на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Муз. воспитание детей дошкольного возраста
p>На подготовительном этапе, который длился в течение двух месяцев, детям было дано общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач.

    Развитие звуковысотного слуха
    Развитие динамического слуха
    Формирование тембрового восприятия
    Совершенствование чувства ритма

Были использованы музыкально-дидактические игры Кононовой Н. Г. , Комиссаровой Л. Н. , Костиной Э. П. , Михайловой М. А. На занятие к детям всегда приходил игровой персонаж Незнайка. Дети общались с ним, выступали в роли старших товарищей и“учителей”, когда ставилась цель чему-то обучить. Стремясь всему научить Незнайку, дети обучались сами. Благодаря этому все занятия проходили в игровой форме. Дети были очень эмоциональны, активны, откликались на музыкальные задания с большим желанием.

Незнайка в какой-то степени способствовал достижению высоких результатов и эффективности проводимых музыкально-дидактических игр.

    “Колобок”

Цель: развитие слухового внимания, динамического слуха, учить менять интонацию голоса.

Игровой материал: вырезанный из бумаги колобок, небольшие предметы, изображающие стог сена, елку, пенек, домик, гриб, указка, игровое поле-стол, шапочки зайца, волка, лисы и медведя.

Ход игры: все предметы расставлены на игровом поле. Водящий выходит за дверь или отворачивается от играющих. Участники договариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, затем зовут водящего. Входит водящий и в это время звучит текст:

    Укатился колобок, колобок – румяный бок.
    Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
    Ну-ка, Оля…(имя любого ребенка) по дорожке походи
    И по песенке веселой колобок ты отыщи.

Играющие поют песню “Журавлики”Парцхаладце. Водящий берет указку, водит ею от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихим голосом, если близко– громким.

Потом детям было предложено в качестве усложнения задания изобразить героев сказки. Им были даны шапочки, для того, чтобы они лучше вошли в образ, и должны были спеть определенную фразу, меняя интонацию голоса, в зависимости от того, какого героя они изображают, и при этом еще придумать движения. Например:

    Я серенький зайчишка
    Меня зовут трусишкой.
    Ребенок должен был пропеть это с трусливой интонацией.
    Я волк – зубами щелк,
    Свирепая интонация.
    Я медведь – люблю реветь.
    Интонация голоса должна быть грозная.
    Я рыжая лисичка
    Я хитрая сестричка.

Интонация голоса нежная и в то же время хитрая. (Лиса могла петь и нежной, ласковой интонацией).

Игра позволяла воспитывать у детей внимание, быстроту реакции, умения слушать пение детей. А задания в занимательной игровой форме способствовали не только тому, что дети были очень эмоциональны и активны, но и совершенствованию динамического слуха и певческих навыков. (Приложение № 1).

Для повышения интереса и эмоциональной активности у детей была использована музыкально-дидактическая подвижная игра, инсценировка небольшой сказки, где дети, изображая героев, должны были различать слова“громко”, “тихо”, “чуть потише”, “чуть погромче” и изображать это. Каждый раз героев играли дети с разным уровнем сформированности динамического слуха, и день ото дня можно было наблюдать что-то новое с элементами творчества детей.

    “Кот и мыши”
    Жил кот Василий. Ленивый был кот!
    Острые зубы и толстый живот.
    Очень тихо всегда он ходил.
    Громко настойчиво кушать просил.
    Да чуть потише на печке храпел.
    Вот Вам и все что он делать умел.
    Кот как-то раз видит сон вот такой
    Будто затеял с мышами он бой.
    Громко крича, он их всех исцарапал
    Своими зубами, когтистою лапой.
    В страхе тут мыши тихо взмолились:
    - Ой, пожалей, пощади, сделай милость!
    Тут чуть погромче воскликнул кот “Брысь! ”
    И врассыпную они понеслись.
    Пока кот спал, происходило вот что:
    Мыши тихо вышли из норки,
    Громко хрустя, съели хлебные корки,
    Потом чуть потише смеялись над котом
    Они ему хвост завязили бантом.
    Василий проснулся и громко чихнул;
    К стене повернулся и снова заснул.
    А мыши лентяю на спину забрались,
    До вечера громко над ним потешались.
    (Приложение № 2)
    “К нам гости пришли”

Цель: развитие тембрового восприятия, совершенствование чувства ритма. Игровой материал: Взрослые (воспитатель, музыкальный руководитель) и дети, изображающие гостей, ширма, карточки, на которых изображены детские музыкальные инструменты. Ход: Взрослый говорит: “Сегодня к нам должны прийти гости”. Стук дверь. Приходит медведь(взрослый в костюме медведя).

“Здравствуйте дети, я пришел к вам в гости. Я очень люблю плясать и играть. Сегодня я придумал такую игру: один из вас встает за ширму, выбирает там музыкальный инструмент, на котором он будет играть. А остальные будут угадывать, какой же это волшебный инструмент”.

