Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Детский сад №9
Лужского отдела образования
Тупикова Ирина Владимировна
Учитель-логопед
РЕФЕРАТ
«Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у
дошкольников с общим недоразвитием речи».
1999 год
План реферата.
1. Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных
условиях…………………..стр 3-4.
2. Обоснование избранной темы, роль и значение профилактики нарушений
чтения………..стр 5-9.
3. Основные направления и новые аспекты работы в современных условиях.
стр 10-12.
4. Раскрытие динамики и состояние практики по данной проблеме, на основе
анализа личного опыта:
а) какие трудности пришлось преодолеть и каким путём;
б) что было и что изменилось в работе на протяжении времени опробации;
в) как эти изменения отразились на количественных и качественных
результатах. Чем определились достижения……………….………...стр 13-18.
5. Оценка пути совершенствования работы, план дальнейшей работы по
теме…….………стр 18-20.
1) Профилактика дислексии — актуальная проблема в современных условиях.
Предупреждение нарушения чтения — одна из важнейших задач дошкольного
логопеда.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием
речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим
недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с
недостаточными предпосылками для обучения чтению. На сегодняшний день
очень возросли требования к поступающим в первый класс детям.
Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом,
который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую
школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи,
испытывает большие трудности в обучении чтению. Не во всех школах
города дети могут продолжить занятия у логопеда, так как нет широкой
сети школьной логопедической помощи. Поэтому задача профилактики
дислексии чрезвычайна, важна и необходима в наши дни.
Исследования изобразительно-графических способностей детей
подготовительной группы с общим недоразвитием речи (1998/99 уч. год),
из методики раннего выявления дислексии А.Н. Корнева (1991г.),
подтвердили правильность выбора данной темы. Детям предлагался тест-
рисунок: «дом, дерево, человек», без каких-либо дополнительных
указаний. После подведения итогов выяснилось, что 70% детей данной
группы составляют группу риска по дислексии. В рисунках отсутствовало
большинство существенных деталей. 30% детей показали незрелость
изобразительных способностей.
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно
повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Как показали
исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в
возрасте 6-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено
до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это
происходит в 46% случаев.
Понятно, что ни один ребёнок не может научиться сразу, вдруг,
абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию
первоначального обучения грамоте, на которой у них бывает большее или
меньшее количество ошибок. Но не о таких ошибках – закономерных,
естественных – идёт речь, когда имеют в виду патологию.
2) Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети с общим
недоразвитием речи, при обучении чтению и показывает роль и значение
профилактики дислексии.
Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития
всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-
грамматического. При глубоких степенях общего недоразвития речи
(первый и второй уровни) дети оказываются не в состоянии овладеть
чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети менее глубоким
недоразвитием речи (третий уровень) В первом классе, как правило,
овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом делают
большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в
развитии фонетической стороны речи, словарного запаса и
грамматического строя. Для таких детей необходимы систематические, в
течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи и по
подготовке к обучению грамоте, а также совершенствование навыков
звукового анализа.
Нарушения чтения у детей распространяются как на способы овладевания
чтением, так и на темы чтения, и на понимание прочитанного.
Дети с недоразвитием речи вместо плавного слогового чтения часто
пользуются побуквенным угадывающим чтением. При этом они делают много
самых разнообразных ошибок.
Нередко, стремясь объединить отдельно названные буквы в процессе
чтения слов, дети произносят бессмысленный набор звуков, в силу чего
слово теряет своё значение. Бывает и так, что, назвав первые две-три
буквы читаемого слова, дети стараются угадать, что они должны
прочесть. Это приводит к замене читаемого слова другим, сходным по
буквенному составу, но отличающимся по значению. Дети с недоразвитием
речи могут прочесть слово правильно и тут же, прочитывая его вторично,
сделать ошибку, воспринять его как совершенно новое, неизвестное им.
К числу наиболее специфических ошибок можно отнести замену одних букв
другими. В основном заменяются буквы, соответствующие звуки которых
либо совсем не произносятся детьми, либо произносятся неправильно.
Однако заменяются и буквы, которые обозначают правильно произносимые
звуки. В этом случае ошибки могут иметь неустойчивый характер, при
одних обстоятельствах буквы заменяются, при других — читаются
правильно. Наряду с буквами заменяются целые слоги.
