительный срок, за ними

организуют длительные и систематические наблюдения. Дети старшей группы не

только рассматривают характерные особенности внешнего вида, наблюдают за

повадками животных, но и узнают о среде их обитания, о приспособляемости к

ней. Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу,

воспитатель обращает внимание ребят на окраску животного и предлагает

ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок.

Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от

врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от

преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху

спасает панцирь.

С детьми старшей группы можно провести занятие «Рассматривание лягушки

и устройство террариума для нее» после наблюдения за ней в природе. Дети

рассматривают животное, описывают его внешний вид и повадки, отмечают

строение ног и способ передвижения; сравнивают лягушку с ящерицей, которую

видели во время экскурсии, отмечают, что лягушка прыгает – у нее задние

ноги длиннее передних, у ящерицы ноги одинаковой длины, она бегает. Затем

воспитатель предлагает вспомнить, где дети видели этих животных, какая там

была земля, трава; просит рассказать, какие условия нужны для жизни

земноводных и пресмыкающихся. Предлагает на очередной экскурсии поймать

лягушку и поместить ее в террариум для более детального рассматривания и

длительного наблюдения. Но надо устроить в террариуме так, чтобы было

похоже на водоем, создать влажный воздух, положить камешки и т.д.).

Воспитатель вместе с детьми выбирает на участке место, где поставить

террариум. В конце занятия педагог дает детям задания по уходу за

террариумом (опрыскивание – частое или редкое, чистка террариума, кормление

животного и т.п. ) и наблюдению за животными: как едят, как подходят к

кормушке, когда прячутся в домике и т. д.

При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель

подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней

– вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными

дети убеждаются в правоте слов воспитателя: скажем, лягушки, жабы съедают

много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы

воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам

(нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через

некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей

соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как

подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих

животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз

или рта, может вызвать раздражение.

После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно

провести повторное занятие, например сравнить лягушку и жабу, отметить

признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает

(передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают

передвижению животного в вод перепонки между пальцами задних ног).

На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они

видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее

наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о

пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид,

повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.

Пойманных в водоемах улиток и жуков дети помещают в аквариумы или

банки, ухаживают и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают

жуки, как они поднимаются к поверхности. Воспитатель рассказывает,

например, почему водные жуки плавунец и водолюб так называются.

Рассматривая улиток, видят, как улитка «теркой» счищает налет со стенок

аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки.

Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных,

наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками,

узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру;

ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Получают некоторые

сведения о сезонной жизни животных (весной лягушки и тритоны перемещаются к

водоему, на зиму некоторые животные засыпают в норах, под корягами, на дне

водоемов).

Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для

дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и

стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить

особенно понравившихся.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные

ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят

любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное

отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

5. Методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников

средствами природы.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИя МИРА чЕЛОВЕКОМ НАчИНАЕТСя С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВ чУВСТВ И

САМЫМ ВАЖНЫМ СРЕДИ НИХ яВЛяЕТСя ЗРЕНИЕ. МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЕНКА,

РАЗНОЦВЕТЕН. РАЗНОЦВЕТНА ПРИРОДА. ОГРОМЕН ПЕРВОНАчАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС РЕБЕНКА К

ЭТОМУ МИРУ ВООБЩЕ И ПРИРОДЕ В чАСТНОСТИ. ВОТ ПОчЕМУ НАМ ПРЕДСТАВЛяЕТСя

ВОЗМОЖНЫМ НАчАТЬ ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПРИРОДЫ НА ОСНОВЕ

ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА К РАЗНОЦВЕТНОЙ ПРИРОДЕ. ЕСТЕСТВЕННО, чТО В ПРОЦЕССЕ

ПОЗНАНИя МИРА УчАСТВУЮТ ВСЕ ОРГАНЫ чУВСТВ, НО В ВОЗРАСТЕ ПяТИ-СЕМИ ЛЕТ

ОСНОВНЫМ У НИХ яВЛяЕТСя ЗРЕНИЕ.

