на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Опережающее обучение Софьи Николаевны Лысенковой - (курсовая)
p>Методически в анкетных опросах номинальные предпочтения определяются вопросами типа: “запишите, пожалуйста, ваших любимых телепередач”. Как правило, подростки, отвечая на этот вопрос, упоминают не отдельные выпуски, а целые рубрики, что позволяет замерить номинальные предпочтения аттитюдного уровня. В этом исследовании в случае номинальных предпочтений ограничились изучением лишь аттитюдного уровня. Ориентации на тот или иной вид СМИ названы медиальными. Ориентации на тот или иной тип медиатекстов обозначают как жанрово тематические.

Итак, м-к ориентации проявляются на уровне номинальных предпочтений; медиальных ориентаций; жанрово-тематических ориентаций. Таким образом, рассматриваемая в исследовании проблема переходит в план конкретизации характера связи между ценностными ориентациями личности и двумя более низкими уровнями личностных диспозиций.

Ценностные ориентации личности в данной работе понимаются как направленное “отношение личности к целям жизненным и средствам удовлетворения этих целей, детерминирующим общим социальным условием, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов”.

    Это понятие столь многогранно, а “царство ценностей”

Столь обширно, что всякий раз эмпирической исследование ценностных ориентаций удается провести лишь в достаточно узких рамках. В данной работе сужен ценностно-0ориентационный спектр до двух списков ценностей, предпочитаемых М.  Рокичем, что, бесспорно, накладывает существенные ограничения на результаты исследования, поскольку списки Рокича сформированы им в социально-культурном хронотипе и отличаются характерной “аксиологической” приземленностью. Как известно, первый из этих двух списков (А) содержит 18 терминальных ценностей. То есть ценностей–целей жизнедеятельности. Второй список (В)содержит 18 инструментальных ценностей, то есть ценностей-средств для достижения жизненных целей. Количественное описание ценностных ориентаций в данном исследовании осуществлялось также в идеологии Рокича, который предложил не сложную процедуру–ранжирование ценностей отдельно для каждого списка с запретом на связанные ранги (наиболее ценные R=18, наименее ценные R=1, то есть наименьшее возможное значение). Определенные таким образом рангами значения расширились как натуральные числа.

Для количественного описания связей между ценностными ориентациями и МК ориентациями был введен специальный параметр–индекс ценностной близости (ИЦБ), определенный как коэффициент коррекции Пирсона между средними ранговыми значениями ценностей по всей выборке и средними ранговыми значениями ценностей в группах предпочтения некоторого медиаобъекта, либо индивидуальными ранговыми значениями ценностей ИЦБ, рассчитанных отдельно для терминального и инструментального списков. Эксперимент проводится среди студенток психологических факультетов педагогических учебных заведений–предельно однородной социальной группы. Среди множества типов СМСИ выделили исследование ТВ, радио, газет, журналов. МК-ориентиры студенток изучались на уровне аттитюдных номинальных предпочтений, медиальных ориентиров и жанрово-тематических ориентация в районе 4 видов СМИ.

Таким образом цель работы –установить жанровые связи между ценностными ориентациями студенток московских педагогических учебных заведений и их МК– ориентациями.

    В ходе реализации целей решались задачи:
    Выявить ценностные ориентации испытуемых.

Выявить МК-ориентации для указанной социальной группы, определив популярность а) различных видов медиатекстов для СМИ;

    в) различных видов медиатекстов для 4 видов СМИ;
    г) названий конкретных газет, журналов, телеканалов.

Для каждого из рассмотренных уровней МК-ориентаций определятся жанровые связи между популярностью медиаобъекта и индексом ценностной близости для соответствующей группы предпочтений.

В исследовании использовались батареи из двух методик. Специально составленная анкета из 11 вопросов, которая позволила выявить МК-лориентации на двух уровнях и методика М.  Рокича “Ценностные ориентации”.

Для обработки анкеты использовался частотный анализ объектов. Результаты, полученные с помощью теста М.  Рокича обрабатывались следующим образом. Сначала были определены ранговые значения каждого, ценности у каждого испытуемого. Затем были посчитаны средние ранговые значения. Достоверность полученных результатов определялась методом статистического вывода на основании критериев xy-квадрат при расчете популярности.

    В итоге были получены выводы:

На примере предельно однородной социально-демографической группы московских студентов психологических заведений исследователи попытались обнаружить характерные связи между ценностными и МК-ориентациями испытуемых. Выяснилось, что в случае популярных медиаобъектов любого из трех выделенных уровней МК-ориентаций существует эффект ценностного сопряжения групп предпочтения, популярных медиаобъектов.

    Выводы:

Среди студенток психолого-педагогических факультетов московских педагогических учебных заведений наиболее значимыми из списка Рокича оказались: “любовь”, “здоровье”, “хорошие и верные друзья”, “уверенность в себе”. Выявлены МК-ориентации студенток на медиальном уровне для пяти видов СМИ, на жанрово-тематическом и аттитюдном номинальных уровнях для 4-х видов СМИ. Иерархия популярности видов СМИ такова: ТВ, журналы, радио, газеты. Наиболее популярными видами медиатекстов оказались:

женские журналы, газеты, журналы о кино, ТВ, радио, журналы о семье, домашнем хозяйстве, молодежные издания, газеты-кроссворды, психолого-педагогические газеты.

телетрансляции художественных фильмов, юмористических передач, передачи о жизни молодежи.

Зафиксированы возрастные изменения в МК-ориентациях. В случае медиальных ориентаций они статистически незначимы.

