p>Методически в анкетных опросах номинальные предпочтения определяются вопросами типа: “запишите, пожалуйста, ваших любимых телепередач”. Как правило, подростки, отвечая на этот вопрос, упоминают не отдельные выпуски, а целые рубрики, что позволяет замерить номинальные предпочтения аттитюдного уровня. В этом исследовании в случае номинальных предпочтений ограничились изучением лишь аттитюдного уровня. Ориентации на тот или иной вид СМИ названы медиальными. Ориентации на тот или иной тип медиатекстов обозначают как жанрово тематические. Итак, м-к ориентации проявляются на уровне номинальных предпочтений; медиальных ориентаций; жанрово-тематических ориентаций. Таким образом, рассматриваемая в исследовании проблема переходит в план конкретизации характера связи между ценностными ориентациями личности и двумя более низкими уровнями личностных диспозиций. Ценностные ориентации личности в данной работе понимаются как направленное “отношение личности к целям жизненным и средствам удовлетворения этих целей, детерминирующим общим социальным условием, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов”.
Это понятие столь многогранно, а “царство ценностей”
Столь обширно, что всякий раз эмпирической исследование ценностных ориентаций удается провести лишь в достаточно узких рамках. В данной работе сужен ценностно-0ориентационный спектр до двух списков ценностей, предпочитаемых М. Рокичем, что, бесспорно, накладывает существенные ограничения на результаты исследования, поскольку списки Рокича сформированы им в социально-культурном хронотипе и отличаются характерной “аксиологической” приземленностью. Как известно, первый из этих двух списков (А) содержит 18 терминальных ценностей. То есть ценностей–целей жизнедеятельности. Второй список (В)содержит 18 инструментальных ценностей, то есть ценностей-средств для достижения жизненных целей. Количественное описание ценностных ориентаций в данном исследовании осуществлялось также в идеологии Рокича, который предложил не сложную процедуру–ранжирование ценностей отдельно для каждого списка с запретом на связанные ранги (наиболее ценные R=18, наименее ценные R=1, то есть наименьшее возможное значение). Определенные таким образом рангами значения расширились как натуральные числа. Для количественного описания связей между ценностными ориентациями и МК ориентациями был введен специальный параметр–индекс ценностной близости (ИЦБ), определенный как коэффициент коррекции Пирсона между средними ранговыми значениями ценностей по всей выборке и средними ранговыми значениями ценностей в группах предпочтения некоторого медиаобъекта, либо индивидуальными ранговыми значениями ценностей ИЦБ, рассчитанных отдельно для терминального и инструментального списков. Эксперимент проводится среди студенток психологических факультетов педагогических учебных заведений–предельно однородной социальной группы. Среди множества типов СМСИ выделили исследование ТВ, радио, газет, журналов. МК-ориентиры студенток изучались на уровне аттитюдных номинальных предпочтений, медиальных ориентиров и жанрово-тематических ориентация в районе 4 видов СМИ. Таким образом цель работы –установить жанровые связи между ценностными ориентациями студенток московских педагогических учебных заведений и их МК– ориентациями.
В ходе реализации целей решались задачи: Выявить ценностные ориентации испытуемых.
Выявить МК-ориентации для указанной социальной группы, определив популярность а) различных видов медиатекстов для СМИ;
в) различных видов медиатекстов для 4 видов СМИ; г) названий конкретных газет, журналов, телеканалов.
Для каждого из рассмотренных уровней МК-ориентаций определятся жанровые связи между популярностью медиаобъекта и индексом ценностной близости для соответствующей группы предпочтений. В исследовании использовались батареи из двух методик. Специально составленная анкета из 11 вопросов, которая позволила выявить МК-лориентации на двух уровнях и методика М. Рокича “Ценностные ориентации”. Для обработки анкеты использовался частотный анализ объектов. Результаты, полученные с помощью теста М. Рокича обрабатывались следующим образом. Сначала были определены ранговые значения каждого, ценности у каждого испытуемого. Затем были посчитаны средние ранговые значения. Достоверность полученных результатов определялась методом статистического вывода на основании критериев xy-квадрат при расчете популярности.
В итоге были получены выводы:
На примере предельно однородной социально-демографической группы московских студентов психологических заведений исследователи попытались обнаружить характерные связи между ценностными и МК-ориентациями испытуемых. Выяснилось, что в случае популярных медиаобъектов любого из трех выделенных уровней МК-ориентаций существует эффект ценностного сопряжения групп предпочтения, популярных медиаобъектов.
