на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История высшего образования в Украине - (реферат)
p>События 1917 г. изменили не только социальный строй, но и поставили на повестку дня создание новой школы с новыми педагогическими кадрами. Независимая Украина делала первые шаги в организации подготовки национальных педагогических кадров. Программным документом явилась декларация генерального секретариата от 26 июня 1917 года, в которой определялись основные мероприятия, направленные на развитие национальной школы и подготовку для нее кадров.

Началось становление системы украинского высшего образования. В 1918 г. университеты Св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский (Одесский) стали государственными университетами Украины. В этом же году на базе Высших женских курсов открывается университет в Екатеринославле (Днепропетровске). В Симферополе в 1918 г. начинаются занятия в Таврическом филиале Киевского университета, а через полгода при полной поддержке и помощи Киевского университета торжественно открывается Таврический университет. Возобновление деятельности Киевского, Харьковского, Новороссийского университетов, открытие новых университетов в Екатеринославле и Симферополе имели огромное значение для развития общества, культуры, образования. Несмотря на крайне тяжелое положение Украинской республики в 1918-1920 гг. , правительство Украины, Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты оказывали помощь новым университетам. Екатеринославский университет был преобразован в государственный и взят бюджет республики. Ощущал поддержку и Таврический университет.

В условиях гражданской войны в Украине велась подготовительная работа по открытию и других университетов в Полтаве, Чернигове и Нежине. Начали действовать Киевский украинский народный университет, Педагогическая академия в Киеве, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском. В середине 1918 г. начинается интенсивная деятельность по строительству системы высшего педагогического образования. 20 апреля 1918 г. на заседании комиссии Наркомпроса РСФСР обсуждался вопрос о том, какой тип высшего учебного заведения целесообразно положить в основу подготавливаемой реформы. Высказывалась мысль о существовании образцовых политехнических институтов, по типу которых может быть преобразован и университет. Однако окончательно было принято решение поставить в основу реформы государственные университеты.

На прошедшем в 1918 г. Всероссийском совещании деятелей высшей школы был рассмотрен проект“Положения о Российских университетах”, согласно которому университет делился на три ассоциации: научную, учебную и просветительскую. Они должны были дать каждому деятелю высшей школы возможность избрать наиболее соответствующий его дарованиям и научному влечению вид и способ научной или учебной деятельности.

Для более широкого привлечения трудящихся страны к высшему образованию в 1919 г. , в частности, в Киеве, Харькове, Екатеринославе были открыты подготовительные курсы, в 1921 г. – созданы рабочие факультеты. В 20-е –начале 30-х годов ясно проявились две противоположные тенденции в университетском вопросе. С одной стороны, в Украине открылся новый университет в Екатеринославле, шел процесс интенсивной реорганизации Киевского, Харьковского и Одесского университетов, испытывал на себе огромное влияние со стороны украинских университетов Симферопольский университет. С другой стороны, в связи с тяжелым экономическим положением был упразднен ряд высших учебных заведений, в том числе университеты, возникшие в независимой Украине после 1917 года: Киевский украинский народный университет, Украинский государственный университет в Каменец-Подольском.

В 1919 г. было введено “Временное положение … об управлении высшими учебными заведениями”, в соответствии с которым всем вузам предписывалось вести работу в трех направлениях: научном, научно-учебном и просветительском. Руководить университетом должны были соответствующие советы, состоящие из делегатов факультетских советов. Руководство хозяйственной деятельностью возлагалось на хозяйственный комитет. Должности ректора и проректора упразднялись, а их функции выполняли комиссары вузов, назначавшиеся Наркомпросом и имевшие чрезвычайные полномочия. Общегосударственные вопросы передавались на обсуждение и решение Наркомпроса. Таким образом, “Временное положение …”было основным документом, положившим начало централизованной системе управления высшей школой, в частности, университетским образованием.

Деятели образования начали строить систему высшего образования по образцу профессионально-технических учебных заведений. Они считали, что старые университеты были оторваны от жизни. Являясь высшими учебными заведениями, они давали своим воспитанникам основательные теоретические знания, но не обеспечивали овладение конкретными профессиональными навыками. По мнению руководителей просвещения, университеты практически не готовили специалистов определенного, явно очерченного профиля. Исключение составляли лишь студенты медицинского и юридического факультетов. Особой критике подвергалась система подготовки специалистов на историко-филологическом и физико-математическом факультетах. Студенты, оканчивающие именно эти факультеты, становились преподавателями школ, ремесленных училищ, техникумов.

