на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История высшего образования в Украине - (реферат)
p>Известные ученые, преподававшие в вузах, способствовали активизации научной работы студентов. Так, в 1955 г. в институтах Украины членами научных кружков были свыше 9 тыс. студентов, в 1958 г. их стало уже более 15 тыс. Во второй половине 50-х годов начинается перестройка университетского педагогического образования. Были пересмотрены учебные планы и программы для студентов педагогических специальностей университетов в сторону увеличения количества часов на преподавание педагогических, психологических и методологических дисциплин. Обновление университетского педагогического образования в большой степени коснулось практической подготовки студентов к работе в средней школе. По времени педагогическая практика увеличилась более, чем в три раза. Четко определились три вида педпрактики: один раз в неделю осуществлялась практика без отрыва от учебных занятий в школе и внешкольных учреждениях по воспитательной работе с детьми, заканчивающаяся месячной практикой в летних пионерских лагерях, практика с отрывом от занятий, проходящая преимущественно в городских школах и стажерская практика в течение месяца, главным образом, в сельских школах республики.

В начале 60-х гг. начинает расширяться сеть государственных университетов путем преобразования в университеты крупных педагогических институтов: Донецкий, Симферопольский.

Главными задачами высших учебных заведений является подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих глубокими теоретическими знаниями и практическими навыками. Высшая школа постоянно совершенствует качество подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники и культуры, перспектив их развития. Неотъемлемой частью деятельности вузов является развитие научно-исследовательской работы, создание учебников и учебных пособий, подготовка научно-педагогических кадров, а также специалистов с высшим образованием, занятых в соответствующих отраслях народного хозяйства.

Учебный процесс в вузах тесно сочетается с производственной практикой. Подготовка специалистов всех профессий осуществляется на научно-теоретическом уровне, устанавливаемом периодически в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для соответствующей группы специальностей. Отличительной особенностью университетов по сравнению с пединститутами в вопросе подготовки педагогических кадров была научно-исследовательская направленность университетского образования.

В 1960-1970 гг. основное внимание при планировании подготовки кадров обращалось на те звенья высшего образования, которые обеспечивали научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства, дальнейший рост культуры и благосостояния трудящихся. Началась подготовка кадров по многим новым специальностям, в частности по механизации учета и вычислительных работ, обслуживанию приборов точной механики, электроакустике и звуковой технике, обслуживанию электровакуумных машин, оптических приборов, проектированию и эксплуатации атомных и энергетических установок, электрических систем, полупроводниковых материалов, по теплофизике, кибернетике, технологии полимерных материалов и др.

В 1974-1975 гг. на основе действующих учебных планов вузов были созданы рабочие учебные планы, в которых определялось количество часов, затрачиваемых студентами на самостоятельную работу по каждой дисциплине. При этом внимание обращалось на сложность учебного курса, его трудоемкость и значимость для специалистов данного профиля.

С целью профессиональной адаптации выпускников с 1972 г. была введена годичная стажировка молодых специалистов на предприятиях народного хозяйства. Всестороннее укрепление связей вузов с производством по всем направлениям (производственная практика и стажировка, организация филиалов профилирующих кафедр на производстве, лабораторий, учебно-научно-производственных объединений и др. ) и на этой основе улучшение профессиональной подготовки специалистов являлись основными задачами высшей школы. Этот этап развития высшей школы характеризуется не только увеличением объема и расширением тематики научно-исследовательской работы, но и возрастанием роли научной деятельности высшей школы в общегосударственном масштабе.

В середине 70-х гг. была сделана попытка совершенствования процесса формирования высококвалифицированных специалистов–педагогов в условиях университетов. В методическое обеспечение были внедрены учебно-методические комплексы, которые были призваны обеспечить единство фундаментальной, специальной и психолого-педагогической подготовки. Однако, их реализация носило в большей степени формальный характер. Определенную роль в подготовке специалистов с высшим образованием сыграли комплексные планы, которые ориентировали на всестороннее гармоническое развитие личности студентов.

Прогрессивной тенденцией высшей школы 70-х гг. явилось новая форма организации самостоятельной работы студентов, проведение внутрисеместровых аттестаций. Вместе с позитивными изменениями необходимо отметить и негативные, имевшие место в истории высшего образования 60-70-х годов. Научно-технический прогресс требовал мобильной системы подготовки специалистов, а вузовские программы практически не менялись. Вузы были в плену инструкций и предписаний, они не имели права изменять программы обучения. Погоня за выполнением плана приема и выпуска специалистов приводила к тому, что исключить нерадивого студента можно было только в случае, если он сам прекращал посещать продолжительное время университет, либо совершал криминальный поступок.

Учебный процесс строился на принципе параллельного, непересекающегося преподавания общенаучных, специальных и профессиональных дисциплин. В результате выпускники слабо представляли возможности использования значительной части знаний в педагогической и производственной деятельности. В учебных планах педагогических специализаций приоритетное место занимали теоретические дисциплины: общественно-политические, военно-медицинские, которые никаким образом не были связаны с будущей педагогической деятельностью. Педагогической практике уделялось все меньше и меньше внимания, зачастую она проводилась формально, не оставляя никакого впечатления у студентов. Учебный процесс в целом осуществлялся экстенсивными методами. Количество информации, которое необходимо было усвоить за весь период обучения, постоянно возрастало. Увеличивалось число аудиторных занятий. Организация самостоятельной деятельности студентов проходила формально, преувеличивалась роль административных методов управления. У студентов формировалась инертность мышления и деятельности.