Выводы:
Среди студенток психолого-педагогических факультетов московских педагогических учебных заведений наиболее значимыми из списка Рокича оказались: “любовь”, “здоровье”, “хорошие и верные друзья”, “уверенность в себе”. Выявлены МК-ориентации студенток на медиальном уровне для пяти видов СМИ, на жанрово-тематическом и аттитюдном номинальных уровнях для 4-х видов СМИ. Иерархия популярности видов СМИ такова: ТВ, журналы, радио, газеты. Наиболее популярными видами медиатекстов оказались: женские журналы, газеты, журналы о кино, ТВ, радио, журналы о семье, домашнем хозяйстве, молодежные издания, газеты-кроссворды, психолого-педагогические газеты. телетрансляции художественных фильмов, юмористических передач, передачи о жизни молодежи. Зафиксированы возрастные изменения в МК-ориентациях. В случае медиальных ориентаций они статистически незначимы. Все изменения согласуются с зафиксированными возрастными ценностями сдвигами в сторону усиления значимости ценности семьи и удаление от духовных ценностей. Данное исследование было проведено Барановой М. А. и Шариповым А. В. и оно еще раз подтверждает то, что ценностные ориентации являются неотъемлемой частью структуры личности. Исследования ЦО безусловно связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу. И здесь, не смотря на различные подходы понимания психологической природы ЦО, все исследователи признают, что особенности содержания и структуры ЦО личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Также единодушно мнение ученых о том, что ЦО играют главную роль в регуляции социального поведения личности, включая диспозиции личности, ее установки, интересы, мотивы, влечения и, конечно, смысл бытия человека. 2. 2. Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов. Нами было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов:
Теоретическое исследование.
Исследование ценностных ориентаций у учащихся 10-х филологического и математического классов педагогического лицея при ОПУ №1– лица женского пола. Исследование ценностных ориентаций у учащихся групп 3 – 102 Омского колледжа транспортного строительства – лица женского пола. В исследовании приняли участие 78 человек: 36 девушек и 42 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:
Метод наблюдения.
Метод анкетирования “Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения” (см. приложение). Методика предназначена для выявления психологических особенностей ЦО как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ЦО как психологического механизма. Для исследования были использованы анкеты, демонстративный плакат со шкалой оценок. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете. Необходимо было оценить степень того, насколько для испытуемых важно, значимо то, о чем говорится в суждении. Общее количество суждений–19, они разделены на блоки. Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности формирования ценностных ориентаций. К первому блоку относятся суждения, характеризующие возможность и значимость профессии в жизнедеятельности человека, - это 1, 8, 15 суждения. Во второй блок входят суждения, характеризующие роль взаимоотношений со сверстниками, - это 3, 10, 17 высказывания. Суждения, которые вошли в третий блок описывают окружение человека (обстановка в квартире, одежда, книги и так далее)–это 2, 9, 16 высказывания. В четвертый блок включены суждения, которые характеризуют образ “Я” - это 4, 5, 6, 11, 12, 13 суждения. И, наконец, в пятый блок–высказывания, связанные с возможностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности– это 7, 14, 18, 19 суждения. Каждое высказывание необходимо оценивать с учетом трех параметров: Насколько активно вы добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности. Как часто вы мечтаете о данном предмете, явлении. Насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говориться в суждении. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся 10-го математического и 10-го филологического классов педагогического лицея при ОПУ №1, представленные в таблице 1. Данное исследование было проведено в январе-феврале 2000-го года.
Таблица 1
Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10-го математического и 10-го филологического классов педагогического лицея при ОПУ №1
Реальность Мечты Необходимость 10 мат. 10 фил. 10 мат. 10 фил. 10 мат. 10 фил. 1. Любимый человек 1. Любимый человек 1. Хорошее взаимопонимание с друзьями 1. Верный, надежный, преданный друг 1. Любимая и интересная работа 1. Верный, надежный, преданный друг 2. Верный, надежный, преданный друг 2. Хорошее взаимопонимание с друзьями 2. Верный, надежный, преданный друг 2. Сделать для себя настоящего человека 2. Сделать для себя настоящего человека 2. Хорошее взаимоотношение с друзьями 3. Сделать для себя настоящего человека 3. Авторитет и уважение товарищей 3. Любимый человек 3. Любимая и интересная работа 3. Целеустремленные, волевой человек 3. Любимый человек
Три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали 1) реальность, 2) мечты, 3) необходимость для будущей жизни. В реальности девушки как математического так и филологического классов на первое и второе место ставят ценности “Любимый человек” и “Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание” соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность “Сделать из себя настоящего человека”, а из 10-го филологического - “Авторитет и уважение товарищей”. Таким образом, мы еще раз убедились, что в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время. Во второй графе, названной “мечты” на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность “Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним”. Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему “Верный, надежный, преданный друг”, а у филологического класса ценность “Сделать из себя настоящего человека”. Третье место у девушек математического класса занимает ценность “Любимый человек”, а у девушек филологического класса–“Любимая и интересная работа”. Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни. И, наконец, третья графа “Необходимо для будущей жизни”. Здесь картина изменится коренным образом. Девушки 10-го математического на первое место ставят “Любимая и интересная работа”, тогда как девушки 10-го филологического ведущей ценностью определяют “Верный, надежный, преданный друг”. На втором месте у филологического класса–ценность “Сделать из себя настоящего человека”. Математический класс на второе место поставил “Хорошие взаимоотношения с друзьями”. И, наконец, на третьем месте ценность “Целеустремленный, волевой человек” - у 10-го математического класса, и “Любимый человек” у 10-го филологического класса. Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического класса ведущими выделяют ценности социальной успешности индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья. Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций мужского пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства. Данное исследование было проведено в декабре 2001 года. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2. Таблица 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|