В первые годы советской власти возникли своеобразные формы интеграции науки, высшего образования и производства. Одной из них явился Институт инженеров электриков-производственников (ИИЭП). Система ИИЭП исходила из того, что нет инженеров широкого и узкого профиля, а есть инженеры для тех или иных потребностей промышленности и техники. По мнению организатора института Я. Ф. Каган-Шабшая, инженер обязан начать работать опытным специалистом, а не терять время на освоение производства с нуля. Студент рассматривался как полноценный участник производственного процесса. Четыре дня в неделю студенты работали на заводе, в течение двух дней по 10 часов занимались в институте. Не было зачетных сессий. Пройденный предмет сдавался немедленно. Система ИИЭП являлась воплощением экономики: студенты, работая на производстве, окупали свое содержание и участвовали в создании материальных ценностей. Новая концепция практицизма и профессионализма нашла свое отражение в решении совещания“О реформе высшей школы”(1920 г. ), которое предусматривало создание в вузах узкоспециализированных факультетов с трехгодичным сроком обучения. Это положение распространялось и на университеты: вместо филологического и естественного факультетов должен быть создан педагогический с различными специализациями. Это было отражением тенденции развития высшего образования за рубежом, связанной с появлением в начале XX в. педагогических факультетов в некоторых американских университетах. Необходимость создания педагогических факультетов в университетах диктовалась нуждами народного образования, повышения качества подготовки учителей. Предполагалось, что в процессе реорганизации университетов удастся определить профиль выпускников, разработать новые учебные планы и программы, ввести общественные дисциплины, подготовить новые профессорско-педагогические кадры. Однако, реформа в украинских университетах пошла по иному пути. Ликвидируя все негативное, что было в университетах, Комиссариат просвещения стал на позиции ликвидации самих университетов.

В 1920 году Наркомпрос Украины ликвидировал университеты в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославле и Симферополе. Начался этап утверждения военно-коммунистического стиля управления высшим образованием. Прямыми наследниками ликвидированных университетов стали самостоятельные медицинские и юридические институты и временные высшие педагогические курсы, созданные на базе историко-филологических и физико-математических факультетов. Студенты физико-математических факультетов, проявившие склонность к техническим дисциплинам, переходили в соответствующие группы специальных индустриально-технических институтов.

Временные высшие педагогические курсы оказались учреждениями нежизнеспособными. Попытка придать наиболее“теоретическим”, оторванным от жизни факультетам педагогический профиль не вызвала поддержки ни среди профессоров, ни среди студентов.

На базе факультетов университетов были созданы институты физико-математических наук, а историко-филологические факультеты были преобразованы в институты гуманитарно-общественных наук. Также возникли новые высшие учебные заведения–Академии теоретических знаний, состоявшие из института общественных наук и института физико-математических наук.

В 1921 г. Наркомпрос УССР начал на основе старых университетов создавать Институты народного образования: Киевский, Харьковский, Одесский, Екатеринославский. В 1930 г. на базе соответствующих факультетов институтов народного образования созданы институты профессионального образования, выпускавшие преподавателей для техникумов, школ ФЗУ, рабфаков. На базе факультетов социального воспитания–институты социального воспитания, готовившие кадры учителей для общеобразовательных школ, внешкольных работников и др. Вскоре институты социального воспитания были преобразованы в педагогические институты. Временные высшие педагогические курсы, институты физико-математических наук, институты гуманитарно-общественных наук, академии теоретических знаний и институты народного образования представляли собой различные“экспериментальные” формы высшего образования в период с 1920 по 1933 гг. Большим событием в развитии системы высшего образования явилось воссоздание университетов в Украине. Было решено с 1 сентября 1932 г. открыть университеты в Харькове, Киеве, Одессе и Днепропетровске. За короткий срок университеты стали научными и образовательными центрами Украины. К функционирующим факультетам добавлялись новые, создавались вечерние, заочные отделения, что явилось положительным результатом реорганизации высшего образования. Таким образом, только к началу 1939 г. сложилась определенная отечественная система университетского педагогического образования. После присоединения к Украине западно-украинских земель в эту систему вошли Львовский и Черновицкий университеты.

Всего к началу 1938/39 учебного года в УССР насчитывалось 129 высших учебных заведений.

