на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников на архитектурных образцах православных памятников Санкт-Петербурга - (реферат)
p>Осуществление стасовского архитектурного замысла удачно приобщило Смольный монастырь к лежащей перед ним городской площади и связало его с городом. Таким образом, монастырский ансамбль получил архитектурное и градостроительное завершение.

    НИКОЛЬСКИЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ СОБОР.

Одним из учеников Растрелли был выдающийся русский архитектор Савва Иванович Чевакинский. Его Никольский собор - один из самых блестящих образцов барокко в России.

Собор Николы Морского строился 9 лет: с 1753 по 1762 год. В постройке ясно сказалось влияние Растрелли, но в то же время обнаружилось и огромное самостоятельное дарование его русского ученика.

Ансамбль собора включает храм и колокольню, расположившуюся неподалеку. Зданию храма присуща монументальность, обусловленная масштабом сооружения и использованием в оформлении фасадов большого ордера, определяет общее впечатление, возникающее при его осмотре. Массив собора увенчивают пять восьмигранных барабанов, завершенных куполами и луковичными главками. Колокольня строилась с1756 по 1757 года. Это одно из прекраснейших сооружений 18 века. “Фигурность”кладки трехъярусной колокольни определялась сложностью ее архитектурной декорации. Ярусы здания украсили колонны на постаментах, несущие сложно профилированный антаблемент. Стены двух нижних ярусов получили криволинейные вогнутые очертания, в отличие от стен верхнего круглого в плане яруса, служащего основанием полусферического купола, завершенного барабаном и тонким, изящным шпилем.

Сам собор снаружи Чевакинский декорировал колоннами, в постановке которых сказалось влияние некоторых образцов московского зодчества конца 17 столетия. Все выступающие углы архитектор обработал тремя колоннами, из которых средняя поставлена по биссектрисе угла. Этим достигнута мягкость, округленность фасадных линий. Тот же эффект дают большие убранные лепкой волюты на цоколях малых подкупольных башен. Они создают плавные органические переходы от основного объема здания к его верхнему ярусу.

Декорация стен собора достойна растреллевской руки, но в ней нет “варварской мощи”учителя, она гораздо женственнее в своих дробных, изящно прочувствованных формах, однако мастерство, та уверенность, с которой рассчитаны здесь некоторые приемы, прямо поразительны.

Пластика архитектурных элементов великолепно согласуется со скульптурными композициями. Это горельефные и даже вылепленные в полном объеме головы херувимов.

В решении всех фасадов собора, за исключением восточного с апсидой, использован мотив балконов с кованными узорными решетками и кронштейнами. В обработку интерьеров Чевакинский внес черты дворцовой архитектуры, ее праздничности. Исключительно важную роль сыграла здесь резьба. Иконостасы верхней и нижней церкви выполнены столярным мастером Савелием Никулиным и резным подмастерьем Игнатием Канаевым. Великолепная по пропорциям колоннада верхней церкви - один из шедевров русского декоративного искусства. Проект ее иконостаса был разработан Чевакинским и утвержден в 1755 году. Образа взялись написать хранители и продолжатели традиций русской иконописи 17 века братья Федот Лукич и Мина Лукич. Черты барокко сказались не столько в композиции, написанных ими икон, сколько в колорите и в использовании характерных для барокко орнаментальных мотивов.

Таким образом Никольский собор можно считать одним из самых блестящих образцов барокко в России.

    КАЗАНСКИЙ
    СОБОР.

Казанский собор занимает выдающееся положение по своей святыне: чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Эта икона - третий список Казанской иконы, если за первый считать самую древнюю икону 16 века.

Уже в 1710 году на Большой Посадской улице обозначилась Казанская часовня, а в ближайшие годы для Казанской иконы там же была построена церковь. Анна Иоановна выстроила большой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы на нынешнем Невском проспекте. От иконы церковь стала называться Казанской, а Елизавета Петровна переименовала ее в собор.

Мысль о постройке нынешнего Казанского собора и начало дела принадлежит Павлу Первому, но заложить его он так и не успел - торжество закладки совершил Александр Первый. Казанский собор был отстроен очень быстро: за 10 лет. В 1801 году была совершена закладка, а уже в 1811 году, в день празднования коронации государя - освящение.

Архитектор собора - А. Н. Воронихин - был крепостным графа Строганова. Он построил ряд частных домов, отделал для графа несколько комнат в его расстрелевском дворце на Мойке и, наконец, построил Строгановскую дачу на Большой Невке. Но талант архитектора полностью раскрылся в проекте Казанского собора. Если бы осуществился его проект постройки второй колоннады и обработки трех площадей - западной, южной и северной, - то это было бы единственное в мире, не имеющее прототипа сооружение.

