Муз. воспитание детей дошкольного возраста
Дата добавления: март 2006г.
Введение
Тема выпускной квалификационной работы –развитие музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и пособий. Научный руководитель – Головина Наталья Евгеньевна. Гуманизация общественной жизни –одна из глобальных проблем современности. Она требует от человечества пересмотра содержания наук, которые воспроизводят его духовный потенциал. Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей “развивающейся личности в развивающемся мире”. Решение данной проблемы напрямую зависит от уровня образования –важнейшего компонента человеческой культуры. Как отмечают специалисты, в современном мире важен перенос центра тяжести на индивидуальность человека, изучение его самодвижения, развитие его духовности и отношения к окружающему миру. Музыкальное искусство в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкально-сенсорных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании. По утверждению специалистов, дошкольный возраст –синзетивный период для формирования музыкальных способностей. Все дети от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому. От него и только от него зависит, каким станет в дальнейшем ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. “Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь”. (2; с. 100) Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное воспитание ребенка как можно раньше. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих и музыкально-сенсорных способностей ребенка уйдет невосполнимо. Поэтому область исследования– методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных ученых и педагогов, как Выготский Л. С. , Теплов Б. М. , Радынова О. П. , доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения. Предметом исследования послужили специально организованные музыкальные занятия, в которых музыкально-дидактические игры и пособия являлись ведущим видом деятельности. Исходя из этого объект исследования–использование наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов в сочетании со словесными, как наиболее эффективных в музыкально-сенсорном развитии дошкольников. К сожалению, работа по музыкально-сенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях организуется не всегда на должном уровне. Очевидно, это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Безусловно, сама организация использования музыкально-дидактических игр требует от педагога понимания значимости и ценности музыкально-сенсорного развития детей, большого творчества и мастерства, умения и желания эстетично изготавливать и оформлять материал, а таковыми способностями обладает далеко не каждый музыкальный руководитель. Проведенная работа показала, что из всех игр на музыкально-сенсорные способности самым сложным видом игр для детей являются игры на развитие чувства ритма. Главная проблема исследования заключалась в необходимости использования фрагментов занятий, направленных на развитие чувства ритма у детей средствами музыкально-дидактических игр и пособий. Как показала практика, систематическое применение пособий и игр вызывает у детей активный интерес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания. Для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма. Цель работы определила и поставила следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников. 2. Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. 3. Выявить условия музыкально-сенсорного воспитания в дошкольном учреждении. 4. Совершенствовать формы и методы проблемного обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкально-дидактических игр. 5. Наработать вспомогательный музыкальный дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе. В теоретической части работы были рассмотрены следующие вопросы: значение музыкально-сенсорного воспитания с точки зрения известных отечественных и зарубежных психологов, педагогов и ученых (Ф. Гальтона, Л. С. Выготского, О. П. Радыновой, М. А. Михайловой); развитие музыкальных способностей в работах Теплова Б. М. , основные виды музыкально-дидактических игр и пособий. Главным оставался вопрос о месте музыкально-сенсорного воспитания в дошкольной педагогике, который и в настоящее время не потерял своей значимости. Для успешного формирования музыкально-сенсорных способностей детей необходимо наметить пути их развития. Для этого очень важно знать, какова музыкальность каждого ребенка. Это можно выявить только“в ходе многократных наблюдений и занятий”, ведь только тогда, по мнению Выготского Л. С. “можно судить” об уровне музыкального развития детей. (21; с. 200) Поэтому в практической части работа велась по двум этапам:
подготовительный основной.
На подготовительном этапе, который длился два месяца, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:
развитие звуковысотности развитие динамического слуха развитие тембрового восприятия формирования чувства ритма.