Ребенок проходит за ширму, и с помощью взрослого выбирает инструмент, который больше всего подходит к неуклюжему медведю. В данном случае это будет бубен. Медведь пляшет под бубен, дети ему хлопают. По окончании пляски медведя дети должны угадать под какой инструмент он плясал. (Предварительно раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов).

Когда дети угадают, приходят другие гости, и каждый раз используются разные инструменты: зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка– под четкие удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка – под звон колокольчиков. (Приложение № 3)

Эта музыкально-дидактическая игра закрепила знания детей о музыкальных инструментах, приход“живых гостей” способствовал эмоциональному подъему и вызвал активность.

    “Что музыкальный инструмент расскажет о себе”
    Цель: закрепление знаний о музыкальных инструментах.

Игровой материал: музыкальные инструменты, озвученные и не озвученные (спрятанные в коробку), карточки с изображением музыкальных инструментов.

Ход игры: Коробка с инструментами стоит за ширмой. Ребенок подходит к ширме, вытаскивает из коробки инструмент, и, не показывая детям, начинает рассказывать о нем. Если ребенок затрудняется, взрослый задает ему вопросы: “Что умеет делать инструмент? ”, “Как извлекаются звуки? ”, “на что похож звук инструмента”. Дети могут задавать рассказчику вопросы. Игра повторяется до тех пор, пока дети не устанут, или пока все не побывают в роли рассказчика. Игру можно разнообразить тем, что в конце взрослый читает интересные истории и сказки о музыкальных инструментах.

    (Приложение № 4)

Музыкально-дидактическая игра помогла разнообразить и усовершенствовать знания детей о музыкальных инструментах, что в дальнейшем позволило проводить с ними индивидуальную работу, целью которой было обучение детей игре на простейших детских музыкальных инструментах.

    “Принц и принцесса”

Цель: совершенствование динамического восприятия и чувства ритма. Ход: дети рассаживаются на коврике лицом к центру круга, руки убирают за спину. Выбирается принц, который закрывает глаза, и в это время в ладошки одной из девочек кладут красивый бантик. Она принцесса. Принц должен узнать принцессу по громкой музыке. Звучит“Вальс” Е. Доги, принц медленно идет под музыку по кругу рядом с детьми взрослый регулирует динамику: от тихого звучания до громкого.

Слыша громко звучащую музыку, принц указывает на принцессу. Девочка раскрывает ладошки, показывает бантик.

Потом в качестве усложнения игры принц и принцесса должны танцевать, при этом придумав свой ритмический рисунок.

Игра проводилась несколько раз и “ритмические танцы”, придуманные детьми были очень разнообразны. (Приложение № 5)

    “Бубенчики”
    Цель: развитие звуковысотного слуха.
    Игровой материал: бубенчики.

Ход: Взрослый рассказывает: “Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик. Динь пел тоненьким голоском. “Динь-динь” – звучала его песенка. Дан пел песенку средним голоском: “Дан-дан”. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже чем у его братьев. “Дон-дон”- грозно звучала его песенка (используется фланелеграф, на котором три линеечки и бубенчики должны быть в своих домиках)”.

Дети должны повторить песенки разными голосами их голоса должны сливаться, когда одновременно поет 3-4 человека. (Приложение № 6)

На подготовительном этапе работы были использованы не только музыкально-дидактические игры и пособия, направленные на развитие той или иной музыкальной способности, но и“Экспресс-анализ и оценка музыкальной деятельности” под редакцией О. А. Сафоновой. (Приложение № 7)

Вся работа помогла выявить, что чувство ритма развито у старших дошкольников наиболее слабо, что и послужило основанием в дальнейшем для проведения, на основном этапе музыкально-дидактических игр только на развитие этой способности. Как известно, чувства ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. И подобранные музыкально-дидактические игры и пособия, несомненно, должны были служить этой цели.

Для успешного формирования музыкально-сенсорных способностей и для достижения более высокого результата работы был внесен элемент новизны– сочетание любой музыкально-сенсорной задачи с развитием чувства ритма. Были использованы следующие игры.

    “Подумай и отгадай”

Цель: придумывать детали ритмических рисунков, повтор уже знакомых, закрепление длительностей нот.

Материал: карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка. Ход: Детям раздаются карточки. На фортепиано звучат соответствующие мелодии: “Зайчик” Н. Старокадамского, “Медведь” В. Ребикова, “Воробушки” М. Красева. Дети узнают мелодии и поднимают соответствующие карточки. В качестве усложнения на следующем занятии детям было предложено прохлопать соответствующие мелодиям, ритмические рисунки и попробовать придумать свои, очень простые.

На следующем занятии дети уже должны были под песню “Вместе весело шагать”попробовать показать движениями героев: зайка прыгает - используются четвертные и восьмые ноты; медведь - целые ноты и половинки; птички– восьмые и шестнадцатые. Эта музыкально-дидактическая игра значительно улучшила реакцию детей на различение длительностей нот, способствовала более быстрому формированию звуковысотного слуха и чувства ритма.

    (Приложение № 8)
    “Прогулка”

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма. Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, кселофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: “Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты. Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)”.