Согласно плану, вторая колоннада должна была смотреть на южную площадь и иметь в правом крыле портал, открывающий проезд на Казанскую улицу, а на левом крыле - портал для проезда с Екатерининского канала. Два этих портала должны были быть ограничены глухими стенами, украшенными колоннами с внутренней стороны. Посреди площади предполагался обелиск.

Западная площадь со стороны главного входа ограничена богатейшей чугунной решеткой с двумя гранитными массивами по концам, примыкающим к порталам. В настоящем виде собор имеет 56 гранитных колонн с бронзовыми капителями внутри и 144 из пудожского камня снаружи. И те, и другие - коринфского ордера: внутри - гладкие, снаружи - с каннелюрами. Поверх богатого антаблемента и порталов высится по всему периметру собора высокий парапет, быть может несколько тяжелый, но облегченный скульптурными фризами работы Мартоса и Прокофьева. Внутри собор представляет собой два перекрещивающихся корабля, которые образуют два ряда парных колонн, перекрыты коробовыми сводами, которые пышно украшены богатыми кессонами. Простота и серьезность композиции, строгая выисканность пропорций придают храму торжественный вид. В общей композиции собора - строгая, но не сухая классика екатерининский времен. Оставаясь серьезным и торжественным, собор излучает какое-то нежное очарование, поэзию и теплоту. Не только экстерьер, но и интерьер собора великолепен. Над живописным украшением собора работали лучшие в свое время художники: Боровиковский, Кипренский, Угрюмов, Шебуев. Главный иконостас был более позднего происхождения: он создан в 1834 году по рисунку К. Тона из церковного серебра. По своему внешнему величию и внутренней красоте Казанский собор - один из прекраснейших храмов нашего города.

    ИСААКИЕВСКИЙ
    СОБОР.

В центре города, недалеко от набережной Невы, на просторе собственной площади, возвышается Исаакиевский собор, предназначенный быть первым кафедральным собором Петербурга.

История собора очень интересна. В 1710 году Петр Великий отдал под временную церковь чертежный амбар напротив Адмиралтейства, который стал ему тесен. Над деревянным зданием была надстроена простая колокольня и маленькая главка вверху алтаря. Через 7 лет на месте нынешнего“Медного всадника”была заложена каменная Исаакиевская церковь. Она строилась в 1717-1727 годах по проекту Г. Маттарнови. Однако берег Невы стал оседать под ней, и в стенах появились трещины.

В конце царствования Елизаветы было решено разобрать старую церковь и, укрепив берег, построить новую. За построение взялась уже Екатерина Вторая, избравшая новый, более величественный план. Строительство началось в 1786 году по проекту архитектора А. Ринальди. Достроил церковь уже Павел Первый наскоро и по упрощенному проекту В. Берна. В этом храме праздновалось столетие новой столицы, но через 13 лет упавший громадный кусок штукатурки заставил прекратить богослужения. Тогда государь решил построить собор по проекту Монферана. Храм строился в 1819-1858 годах.

Размеры фундамента огромны. Он состоит из сплошной плотной массы гранита, которая держится на сваях. Длина собора - 109 метров, ширина - 97, высота с крестом - 100. 1. По четыре стороны громадного главного купола возвышаются четыре маленькие колокольни в виде небольших куполов. Наружные стены собора покрыты рускеальским мрамором из Северного Приладожья. Фундамент обложен цоколем из двух рядов камней финляндского гранита. Из того же цельного гранита сделаны все 112 колонн, украшающие храм снаружи. В мире нет другой церкви, которая имела бы столько грандиозных монолитов такой величины. 48 колонн держат портики храма. В фронтонах этих портиков - четыре превосходных группы горельефов, отлитых по рисункам Витали и Лемера.

Внутри по цоколю вдоль четырех стен собора - широкие галереи, предназначенные для хранения ризницы, церковной утвари, книг. Величественные лестницы с трех сторон ведут к трем дверям собора. Внутри собор темный, несмотря на облицовку белым мрамором, но очень многие богомольцы любят Исаакиевский собор именно за этот величественный наполняющий его сумрак.

Более других частей освещен до самых сводов иконостас храма, занимающий всю ширину собора. Он - из белого мрамора с инкрустациями малахита, ляпис-лазури и других цветных мраморов. Местные иконы выполнены в мозаике по рисункам известных художников, главным образом Неффа.