При этом был использован “Экспресс-анализ и оценка музыкальной деятельности детей” под редакцией О. А. Сафоновой. Вследствие проведенной работы выявили, что чувство ритма у детей развито наиболее слабо, что и послужило в дальнейшем основанием для проведения на основном этапе музыкально-дидактических игр только на эту способность. Ведь чувство ритма –основа эмоциональной отзывчивости на музыку. И подобранные игры и пособия, несомненно, должны были служить этой цели. Для этого были использованы игры Комиссаровой Л. Н. , Костиной Э. П. , Кононовой Н. Г. , Михайловой М. А. :“Бубенчики”, “Небо синее”, “Имена и ритмы”, “Прогулка”; а также фрагменты системы элементарного музицирования австрийского композитора Карла Орфа. Работа велась на базе детского дошкольного образовательного учреждения Рыбинского педагогического колледжа“Гармония”с детьми старшего дошкольного возраста с разным уровнем музыкальных способностей и возможностей. У одних детей основные музыкально-сенсорные способности проявляются ярко уже сейчас, у других они смогут развиться позже. Проводимые музыкально-дидактические игры позволили судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание музыкальных занятий.
В результате работы выявилось: слуховое внимание детей стало более организованным
появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его звучащими жестами и на металлофоне. Улучшилась реакция детей на определение инструментов по тембровому и динамическому звучанию. Завершает работу конкретный практический материал, который отражен в приложении. Предлагаемый обобщенный систематизированный опыт со старшими дошкольниками по развитию у них музыкально-сенсорных способностей доступен в овладении любым педагогом и музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе. Ведь все игры и пособия, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. А образная, игровая форма занятий, применение различных заданий позволяют поддерживать у детей интерес к музыкальной деятельности, осуществлять ее более успешно. Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.
Глава I
Музыкально-сенсорное воспитание детей в дошкольной педагогике. 1. 1. Способности как индивидуально-психические свойства личности ребенка. Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Для того, чтобы способности проявились, их носителю приходится прикладывать много труда. В процессе занятий конкретной деятельностью совершенствуется работа анализаторов. У музыкантов, например, появляются сенсорные синтезы, которые позволяют им переводить образы музыкально-слуховых представлений в соответствующие двигательные реакции. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. “Наши желания, - говорил Гете – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии будем совершить”. (5; с. 28) Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости. Обусловленность проявления различных способностей ярче всего была представлена в концепции Френсиса Гальтона. Он стал последовательным“дарвинистом”и связал в своих трудах идею наследования способностей и талантов человека с принципами естественного отбора и выживаемости видов. Но с момента выхода работ Гальтона, идеи выраженные в них, подвергались постоянной критике и сомнению в их правомерности. Было накоплено большое количество данных, в которых, с одной стороны, представлены доказательства наследуемости природных способностей, а с другой–зависимость проявлений способностей от благоприятных или неблагоприятных условий внешней среды. В развитии способностей большую роль играет сам человек. Можно найти много примеров из жизни, когда, например, в результате самовоспитания и упорной работы над собой музыкант может компенсировать у себя многие недостающие психологические качества для выполнения той работы, которая ему нравится или которую ему приходится выполнять в силу сложившихся жизненных обстоятельств. Для музыковедческой деятельности наиболее важным моментом оказываются способности к аналитическому и образному мышлению, умение передавать свои мысли и чувства хорошим литературным языком–так, чтобы потенциальные слушатели захотели бы после знакомства с музыковедческим трудом еще раз непосредственно обратиться к музыке. Для композитора самым важным является стремление переводить свои жизненные впечатления на язык музыкальных образов. Более разнообразные характеристики личностных черт были обнаружены при обследовании пианистов. Для них оказались свойственны хорошее приспособление к социальным требованиям, консерватизм в привычках и взглядах, низкое рабочее напряжение, проницательность. Но какими бы способностями не располагал музыкант от природы, ему, как и каждому человеку, стремящемуся чего-то достичь в жизни приходится прикладывать немало волевых усилий для преодоления барьеров внутреннего и внешнего плана. Итак, способности –это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью. “В субъективном плане человек может развивать способности беспредельно, добиваясь в своем личностном росте все новых и новых высот, но далеко не всегда ценные в субъективном плане достижения могут иметь объективную ценность”. (18; с. 290) Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности–прижизненное, а не врожденное образование. 1. 2. Значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|