Дети с недоразвитием речи делают при чтении и такие ошибки, которые
характерны для детей с нормальным речевым развитием. Но количество
этих ошибок у первых будет значительно большим, чем у вторых. Сюда
можно отнести ошибки на пропуски или добавления букв, перестановки,
неправильное окончание слов.
Степень сформированности навыка чтения у детей может быть различной,
но во всех случаях наблюдаются указанные выше характерные ошибки.
Чтение детей с недоразвитием речи характеризуется также замедленным
темпом, так как они часто застревают на чтении отдельных слов, часто
возвращаются к повторному чтению отдельных букв, отдельных частей
слова или целого слова, для того чтобы правильно соотнести букву с
соответствующим звуком или осмыслить читаемое.
Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным
овладением звуковым составом слова, смешением акустических сходных
звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза. Это влечёт за
собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в
условиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Специальные исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А.
Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь
между различием звуков и запоминанием их графического обозначения.
Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к
трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как график.
Если на первых порах обучения решающую роль играет узнавание буквы и
связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в
зрительное узнавание звукового анализа образа слогов, целых слов, а
иногда и фраз. Ребёнок соотносит буквы с этими образами и благодаря
этому понимает читаемое.
Если у ребёнка нет чётких представлений о том, из каких звуко-
буквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются
обобщённые звуко-слоговые образцы. Вследствии этого он не может
объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими
слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем
сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется
зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков,
входящих в их состав.
Отсутствие чёткого звукового образа слова затрудняет формирование
чёткого зрительного образа этого слова в процессе чтения,
Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при
чтении необходимо, чтобы звуковой состав их был достаточно чёток и
чтобы ребёнок умел их правильно произносить.
Р.Е. Левина подчёркивает, что преодоление трудностей слияния в
значительной мере зависит от развития устной речи ребёнка; чем лучше
владеют дети устной речью, тем легче произвести слияние звуков
читаемого слова. У детей легко создаются в процессе обучения звуковые
образцы слов в их обобщённом звуко-буквенном обозначении. В тех
случаях, когда это по каким-либо причинам не происходит, ребёнок
отстаёт в обучении чтению, задерживаясь долго на побуквенном чтении,
испытывает «муки слияния», не умеет переходить от букв и их названий к
звукам живой речи. Подобная картина наблюдается у детей с общим
недоразвитием речи.
Несомненно, что у описываемых детей нарушения чтения связаны с
недостаточностью представлений о звуко-буквенном составе слова.
Возникший у ребёнка в процессе такого чтения звуковой образ слога или
слова не сразу узнаётся. Так возникает чтение по догадке с частой
заменой одного слова другим. Этим объясняются и такие ошибки в чтении,
как многократное повторение отдельных букв или слогов, пропуски,
перестановки, замены и т.д., что приводит нередко к искажению
прочитанного, к неправильному пониманию и обуславливает резко
замедленный темп чтения.
Степень сформированности навыка чтения может быть выражена различно.
Она связана в первую очередь с проявлениями фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей, с состоянием анализа звукового состава
слова.
Что касается детей с общим недоразвитием речи, то у них наблюдается
неконтекстное восприятие фразы. Сущность его заключается в том, что
дети при чтении воспринимают слова во фразе изолировано. Они не
учитывают характерных лексико-граматических связей слов, а если и
учитывают, то не всегда имеют достаточную речевую подготовленность к
их восприятию. Они часто не могут сгруппировать слова по принципу
лексической и грамматической сочетаемости. Это приводит к тому, что
чтение нередко превращается в угадывание, что способствует замене
суффиксов, окончаний, приставок. Недостатки в овладении техники чтения
влияют на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения
неразрывно связаны между собой и взаимно обуславливают друг друга.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием
речи открывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок
поступает в школу.
Как показывают данные ряда авторов А.Н. Корнева (1995 г.), В.И.
Гордиловой, М.З. Кудрявцевой (1995 г.), Г.А. Глинна (1996 г.), Т.А.
Ткаченко (1999 г.) в среднем у дошкольников с общим недоразвитием речи
готовность к звуковому анализу почти в два раза хуже, чем у нормально
говорящих детей. Общее недоразвитие речи проявляется в значительном
отклонении от нормы в формировании фонематических представлений,
лежащих в основе, звукового анализа.
Важными условиями предупреждения дислексии являются — раннее
распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Страницы: 1, 2
|