Великолепие собора обошлось императорам в огромную сумму. Несмотря на повреждения собора во время Великой Отечественной войны, он остался одним из самых величественных зданий Петербурга.

    СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.
    СОБОР.

Наравне с Исаакиевским гордостью нашего города является так же Преображенский собор. Вид на храм открывается от перекрестка Литейного проспекта с улицей Пестеля.

Собор окружен оградой из стволов настоящих трофейных турецких пушек. Был сооружен в 1743-1754 годах по проекту архитекторов М. Г. Земцова и П. -А. Трезини и перестроен в 1827-1829 годах В. П. Стасовым.

Первый этаж собора представляет собой в плане крест, а с западной стороны находится портик коринфского ордера. Второй этаж представлен пятью барабанами с куполами. В обработке окон Стасов пытается найти новое решение, отбросив обычный в александровское время прием сандрика или простого голого пролета окна.

Спасо-Преображенский собор явился попыткой Стасова найти новое решение для русской церкви: здесь классический стиль (1 этаж) соединен с византийским стилем (2 этаж).

    ХРАМ ВОСКРЕСЕНИЯ
    ХРИСТОВА.

С правой стороны Екатерининского канала, недалеко от Невского проспекта над водой высится нарядный многоглавый храм Воскресения Христова, - Спас-на-Крови, как он зовется в народе. Его сложный живописный силуэт, яркое многокрасочное убранство воспринимаются резким контрастом классицистическим ансамблям. Здание было возведено в 1883 - 1907 годах как храм - памятник на месте, где 1 марта 1881 года по решению Исполнительного комитета“Народной воли”было совершено покушение на Александра Третьего народовольцем И. И. Гриневицким.

Первоначально было задумано выстроить на месте катастрофы только часовню, но обилие поступивших пожертвований скоро потребовало сооружения более величественного памятника. 6 октября митрополитом Петербургским Исидором была совершена закладка настоящего храма.

План храма был до подробностей разработан, а затем и выполнен художником-архитектором А. А. Парландом. Храм действительно явился достойным памятником Александру. Снаружи, на 20-ти больших гранитных досках во впадинах высокого цоколя, кругом всего храма начертана вся история царствования императора, все реформы и законоположения. Западная часть храма под колокольней занята особой часовней: здесь место скорбного события. Панель и мостовая, обрызганные кровью царя, со следами бомб, и часть перил канала были разобраны, сохранены и вновь в точности уложены на этом месте. Над местом была поставлена сень - художественный шатер на серо-фиолетовых яшмовых колонах, над ним - крест из граненых топазов.

Обращаясь к художественной стороне здания, можно увидеть сознательное обращение архитектора к русскому стилю 17 века. Таково было желание Александра Третьего. Здание представляет интерес как программный образец архитектуры“русского стиля”и уникальный памятник монументально - декоративного искусства. А. А. Парланд переработал композиционные приемы и формы древнего московского и ярославского зодчества 17 века.

К основному объему, увенчанному пятиглавием, примыкают колокольня с золотым куполом и три апсиды. Пять глав венчают среднюю часть храма, главная из них узкая, шатровая, - сама увенчана наверху малой луковичной главкой. Центральный шатер достигает высоты 81 метра. Главы покрыты разноцветными извивами и узорами эмали - это первый пример применения эмали на таких обширных поверхностях и притом выпуклых. Еще три главки над тремя выступами алтаря оформлены с применением золоченой мозаики.

Фасады облицованы гранитом и мрамором, орнаментированным кирпичом и разноцветной плиткой. Они буквально испещрены декором: фигурными наличниками и кокошниками, поясками и изразцами.

Художественная значимость сооружения во многом определяется уникальным ансамблем его мозаик. Они создавались мозаичной мастерской А. А. и В. А. Фроловых по оригиналам многих знаменитых художников, в том числе В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. П. Рябушкина, В. В. Беляева, Н. Н. Харламова. Если на фасадах мозаика включена в кокошники и ниши, то внутри она сплошь покрывает стены, столбы и своды. На стенах храма и в иконостасе нет ни одного живописного произведения. Более широкого применения мозаики в мире пока нет. Иконостас сделан из нескольких оттенков светлых итальянских мраморов. От Михайловского сада храм отделяет полукруглая ограда, исполненная в 1903 1907 годах на предприятиях К. Винклера по проекту А. А. Парланда. Рисунок кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна.

До недавнего времени в здании церкви, которое было передано музею - памятнику “Исаакиевский собор”, велись реставрационные работы. Сейчас они закончены, и храм открыт для посетителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.