Все изменения согласуются с зафиксированными возрастными ценностями сдвигами в сторону усиления значимости ценности семьи и удаление от духовных ценностей. Данное исследование было проведено Барановой М. А. и Шариповым А. В. и оно еще раз подтверждает то, что ценностные ориентации являются неотъемлемой частью структуры личности.

Исследования ЦО безусловно связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу. И здесь, не смотря на различные подходы понимания психологической природы ЦО, все исследователи признают, что особенности содержания и структуры ЦО личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности. Также единодушно мнение ученых о том, что ЦО играют главную роль в регуляции социального поведения личности, включая диспозиции личности, ее установки, интересы, мотивы, влечения и, конечно, смысл бытия человека.

2. 2. Исследование ценностных ориентаций у учащихся старших классов. Нами было проведено исследование ценностных ориентаций старшеклассников. Исследование проходило в несколько этапов:

    Теоретическое исследование.

Исследование ценностных ориентаций у учащихся 10-х филологического и математического классов педагогического лицея при ОПУ №1– лица женского пола. Исследование ценностных ориентаций у учащихся групп 3 – 102 Омского колледжа транспортного строительства – лица женского пола. В исследовании приняли участие 78 человек: 36 девушек и 42 юноши. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у учащихся старших классов были использованы методы:

    Метод наблюдения.

Метод анкетирования “Исследование психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения” (см. приложение). Методика предназначена для выявления психологических особенностей ЦО как механизма регуляции поведения. С помощью данной методики можно выявить доминирующие экзистенциональные ценности в зависимости от уровня и аспекта регуляции, степень сформированности ЦО как психологического механизма. Для исследования были использованы анкеты, демонстративный плакат со шкалой оценок. Испытываемым было дано задание на оценку суждений, которые представлены в анкете. Необходимо было оценить степень того, насколько для испытуемых важно, значимо то, о чем говорится в суждении. Общее количество суждений–19, они разделены на блоки. Это повышает информативность методики, позволяет более дифференцированно описать психологические особенности формирования ценностных ориентаций.

К первому блоку относятся суждения, характеризующие возможность и значимость профессии в жизнедеятельности человека, - это 1, 8, 15 суждения. Во второй блок входят суждения, характеризующие роль взаимоотношений со сверстниками, - это 3, 10, 17 высказывания. Суждения, которые вошли в третий блок описывают окружение человека (обстановка в квартире, одежда, книги и так далее)–это 2, 9, 16 высказывания. В четвертый блок включены суждения, которые характеризуют образ “Я” - это 4, 5, 6, 11, 12, 13 суждения. И, наконец, в пятый блок–высказывания, связанные с возможностью и значимостью для человека того положения, которое он занимает в различных сферах жизнедеятельности– это 7, 14, 18, 19 суждения. Каждое высказывание необходимо оценивать с учетом трех параметров: Насколько активно вы добиваетесь реализации обозначенной в суждении ценности. Как часто вы мечтаете о данном предмете, явлении.

Насколько для вашей будущей жизни важно, значимо то, о чем говориться в суждении.

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций у учащихся 10-го математического и 10-го филологического классов педагогического лицея при ОПУ №1, представленные в таблице 1. Данное исследование было проведено в январе-феврале 2000-го года.

    Таблица 1

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у девушек 10-го математического и 10-го филологического классов педагогического лицея при ОПУ №1

    Реальность
    Мечты
    Необходимость
    10 мат.
    10 фил.
    10 мат.
    10 фил.
    10 мат.
    10 фил.
    1. Любимый человек
    1. Любимый человек
    1. Хорошее взаимопонимание с друзьями
    1. Верный, надежный, преданный друг
    1. Любимая и интересная работа
    1. Верный, надежный, преданный друг
    2. Верный, надежный, преданный друг
    2. Хорошее взаимопонимание с друзьями
    2. Верный, надежный, преданный друг
    2. Сделать для себя настоящего человека
    2. Сделать для себя настоящего человека
    2. Хорошее взаимоотношение с друзьями
    3. Сделать для себя настоящего человека
    3. Авторитет и уважение товарищей
    3. Любимый человек
    3. Любимая и интересная работа
    3. Целеустремленные, волевой человек
    3. Любимый человек

Три параметра, с учетом которых необходимо было оценить высказывания, мы условно назвали 1) реальность, 2) мечты, 3) необходимость для будущей жизни. В реальности девушки как математического так и филологического классов на первое и второе место ставят ценности “Любимый человек” и “Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание” соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность “Сделать из себя настоящего человека”, а из 10-го филологического - “Авторитет и уважение товарищей”.

Таким образом, мы еще раз убедились, что в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.

Во второй графе, названной “мечты” на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность “Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним”. Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему “Верный, надежный, преданный друг”, а у филологического класса ценность “Сделать из себя настоящего человека”. Третье место у девушек математического класса занимает ценность “Любимый человек”, а у девушек филологического класса–“Любимая и интересная работа”. Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни.

И, наконец, третья графа “Необходимо для будущей жизни”. Здесь картина изменится коренным образом. Девушки 10-го математического на первое место ставят “Любимая и интересная работа”, тогда как девушки 10-го филологического ведущей ценностью определяют “Верный, надежный, преданный друг”. На втором месте у филологического класса–ценность “Сделать из себя настоящего человека”. Математический класс на второе место поставил “Хорошие взаимоотношения с друзьями”. И, наконец, на третьем месте ценность “Целеустремленный, волевой человек” - у 10-го математического класса, и “Любимый человек” у 10-го филологического класса. Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического класса ведущими выделяют ценности социальной успешности индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья.

Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций мужского пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства. Данное исследование было проведено в декабре 2001 года. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2. Таблица 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.