Благотворное влияние природы необходимо соединить со систематическим,

глубоко продуманным педагогическим влиянием.

Под влиянием природы, эстетического отношения к ее явлениям у детей

развивается художественное мышление, формируются эстетические суждения,

т.е. воспитываются вкус, манеры, привычки, мировоззрение.

Таким образом, важным путем эстетического воспитания является

организованное, целеустремленное восприятие природы, которое помогает

углубить эстетические впечатления.

Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту

разнообразных, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него

откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок,

экскурсий необходимо обращать внимание детей на своеобразие красок природы,

их изменение и гармонию, пробуждать интерес к явлениям природы, любовь и

бережное отношение к ней.

В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми

обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, умение создавать

красивое самому, приучают к активной деятельности. Эстетическую радость

дети переживают, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского

сада, а осенью, любуясь плодами своего труда.

Общение с природой, методически правильно организованный труд,

эстетическое восприятие явлений природы способны обеспечить эстетическое

развитие дошкольников, а это много значит для всестороннего развития

личности, которая соединяла бы в себе духовное богатство, нравственную

чистоту и физическое совершенство.

Разработанная нами система занятий, методические приемы по развитию у

дошкольников эстетического отношения к окружающему миру дали положительные

результаты, что свидетельствует о возможности использования их в детских

садах. Мы считам, что разработанная система занятий может быть полезна

воспитателям ДОУ, учителям начальных классов и учащимся педагогических

вузов.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее

нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир

природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы

он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам

чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Вот что говорит по

этому поводу опытный педагог:

«Как-то весной на нашем участке появились небольшие бугорки - это

муравьи начали свою работу. Не успела я с детьми расставить игрушки на

веранде, как Катя протягивает мне помятых, безжизненных муравьишек. Зову

всех к муравейнику, рассказываю об этих маленьких тружениках. Долго

наблюдаем за ними: один тащит соломинку, другой - крошку. Помогают друг

другу, своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят (она

становится мягче), удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: "мал

да удал".

Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными.

Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые

маленькие чешуйки. Это ночью ветер сдул с тополей чешуйки от почек.

Наклоняю осторожно веточку, предлагаю рассмотреть ее. Рассказываю детям,

как спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листики. Проснулись они

от теплого солнца, начали быстро расти. Тесно им стало в домиках, сбросили

они чешуйки-шубки и потянулись навстречу солнцу, "заулыбались", заблестели.

Чешуйки сделали свое дело, сберегли листики от холода, а теперь легкий

весенний ветерок играет с ними.

В следующий раз рассказываю о весеннем солнышке. Трудится оно с утра

до вечера, спешит, пробуждает и траву, и цветы, и деревья от зимнего сна.

Радует солнышко и птичек, и людей. После этого читаю детям стихотворение А.

Бродского "Солнечные зайчики". Утром, на прогулке, я не упускаю случая

обратить внимание на красоту, которая нас окружает. Солнце своими лучами

разбудило природу, раскрасило небо в красные, желтые, розовые цвета.

Проснулись птицы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому

в природе. Вечером на прогулке наблюдаем, как садится солнышко за тучу,

закрывает глазки и становится вокруг темно. Вместе с солнцем все живое

просыпается. В траве дети заметили блестящую на солнце паутинку. Зовут

меня, подхожу, предлагаю понаблюдать. Кто же здесь живет? Чуть трону

паутинку стебельком. Сразу же выбегает паучок. Рассказываю, что он сделал

паутинку - сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит,

лучше понаблюдать, как он будет плести еще паутинку.

Начинаются летние грозы. Малыши боятся грома, сидят на веранде

притихшие. Стараюсь доступно объяснить им это явление природы. Помогают мне

в этом стихотворение "Тучи" В. Орлова.

Туча тучу повстречала,

Туча туче прокричала:

"Прочь с дороги, уходи!

Прочь с дороги, дай пройти!"

Отвечала туча туче:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.