Взрослый: “Испугались ребята такой погоды и побежали домой, - снова быстрые и ритмичные удары”.

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на“прогулке”, и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее. (Приложение № 9)

    “Научи матрешек танцевать”
    Игровой материал: большие и маленькие матрешки.

Ход: У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие. “Большая матрешка учит танцевать маленьких”- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: “Во поле березка стояла”, “Ах вы сени…”, “Вместе весело шагать”, “Солнечная капель”. Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

    (Приложение № 10)

Эта музыкально-дидактическая игра использовалась в качестве индивидуальной работы и на музыкальном занятии.

    “Определи по ритму”

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображены ритмический рисунок, а другая половина пустая, карточки, иллюстрирующие содержание песен, детские музыкальные инструменты (ложки, бубен, колокольчик, барабан, музыкальный молоточек). Играющим раздается 2-3 карточки.

Ход: Ведущий, ребенок или взрослый, исполняет ритмический рисунок песни или пляски (с помощью хлопков или просто стучит музыкальным молоточком по столу, используются деревянные ложки, барабан), знакомых детям: “Ах вы сени”, “Во поле береза стояла” русские народные песни, “Сегодня мамин праздник”, Парцхаладзе, “Солнечная капель” Соснин, “Разноцветная игра”, “Воробушки” М. Красева. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки. Ритмические рисунки могут быть непроизвольными: медленные удары в барабан– идет медведь, звон колокольчика – птичка летит. Дети должны угадать сами, без помощи взрослого. Примеры карточек и ритмических рисунков были самые разнообразные. (Приложение № 11)

    “Тень-тень”

Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме: - песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста

- дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок.

- пение по ролям: взрослый - автор, а дети – герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза). Каждый ребенок прохлопывает свою роль.

- пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок “спрятался”, ладошки “поют вместо него”. - вся песня от начала до конца поется ладошками

- когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.

    (Приложение № 12)
    “Укрась музыку”

Игровой материал: магнитофон с записью “Неаполитанской песни”П. И. Чайковского, детские музыкальные инструменты, которые раздаются детям (бубен, барабан, колокольчики, дудочка, треугольник, музыкальный молоточек). Ход: ребенок слушает сначала произведение, определяет его ритм, настроение. Потом, по показу взрослого дети пробуют применять прием оркестровки. Они повторяют ритм песни, как бы подыгрывая на музыкальном инструменте. Потом, в кульминационной части песни, инструменты звучат все одновременно. В качестве творческого задания детям предлагается проявить творчество: украсить звучание. Например, где-то можно уловить звон колокольчика, удар в барабан или бубен, металлофон.

В такой музыкально-дидактической игре дети различают характер музыки, настроение пытаются подстроиться под определенный ритм и уловить малейшие его изменения и проявляют творчество, что играет немаловажную роль в развитии чувства ритма.

    2. 3. Анализ и результаты практической работы

Все используемые музыкально-дидактические игры и пособия применялись в течение нескольких занятий, постепенно становясь разнообразней и сложней, что позволило судить о своеобразии музыкального развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержанием музыкальных занятий.

Кроме того, для более успешного развития у старших дошкольников чувство ритма были использованы фрагменты системы элементарного музицирования австрийского композитора Карла Орфа.

    В результате музыкальных занятий было выявлено:
    - слуховое внимание детей стало более организованным;

- появилась быстрая и четкая реакция на высокие и низкие звуки; - ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в передаче его звучащими жестами и на металлофоне;

- улучшилась реакция детей на определении инструментов по тембровому и динамическому звучанию.

Завершает работу конкретный практический материал, который отражен в приложении.

Проведенная работа показала, что в соответствии с целью, объектом, предметом исследования, и в процессе изучения методической литературы по проблеме у детей музыкально-сенсорных способностей, мы пришли к выводу, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально-сенсорных. И развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкально руководителя, осуществляться различными методами и средствами. В том числе с помощью музыкально-дидактических игр и пособий.

    Заключение

В практической части проводимой работы авторы еще раз убедились в том, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально-сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкально развития.

Предлагаемые музыкально-дидактические игры, фрагменты занятий не являлись самоцелью, а лишь способствовали развитию не только музыкально-сенсорных способностей, но и творческих.

Наработанный наглядный вспомогательный музыкальный материал позволил в простой доступной игровой форме дать детям представление о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать гамму чувств, настроений, предаваемых ею.

Мы пришли к выводу, что музыкальные задания, выполненные с помощью музыкально-дидактических игр и пособий, вызывает интерес, активность у детей, развивают самостоятельность в музыкальной деятельности, которая приобретает творческий характер.

Предлагаемый авторами обобщенный, систематизированный опыт со старшими дошкольниками по развитию у них музыкально-сенсорных способностей доступен в овладении любым педагогом, музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования его в детских дошкольных образовательных учреждениях, как на музыкальном занятии, так и в индивидуальной работе по музыкальному воспитанию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.