За время с 1960 по 1980 г. был реорганизован ряд вузов, открыты новые. На базе Донецкого педагогического института создан Донецкий университет, на базе вечернего филиала Харьковского политехнического института– Ворошиловградский вечерний машиностроительный и др. В 1984 г. в УССР функционировало 146 высших учебных заведений, в том числе университетов– 9, технических вузов – 50, сельскохозяйственных вузов – 17, вузов по экономике и праву – 10, пединститутов – 30, вузов по здравоохранению – 15, вузов по физкультуре и спорту – 3, культуре и искусству –12. К сети высших учебных заведений относятся также 25 филиалов вузов Украины, 7 специализированных факультетов и отделений и 12 общетехнических факультетов. В середине 80-х гг. проводилась реформа общеобразовательной и профессиональной школы. Высшие учебные заведения Украины вносили значительный вклад в ее реализацию. Основные мероприятия, направленные на решение вопросов Реформы, дали некоторые положительные результаты. Заметно улучшилось качество обучения в вузах, как в плане научной подготовки студентов, так и в отношении их психолого-педагогической готовности к работе в школе. Этому способствовал курс на целевую подготовку учителей. На основе совместной деятельности постепенно начала складываться система довузовской подготовки и отбора абитуриентов. В университетах функционировали юношеские предметные школы, Малые академии наук, факультеты довузовской подготовки, проводились олимпиады по общественным, гуманитарным и естественным наукам.

С 1984 года пединституты и университеты начали проводить целевой прием по направлениям педсоветов школ, органов образования на факультеты, готовящие педагогические кадры. Однако, реализация этого начинания имела не всегда положительный результат. Направления для целевого поступления нередко выдавались формально, а несовершенная диагностика направленности и способностей абитуриентов не всегда позволяла принимать на учебу только тех, кто склонен к педагогической деятельности. Тем не менее, система мероприятий по профессиональной ориентации молодежи позволила сохранить в течение 80-х годов высокий конкурс поступающих на педагогические специализации. После обретения независимости (1991) в суверенной Украине начала формироваться собственная политика в области высшего образования. Она ориентирована на достижение современного мирового уровня, возрождение самобытного национального характера, коренное обновление содержания, форм и методов обучения, приумножение интеллектуального потенциала страны.

В настоящее время в Украине действует 15 классических университетов. В 90-е годы продолжала наблюдаться тенденция реорганизации крупных педагогических институтов страны в университеты. Так, в 1992 году на базе Ивано-Франковского пединститута был открыт Прикарпатский университет. Луцкий пединститут в 1993 году преобразован в Волынский университет. В 1994 году организован Восточноукраинский университет, при котором функционирует Луганский пединститут. В 1995 году Черкасский и Сумский пединституты стали государственными университетами.

Долгие годы отсутствовавшая традиция подготовки специалистов в форме экстерната была возрождена в 1995 г.

В течение последних лет была преодолена государственная монополия в области высшего образования. Открыты вузы с различными формами собственности: коммерческие, частные, совместные, международные, которые предоставляют возможность получения высшего образования большому количеству выпускников средних и средне-специальных учебных заведений.

Развитие платного и бесплатного высшего образования, с одной стороны, открывает возможность подготовки специалистов на коммерческой основе по договорам; с другой стороны, резко уменьшает количество мест для поступающих на госбюджетной основе и ограничивает доступ в вузы тех, кто не имеет возможности оплатить свое обучение.

Коренные преобразования в содержании высшего образования связаны с разработкой и внедрением в 1988-93 гг. новых учебных планов, в которых реализован дифференцированный подход к подготовке специалистов для педагогической, производственной и научно-исследовательской деятельности. Существование этих планов приблизило высшее образование к требованиям, предъявляемым обществом и образованием к современному специалисту.

Обладая значительным научным потенциалом и будучи ведущими учреждениями образования, университеты традиционно являются крупнейшими центрами подготовки специалистов. Они призваны обеспечивать кадрами самых различных профилей научно-исследовательские, политические, культурные и правовые институты общества, административные, планирующие, директивные органы государства, промышленность, сельское хозяйство, медицину, органы образования. Университеты, располагая значительным отрядом ведущих ученых-педагогов, комплексом научно-исследовательских и образовательных подразделений, являются крупными культурно-просветительскими центрами. Они проводят большую работу по распространению знаний и достижений в области естественных и гуманитарных наук среди учащейся молодежи, преподавателей средних и средне-специальных учебных заведений, служащих и инженерно-технической интеллигенции.

Для 90-х гг. характерна тенденция, связанная с подготовкой в университетах высококвалифицированной педагогической интеллигенции. На пути к достижению этой цели сделано уже немало: в государственные документы и учебные планы заложены идеи гуманизации и гуманитаризации педагогического университетского образования, заметным стало место культурологических, общеразвивающих дисциплин в содержании образования.

Университеты, наряду с педагогическими институтами, занимают ведущее место в развитии и совершенствовании среднего, средне-специального и высшего образования, подготовке преподавателей для средних школ, училищ, техникумов и вузов. Ведущую роль играют университеты в системе непрерывного образования, послевузовского повышения квалификации педагогических кадров, учителей и руководителей школ, работников различных отраслей государственного хозяйства.

    Список литературы.

Батышев С. Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М. , 1979.

Глузман А. В. Университетское педагогическое образование: опыт системного исследования. К. , Издательский центр“Просвiта”, 1997.

Ефименко Г. Г. , Красников В. М. , Новоминский А. Н. Высшая школа Украинской ССР. Успехи, проблемы развития. К. , 1978.

    История Украинской ССР. “Наукова думка”, К. , 1984, Т. 2-10

Украинская Советская Энциклопедия. Главная редакция УСЭ, К. , 1985.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.