на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

3) Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения

должны осуществляться комплексно.

Основные направления логопедической работы:

1. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков,

звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале

звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию.

Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного

звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего необходимо устранить все

недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия

звука).

3. Развите навыков звукового анализа и синтеза

Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков.

Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные.

Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки

из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова.

Уметь определять последовательность звуков в слове и количество

слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения

пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования с

помощью различных приставок (например: ушёл, пришёл, зашёл, перешёл)

или с помощью одной приставки от разных глагольных основ (например:

пришёл, прилетел, прибежал). Другой вид работы — подбор однокоренных

слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

5. Развитие грамматических навыков.

Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и

употреблением предлогов, составление предложений по картинкам,

сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

6. Развитие связной речи.

Ведётся работа по обучению составлению описательных рассказов и

совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

В устной речи детей наиболее заметно выступают недостатки

произношения звуков, неотчётливое, смазанное произношение слов и

искажение их слоговой структуры. Недостатки словарного запаса и

грамматического строя обычно меньше заметны, так как дети стараются

пользоваться только хорошо знакомыми словами выражениями.

Естественно, что при обучении чтению возникнет много ошибок,

обусловленных недостатками произношения и неумение анализировать

звуковой состав слова – замены, пропуски, перестановки букв и слогов,

а иногда и грубое искажение прочитанного.

Поэтому в первую очередь ставится задача упорядочить фонетическую

сторону речи. Развить произношение и звуковой анализ и синтез.

Работа ведётся с использованием современных методик: Т.А. Ткаченко

(1997/99 г.), Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (1993 г.), Г.А. Глинна (1996

г.), Л.П. Успенской, М.Б. Успенский (1996 г.), В.И. Городилова, М.З.

Кудрявцева (1995 г.), Г.А. Ванюжена (1993 г.).

Используя в работе методики данных авторов, устранение недостатков

устной речи и пропедевтика чтения ведётся аналитико-синтетическим

звуковым методом.

В первую очередь специальными логопедическими приёмами исправляется

произношение звуков или уточняется артикуляция имеющихся звуков. При

устранении недостатков звукопроизношения следует соблюдать строгую

последовательность в работе над звуками одной фонетической группы, с

тем, чтобы постепенно выработать у детей прочные дифференцировки между

сходными звуками. Последовательность учитывает постепенный переход от

более лёгких по артикуляции звуков к более сложным.

Параллельно с постановкой звуков ведётся работа по развитию звукового

анализа и синтеза.

Независимо от того, с детьми какого уровня общего недоразвития речи

(III – II) ведётся работа, возникают следующие задачи:

а) направить внимание учащихся на звуковую сторону речи;

б) научить различать звуки на слух, развивать слуховое восприятие;

в) отработать и уточнить артикуляцию сохранных звуков, т.е. тех

звуков, которые изолированно произносящихся правильно, но в речи

обычно звучат недостаточно отчётливо, смазанно;

г) ввести речь те звуки, которые будут вновь поставлены;

д) отдифференцировать и закрепить в речи те звуки, которые сменивались

между собой, научить правильно пользоваться соответствующими буквами;

е) закрепить тот уровень звукового анализа и синтеза, с которым дети

пришли на логопедические занятия, а затем постепенно подвести их к

усвоению более сложных форм звукового анализа и синтеза.

Сознательное усвоение акустико-артикуляционного образа каждого звука и

развивающиеся навыки звукового анализа и синтеза позволяет детям не

только отчётливо произносить целые слова, выделять из них число и

последовательность звуков, но и правильно прочитывать их.

4) В группах с общим недоразвитием речи обучение рассчитано на два года,

поэтому звуковой аналитико-синтетический метод профилактики дислексии

предлагаю разделить, исходя из анализа личного опыта, на два этапа:

1. Первый год обучения. Безбуквенный период. Проводится звуковой

анализ и синтез сочетаний, слогов и слов.

2. Второй год обучения. Буквенный период. Проводится звуко-буквенный

анализ и синтез слогов и слов. Анализ текстов и предложений.

На безбуквенном этапе обучения необходимо развивать у дошкольников

интерес к занятиям и формировать осознанное овладение фонетической

системой языка. Пробудить познавательный интерес помогают различные

игры и игровые приёмы.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть

использована на занятиях учителем-логопедом. В то же время игра —

основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра

имеет две цели: одна из них, обучающая, которую преследует взрослый, а

другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, что бы эти

две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного

материала.

Поэтому на безбуквенном этапе обучения дети пользуются пособием

изготовленным для звукового анализа слова. (Приложение №)

На занятиях по формированию фонетической стороны речи постепенно

вводится следующий наглядно-игровой материал:

Изучая гласные звуки, вводится образ — «девочка»; изучая согласные

звуки, вводится образ — «мальчик». Затем проводится анализ обратных

слогов, которые составляются из двух картинок: «девочка» и «мальчик».

Когда этот материал будет усвоен, переходим к анализу прямого слога.

Сочетание согласного с гласным (СГ) обозначается одной картиной:

«мальчики девочка стоят парой».