В 1938 г. были утверждены однотипные для всех университетов страны учебные планы. Особенность их состояла в том, что они отражали черты университетского образования, опирающегося на широкую научно-теоретическую базу. Окончательно была определена структура учебного плана: общетеоретическая подготовка, общеспециальная подготовка и на последних курсах–подготовка по конкретной специальности. В планах предусматривались курсы по выбору.

Развитию научных исследований способствовало введение новой системы ученых степеней и ученых званий и порядка присуждения их.

Следует подчеркнуть, что институты народного образования стали развиваться как украинские высшие учебные заведения, готовившие педагогические кадры для органов образования Украины. Преподавание в Киевском, Харьковском, Днепропетровском ИНО было украинизировано: вводились предметы, знакомящие с географией, историей, литературой, языком, культурой, бытом украинского народа.

Оценивая период 1917-1941 гг. , необходимо подчеркнуть, что он имеет огромное значение в истории развития университетского педагогического образования в Украине. В связи с воссоединением западно-украинских земель с Украиной стали государственными национальными университетами Львовский и Черновицкий университеты (1940). Накануне Великой Отечественной войны сложилась университетская система в Украине, состоящая из шести классических университетов–Киевского, Харьковского, Львовского, Одесского, Днепропетровского и Черновицкого университетов.

Великая Отечественная война нарушила созидательную жизнь. Позитивные изменения, происходившие в высшем образовании, были приостановлены. В связи с надвигающейся оккупацией Украины государственные вузы были эвакуированы в восточные районы СССР.

Только к концу 1943 года эвакуированные украинские университеты и институты начали возвращаться в родные города. После освобождения временно оккупированной территории Украины на ней действовало 154 высших учебных заведения. Сразу же после окончания войны и присоединения Закарпатья к Украине в университетскую систему влился еще один вуз - Ужгородский государственный университет, первый вуз в Закарпатье.

В послевоенный период в университетах стала ощутимой потребность к укрупнению специальностей, расширению профиля специалистов. Были пересмотрены учебные планы и программы высших учебных заведений. Произошло укрупнение ряда высших учебных заведений. В больших вузах качество подготовки специалистов было лучшим, меньше расходовалось средств на подготовку каждого из них, рациональнее использовались материально-техническая база вузов, профессорско-преподавательские кадры. В результате укрупнения вузов с 1950 по 1960 гг. количество их в Украине сократилось со 160 до 135 при одновременном увеличении количества студентов более чем вдвое: с 201, 5 тыс. до 417, 7 тыс. Осуществлялось приближение высших учебных заведений Украины к производству, совершенствовалась их структура, устранялся параллелизм в подготовке кадров. Открывались новые учебные заведения на периферии. В 1956-1957 гг. были созданы медицинские институты в Ворошиловграде и Тернополе, куда перевели часть студентов из Киевского и Харьковского мединститутов. В 1958 году открылся горно-металлургический институт в г. Ворошиловске.

В 1955-1957 гг. новые заочные и вечерние отделения и факультеты открылись при 26 высших учебных заведениях. В 1956 году Министерство высшего образования СССР утвердило положение о филиалах заочных высших учебных заведений и об учебно-консультационных пунктах заочных отделений, благодаря чему студенты заочных институтов, отделений и факультетов могли получать необходимую им в учебе помощь, лучше овладевать знаниями.

Изменения в географическом размещении вузов способствовали более полному охвату высшим образованием жителей всех областей, приближению условий обучения к условиям труда будущих специалистов. Однако главными вузовскими центрами в Украине все же оставались Харьков, Киев, Одесса и Львов. В 1958 г. в этих городах находилось 70 вузов из 140, обучалось в них 59% от общей численности студентов. В Харькове было 24 вуза, в Киеве– 18, в Одессе – 16, во Львове – 12 вузов. Народному хозяйству страны постоянно требовались специалисты новых профилей. Чтобы удовлетворить эти потребности, при институтах открывались новые отделения, факультеты, кафедры. Особое внимание обращалось на подготовку инженеров по таким специальностям, как приборостроение, электромашиностроение, автоматика и телемеханика, диэлектрика и полупроводники, промышленная электроника, конструирование и производство радиоаппаратуры, автоматизация промышленных процессов, производство сборных железобетонных изделий и конструкций для строительства, проектирование телевизионной аппаратуры, технология производства искусственного волокна, меха и кожи и др. Уровень подготовки высококвалифицированных кадров в значительной степени зависел от качественного и количественного состава научно-педагогических работников вузов. Их количество за 10 лет (с 1950 до 1960 гг. ) увеличилось с 14, 5 тыс. до 24, 7 тыс. человек.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.