а) Тесная взаимосвязь характеризует сочетание согласного и гласного

(СГ). Так, артикуляция гласного готовится в самом начале произнесения

слога (СГ): МА, ПА, КА т. д. Артикуляция гласного влияет на

артикуляцию согласного. Эта взаимообусловленность обеспечивает прочное

сочетание звуков в прямых открытых слогах (типа СГ). Звуки в таких

слогах артикуляторно не отделяются один от другого, вот почему ребёнку

трудно первоначально отделить согласный в сочетании СГ. Например,

разбирая слово лампа, часто вместо первого звука [м] дети называют

целое сочетание СГ [ма], т.к. воспринимают этот комплекс звуков как

единое целое, ведь артикуляторная пауза между звуками не возникает,

что обусловлено тесной взаимосвязью, согласного с гласным. Детей нужно

специально обучать выделению звуков из сочетания СГ. Сформировать это

умение — значит решить одну из главных задач подготовки детей к

обучению грамоте.

Таким образом, в безбуквенный период обучения дети знакомятся с

основными единицами чтения: сочетанием СГ (карточка с изображением

«мальчика и девочки») и звуком вне сочетания (карточки «мальчик» и

«девочка» по отдельности). Данными единицами чтения они будут

пользоваться на протяжении всего периода обучения. К концу года дети

могут составлять из карточек односложные слова (типа: дом, мак, дуб) и

выполнять полный звуковой анализ и синтез.

На буквенном этапе обучения, соответственно вводятся буквы и

совершенствуется звуковой анализ и синтез слов. Изготовленное пособие

используется на занятиях, только дополняется фишками, которые будут

служить «рубашками» для «девочек» и «мальчиков». Мягкие и твёрдые

согласные будут различаться по цвету. В школах города используют два

цвета для обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков, поэтому и

в данном пособии фишки — «рубашки» двух цветов: Чёрный цвет – твёрдые

согласные, синий цвет – мягкие согласные. Звонкость и глухость

согласного будет обозначаться наличием лил отсутствием на фишке -

«рубашке» «колокольчика». Тактильное ощущение вибрации голосовых

связок переходит в зрительный образ «колокольчик».

Данное пособие используется на каждом занятии по обучению грамоте, что

позволяет совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов.

Дети изучают буквы, составляют слоги и односложные слова. Читают слоги

и слова из пройденных букв. Использование на занятии данного пособия,

позволяет составлять и анализировать слова любой звуко-слоговой

структуры, что решает задачу опережающего обучения.

Данный приём позволяет широко раскрыть все возможности звукового

аналитико-синтетического метода профилактики дислексии.

б) При обучении грамоте в подготовительной группе были внесены

изменения в последовательность изучения букв. Это повысило

эффективность работы по пропедевтике чтения.

В начале изучаются первые пять гласных букв: А,У,О,Ы,Э. Затем

изучаются согласные буквы: К,Т,П,М,Н,С. При изучении каждой согласной

буквы, сразу же идёт чтение прямых слогов. Например: КА,КО,КУ,КЫ,КЭ;

МА,МО,МУ,МЫ,МЭ и т.п.

На данном этапе следует использовать методику Н.А. Зайцева (1998 г.).

Читая таблицы слогов, дети воспринимают прямой слог, как единицу

чтения, и в тоже время знают, что прямой слог состоит из двух звуков.

Тренируясь в технике чтения слогов, дети не теряют способность к

звуковому анализу. Перейдя к работе над словом, необходимо

использовать «кубики зайцева» и читать, осуществляя синтез слова, по

единицам чтения. Составив тоже слово по описанному выше пособию, легко

произвести звуковой анализ.

Затем изучаются другие пять гласных букв (я,ё,ю,и,е) и остальные

согласные. Продолжается работа с таблицами и кубиками, а так же

постоянно ведётся звуковой анализ слов.

Следует отметить, что на буквенном этапе обучения у детей возникают

трудности запоминания и воспроизведения букв. Данные затруднения легче

преодолеть, если дать дошкольнику образ буквы, то есть предмет похожий

на букву. Например: О - обруч или колесо, П – перекладина или ворота,

Н – носилки и т. д. (Приложение№). Символы, наглядные образы помогают

детям запомнить начертания и пространственное расположение буквы.

Конечно, наряду с данным способом запоминания используются и другие,

такие как: конструирование букв, выкладывание из палочек, печатание,

раскрашивание, штрихование букв. Изучая новые буквы и анализируя

звуковой состав слов, проводится работа и с предложением.

1. Составляется предложение по специально подобранной картинке или по

опорным словам. Даётся правило: Первое слово в предложении пишется с

большой буквы в конце предложения ставится точка. Чертится схема

предложения.

.

2. определяется количество и порядок слов в предложении. Все слова в

предложении пишутся отдельно.

.

.

3. Слова в предложении делятся на слоги.

.

.

.

4. Выполняется полный звуковой анализ слов.

. гласный звук;

. согласный, твёрдый, глухой звук;

. согласный, твёрдый, звонкий звук;

. согласный, мягкий, глухой звук;

. согласный, мягкий, звонкий звук.

5. Разбирается предложение по вопросам, устанавливаются связи слов в нём

по смыслу и выделяются на слух окончания некоторых слов (например,

существительного и прилагательного).

6. Повторяется, всё предложения и записывается, предварительно вспомнив

правила правописания уже знакомые детям.

7. Прочитывается записанное предложение. После знакомства с предложением,

переходим к работе над текстом. На занятиях по развитию связной речи,

дети знакомятся с рассказом, учатся пересказывать, составляют рассказы

по сюжетным картинкам и знают, что рассказ состоит из предложений.

Этот вид работы включает в себя: чтение в слух текста из четырёх-пяти

предложений с паузами после каждого из них; счет предложений в

рассказе. Затем проводится разбор и чтение доступных текстов,

составленных из пройденных букв.

Например.

Читаем текст, написанный на плакате. Красным цветом выделены первые

буквы предложений и точки. Указкой показываем начало и конец

предложений. Определяем количество предложений в рассказе. Читаем

текст, соблюдая паузы после каждого предложения. После, дети

самостоятельно читают и определяют количество предложений в тексте.

При таком порядке работы дети многократно повторяют материал,

анализируя в нём то одно, то другое. Это позволяет закрепить знания не

механически, а осознанно, на основе осмысления различных заданий.

Чтобы обеспечить системный подход к проведению занятий, необходимо

следовать календарно-тематическому планированию. (Приложение№)

в) Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, является

основным в предупреждении дислексии. Применяя его на практике,

значительно улучшаются результаты коррекции фонетической стороны речи

(См. приложение: Динамика развития фонетической стороны речи).

Исследуя звукопроизношения и фонематическое восприятие, был отмечен

значительный рост звукового анализа и синтеза. Это позволило создать

базу для полной и значительной коррекции речевых дефектов с

последующим выпуском детей в массовую школу.

5) На основании выше изложенного, следует отметить, что в коррекционных

группах с общим недоразвитием речи созданы все условия для преодоления

речевых дефектов и подготовки детей к школьному обучению.

Необходимо продолжить и расширить работу по совершенствованию

звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, потому что

велика вероятность проявления дислексии у детей с общим недоразвитием

речи.

Массовые школы города продолжают набор детей шестилетнего возраста в

первые классы, и эта тенденция закрепляется.

Среди детей логопедических групп есть такие, которые обучались один

год, вместо положенных двух лет по программе коррекции общего

недоразвития речи. Исходя из этого, а так же, учитывая, что ранняя

диагностика дает лучшие результаты, считаю возможным набирать в группы

общего недоразвития речи детей четырехлетнего возраста. Для того,

чтобы к шести годам достичь того уровня развития, который достигался

раньше к семи годам. Такой подход позволит провести коррекционное

обучение в полном объеме.

У детей будет сформирована полноценная речь, что даст возможность не

только преодолеть речевую патологию, но и подготовить их к школе. В

шесть лет, после полного курса коррекционного обучения, дети будут

лучше подготовлены к усвоению школьной программы, чем их сверстники.

В первый год обучения следует особо обратить внимание на развитие

фонематического восприятия.

В процессе логопедической работы у детей должно, прежде всего,

сформироваться умение контролировать своё произношение, а также умение

исправлять ошибки в своей речи и сравнивать речь окружающих с собой.

Работу по развитию фонематического восприятия, для первого года

обучения в группах с общим недоразвитием речи, условно можно разделит

на шесть этапов:

1) Узнавание неречевых звуков;

2) Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте,

силе и тембру голоса;

3) Различение слов, близких по звуковому составу;

4) Дифференциация слогов;

5) Дифференциация фонем;

6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.

На второй год обучения вводится система специальных упражнений,

(описанная выше), и направленная на пропедевтику чтения. У детей

продолжает развиваться умение не только правильно произносить, но и

различать все фонемы родного языка.

Развитие звукового анализа и синтеза слов, постепенно формирует навык

послогового чтения. Дети осмысленно читают лёгкие тексты, отвечают на

вопросы по прочитанному, учатся пересказывать.

По окончании обучения, дети выпускаются в массовую школу со

значительным улучшением или полной коррекцией речевой патологии, а

также умеют читать и подготовлены к усвоению школьной программы.

ЛИТЕРАТУРА

1) Л.С. Волкова Логопедия М.,1989

2) Р.Е. Левина Основы теории и практики логопедии М., 1968.

3) Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва, Г.В. Чиркина Основы логопедии М.,1989

4) Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева Преодоление общего

недоразвития речи М., 1990

5) А.Н. Корнев Дислексия и дисграфия у детей С Петербург 1995

6) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

классов М., 1991

7) Т.А. Ткаченко если дошкольник плохо говорит С Петербург, 1997

8) Т.А. Ткаченко В первый класс без дефектов речи С Петербург 1999-

9) В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева Чтение и письмо М., 1995

10) Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада М.,1993ю

-----------------------

ШАЛУН

Вот кот. Он уронил бидон. Молоко потекло.

Кот лакал молок

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.